Тема: Вес воздуха. Атмосферное давление
Цель урока: убедиться, что воздух имеет вес, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления.
Задачи:
– образовательные: вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.
– развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.
1.Оргмомент
2. Определение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, послушайте загадку:
СЛАЙД 1.
Окружает нас всегда,
мы им дышим без труда,
Он без веса и без цвета,
Угадайте, что же это?
Учащиеся: Воздух
Учитель: Прочтите еще раз текст загадки, мне кажется, что в нем есть ошибка.
Учащиеся: Воздух имеет вес
Учитель: Если воздух имеет вес, то каким образом он должен действовать на нас?
Учащиеся: Воздух должен оказывать давление
Учитель: Как вы думаете, какова тема урока, что мы будем изучать сегодня?
Учащиеся: Вес воздуха. Атмосферное давление. СЛАЙД 2.
Учитель: Есть такие в классе, кто считает, что ошибки нет и воздух не имеет веса? Ваши аргументы, почему вы так думаете?
Учитель: определим цели нашего урока, для этого заполним таблицу:
СЛАЙД 3.
Знаем |
Хотим узнать |
Учащиеся вспоминают о воздухе и атмосфере |
1. Доказать, что воздух имеет вес 2. Определить, что такое атмосферное давление 3. Как создается атмосферное давление? 4. Какова величина атмосферного давления? 5. Где проявляется атмосферное давление? ( записать все высказанные версии) |
Учитель: Чтобы говорить о весе тела, давайте вспомним, что называется весом
Как его определить?
Учащиеся: Дают определение
Учитель: значит, чтобы убедиться, что воздух имеет вес, что мы должны доказать?
Учащиеся: Мы должны доказать, что воздух имеет массу
Учитель: Предлагаю посмотреть видео эксперимента, при просмотре составьте план эксперимента СЛАЙД 4.
(после слайда проговариваем план, записываем) СЛАЙД 5.
Учитель: Можем ли мы оценить массу воздуха в нашем кабинете.
Выскажите ваши идеи, обсудив этот вопрос в группе (учащиеся говорят, что нужно определить объем и плотность, проводят самостоятельно расчеты в тетрадях) Затем озвучивается ответ. Удивление.
Учитель: Итак, мы доказали, воздух имеет вес, а значит он должен…
Учащиеся: Давить на нас
Учитель: Что мы можем назвать атмосферным давлением?
Учащиеся: Дают свои определения
Учитель: Как вы думаете это большое давление или маленькое? Верите ли вы, оно может раздавить железную банку или даже двухсотлитровую бочку? (просмотр видео) СЛАЙД 6, 7, 8.
Учитель: Верители вы, что яйцо само залезет в бутылку? Что для этого нужно сделать? Обсуждаем в группах, предлагаем идеи. (опыт)
Учитель: У меня есть современные силиконовые медицинские банки, давайте их испытаем, мне нужны двое смельчаков, девочка – медсестра, и мальчик – больной. (объясняется опыт)
Учитель: посмотрите на слайд, на нем фото стеклянных медицинских банок, что должна сделать медсестра, чтобы поставить такие банки? СЛАЙД 9,10
РАБОТА В ГРУППАХ
Оборудование: (Стакан с водой, шприц, пипетка, пустой стакан, свечка, спички)
Опыт1. Бумага удерживает воду в стакане
Опыт 2. Принцип работы пипетки
Опыт 3. Выясняем, как набрать лекарство в шприц
Опыт 4. Достать монетку сухой из воды
Опыт 5. Волшебная бутылка
(после каждого эксперимента, отчет одной из групп – рассказывают, что
делали, что наблюдали, объясняют)
Учитель: Обратите внимание на слайд: Почему фото Земли и Луны так отличаются? СЛАЙД 11.
Учащиеся: Луна не имеет атмосферы
Учитель: Почему земля удерживает атмосферу?
Почему молекулы воздуха не упали на землю? (учащие вспоминают строение вещества, силу притяжения Земли и отвечают на вопросы)
Учитель: Какова роль атмосферы для нашей планеты, обсудите в группах,
и запишите в тетрадях) СЛАЙД 12.
РЕФЛЕКСИЯ
1.Как пьет слон? СЛАЙД 13.
2.Как охотится осьминог? СЛАЙД 14.
3.Как работает присоска? Подумайте где, в жизни ее можно применить? СЛАЙД 15.
5.Что произойдет с шариком? СЛАЙД 16.
Составление синквейна по теме «Атмосферное давление»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.