Открытый урок по теме
"Катализаторы"
Савицкая Елена Борисовна учитель химии
Разделы: Химия
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю.
Китайская пословица
Цели урока:
Задачи:
Оборудование и реактивы: Аптечная перекись водорода – Н2О2, MnO2, кусочки вареной и сырой моркови (отдельно), кусочки вареного и сырого мяса (отдельно), пачки от стиральных порошков с биодобавками, медицинский градусник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, эпиграфом к нашему уроку выбраны слова китайской пословицы, которая написана на доске. Прочитайте ее. Один ученик читает вслух. Подумайте, почему я выбрала эту пословицу. Я думаю, в конце урока вы сможете дать мне ответ.
II. Проверка знаний по теме
Фронтальный опрос.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать один из разделов химии. Какой? Подскажите.
– Что изучает химическая кинетика?
– Что называется скоростью химической реакции?
– Запишите формулу для ее нахождения.
– Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
– Молодцы. Теорию знаете. А сейчас, проверим, как вы умеете применять знания на практике. Работаем в парах. На столе у каждой пары карточка с вопросом. Вы можете обсудить свой вопрос в паре. Такой же вопрос есть еще у одной пары. Выигрывает та пара, которая быстрее и правильнее ответит на вопрос. Остальные тоже слушают ответ и высказывают свое мнение.
Вопросы.
–
Молодцы! Знатоки вы неплохие. Лучше всех работала пара … (оценки).
А теперь, посмотрим, как быстро вы решите экспресс – задачи. Но прежде ответьте
на вопросы. Какой формулой выражается зависимость скорости химической реакции
от температуры? Кто вывел это правило? Запишите основной закон химической
кинетики. Как он называется? Какой ученый его вывел? Кто может решить задачи у
доски?
Учащиеся решают задачи в тетрадях. Один – с обратной стороны доски.
Экспресс-задачи.
Проверка решения задач. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске, выставляют себе оценки (“5” – все решены, “4” – решены две, “3” – решена одна задача.)
III. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
– Сегодня мы рассмотрим еще один фактор, влияющий на скорость химической реакции. А что это за фактор вы узнаете, проведя химический эксперимент с Н2О2. Вспомните, где вы встречались с этим веществом. Его формула? Это оксид? Н2О2 способен разлагаться на воду и кислород.
2Н2О2 = Н2О + О2
– Но
ведь в аптеке и сейчас в пробирке, мы не наблюдаем ни каких изменений. Какого
типа записанная на доске реакция? (Реакция разложения.)
– А все реакции разложения какие? (Эндотермические.)
– Какие условия надо создать для протекания этой реакции? (Нагреть.)
– Повторим технику безопасности, которую необходимо соблюдать при нагревании.
Учащие называют основные положения техники безопасности.
Вопросы:
IV. Изучение нового материала
– Что еще можно сделать, чтобы увеличить скорость химической реакции? Какое условие протекания хим. реакций вы еще знаете? Возьмите инструкцию по проведению опытов и прочитайте опыт № 2. (см. Приложение) проделайте его.
Вопросы:
Вывод: познакомились с основным свойством катализаторов (Кt)
Проблемный вопрос. А всякое ли вещество может быть катализатором и ускорять скорость химической реакции? Для ответа на этот вопрос выполните опыт № 3.
Вопросы:
Вывод: действие катализатора избирательное.
Вопросы.
–
Тогда какие вещества можно называть катализаторами? Откройте учебник (Химия 8
класс О.С. Габриелян) на с. 126, а какое определение дано в учебнике?
Прочитайте. Молодцы. Я не сомневалась в том, что ваше определение будет таким
же.
Катализ – это процесс изменения скорость химической реакции
с помощью катализаторов. Термины катализ (пер. разрушающий) и катализатор ввел
шведский химик Берцелиус в 1835г.
Одним из исследователей катализаторов был в России Гесс, который в 1835 году
опубликовал статью “ О свойстве весьма мелко раздробленной платины
способствовать соединению кислорода с водородом и о плотности платины”.
Платина – универсальный катализатор хоть и дорогой. Японские
и американские химики с помощью платинового катализатора добились почти полного
сгорания топлива в двигателях что резко уменьшило содержание вредных примесей в
выхлопных газах и сделало чище атмосферу.
Значение катализаторов в промышленности. Позволяют повысить производительность
хим. процессов, уменьшить стоимость хим. аппаратуры, сделать производство
экологически более чистым и экономически более выгодным.
Пример:
1)
2SO2 + O2 = 2SO3, Кt = VO
2) C2H4 + H2 = C2H6,
Кt = Рt, Ni
Инженеры-технологи
работают над проблемой повышения скорости хим. реакции. В нашем городе два вуза
готовят таких специалистов. Это - Сибирский государственный индустриальный
университет (технологический факультет) и филиал Кемеровского государственного
университета (специальность – экология).
Вы слышали о таких веществах как ферменты. Что это такое?
Возьмите инструкцию и прочитайте опыт номер 3. Прежде чем выполнить опыт
подумайте о цели его проведения.
Выполнение опыта.
Вопросы:
– Расщепляя перекись водорода, каталаза играет защитную роль. Она обезвреживает ядовитое вещество, которое образуется в клетке в процессе жизнедеятельности. Такие катализаторы называют ферментами (энзимами).
Вопросы:
–
Ферменты отличаются от неорганических катализаторов. Найдите эти отличия в
тексте учебника на странице 127. Кто сколько отличий нашел? У кого также? О
каких ферментах вы прочитали в учебнике?
Ферменты широко используются в промышленности (пищевой: сыроварение,
изготовление вина, пива, хлебопечения и фармацептической (зубная паста), кожевенной
и т.д.)
V. Обобщение
– Вспомним, о чем шла речь на сегодняшнем уроке. Рассмотрели еще один фактор, влияющий на скорость хим. реакции – катализатор, явление катализа. Познакомились с органическими катализаторами белковой природы – ферментами. Рассмотрели их особенности.
VI. Закрепление
– Посмотрим как вы запомнили определения: катализатор, катализ, ингибиторы, ферменты, каталаза, птиалин, пепсин.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
VII. Информация о домашнем задании и инструктаж о его выполнении
– Приготовить сообщение об использовании катализаторов в промышленности, жизни, о вредном влиянии антропогенных факторов на них.
VIII. Обратная рефлексия
– Ребята, так почему же эпиграфом к сегодняшнему уроку были взяты слова: ”Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю”.
Ответы учащихся.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.