Урок математики в 1 классе
Образовательная программа «Перспектива».
Учебник «Математика» 1 класс, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.
Тема урока: «Число и цифра 3».
Лёвина Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
18 октября 2019 год
МБОУ « Гимназия № 27» имени
Героя Советского Союза В.Е. Смирнова»
Урок математики 1 класс.
Образовательная программа «Перспектива»
Учебник «Математика» 1 класс, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.
Тема урока: Число и цифра 3.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока: практикум.
Педагогическая цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 3.
Планируемый результат: воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место каждого числа в этой последовательности; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; составлять число 3 из чисел ( 3 – это 2 и 1; 3- это 1+1+1); писать цифру 3, соотносить число предметов с цифрой.
Задачи:
Обучающие:
· формирование понятия числа и цифры 3;
· умение обозначать количество предметов соответствующей цифрой;
· умение писать цифру 3;
Развивающие:
· способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, различных видов памяти;
· развивать наблюдательность и умение делать выводы по результатам наблюдений.
Воспитательные:
· продолжить воспитание положительных личностных качеств (доброжелательность, трудолюбие, ответственного отношения к учебному труду) и речевой культуры обучающихся, формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникационные навыки.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
· формирование умения отвечать на поставленный вопрос, учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве;
· контроль действий партнёра.
Познавательные УУД:
· умение ставить и формулировать проблему;
· осмысление математических понятий на предметно-конкретном уровне.
Регулятивные УУД:
· умение принимать и удерживать задание учителя, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления, освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами.
Личностные УУД:
· желание учиться; осознание необходимости самосовершенствоваться; проявлять желание и умение преодолевать трудности на уроке, проявлять в работе усердие.
Основное содержание темы, понятия и термины: число, цифра, знак, натуральный числовой ряд, плюс, минус, равно, раньше, потом, больше, меньше.
Методическая цель: демонстрация приёмов работы при знакомстве с новым числом, новой цифрой.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, карточки для парной работы, пазл, правила работы на уроке, смайлики, веера с цифрами, презентация.
План урока:
1. Мотивирование и самоопределение к учебной деятельности. (1 мин)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (5 мин)
3. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока. (2 мин)
4. Реализация учебной задачи урока и первичное закрепление. (14 мин)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой, включение в систему знаний. (13 мин)
6. Итог урока. Рефлексия понимания и самооценка. ( 5 мин)
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика. |
|
I. Мотивирование и самоопределение к учебной деятельности |
|||
Устная работа.
Слайд 1. |
Проверка готовности к уроку.
Долгожданный дан звонок -Начинаем наш урок. Ребята, на доске записана пословица. «Чтобы научиться трудолюбию – надо три года, чтобы научиться лени – только три дня». Как вы это понимаете?
- А теперь настроимся на работу, я надеюсь, вы будете сегодня трудолюбивыми и не будете лениться. А кто такие трудолюбивые люди? В любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Как мы должны работать на уроке?
|
Приветствуют учителя.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Ответы детей (трудиться приучают детей постепенно, начиная с лёгких заданий, которые ребёнок выполняет ежедневно, но если ничего не делать 3 дня, то обленишься)
(те, кто постоянно в работе)
-Не выкрикиваем! -Не перебиваем друг друга! -Мы слышим друг друга! -Учимся работать сообща!
|
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений. |
|||
Слайд 2-5.(проверка понимания слов-за, перед, после, соседи числа, прямой и обратный счёт)
|
- А сейчас в порядок приведём свой ум. Итак, математическая разминка. 1)
«Разминка» -Молодцы!
2) создание проблемной ситуации На парте задание со скрепочкой, посмотрите. Что это? Соберите пазл, работая в паре. -Что получилось?
|
Ответы детей:
(Показывают карточки-сигналы)
(пазл)
(3)
|
|
|
|||
III. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока. |
|||
|
-Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (пишу на доске) - Когда мы сталкиваемся с чем-то незнакомым, то обязательно надо с этим познакомиться. Значит какая наша первая цель будет?
Вывешиваю на доску по мере работы. |
(Число и цифра 3)
(1.Познакомиться с числом и цифрой 3; 2. научиться писать цифру 3; 3. познакомиться с составом числа 3) |
|
IV. Реализация учебной задачи и первичное закрепление. |
|||
Историческая справка.
Физминутка «Ветер»
Работа с тетрадью с.46 №1
Тетрадь с.47 №4
Физминутка «Цифры»
Работа с учебником с.64
|
-Долгое время число 3 для многих народов было пределом счёта, символом полноты, счастливым числом. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число 3 считалось в древности магическим. Число три часто использовалось в сказках. Кто может сейчас вспомнить некоторые из них? (3 поросёнка, 3 толстяка, 3 медведя) А ещё герой проходил испытания, шёл за тридевять земель в тридевятое царство, у отца было 3 сына, под окном сидело три девицы и т.д. ***** ****** ****** Читаю задание, обводим по стрелкам, оживляем, сравниваем свои цифры с цифрой на доске. Раскрашиваем морковки. А далее нас просят восстановить запись. У всех получилось? -Почему? -Значит какая следующая наша цель? (вывешиваю) -Поэт С. Маршак её описал так: А вот это – посмотри, Выступает цифра три. Тройка третий из значков- Состоит из двух крючков. Это – месяц дугой, Ниже месяц другой. А теперь – посмотри: Получилась цифра 3. (Объясняю как писать цифру 3) Состоит она из верхнего и нижнего полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего. -Пропишите в воздухе цифру 3. -Теперь можем восстановить запись в №1 до конца? Справа раскрасьте красным карандашом 3 треугольника. Множество состоящее из трёх предметов на письме обозначается цифрой 3! -Пропишите цифру 3. Следим за посадкой, наклоном тетради. -Подчеркните те цифры, которые вам больше нравятся простым карандашом. -Кто подчеркнул 1- поднимите зелёную карточку, кто больше одной- красную Молодцы!. ***** ***** *****
Выполняем задание по вопросам. -Как получили 3 цыплёнка? - А если убежит 1 цыплёнок, сколько останется? -Как это записать? -Таким образом мы подошли ещё к решению одной цели, какой?(вывешиваю) Найдите №3. Прочитайте задание вслух (1 читающий ребёнок) -Как с помощью таких монет можно заплатить 3 рубля? (2+1=3; 1+2=3; 1+1+1=3) - Для чего мы выполнили это задание? (чтобы узнать из чего состоит число 3) Где нам в жизни могут пригодиться эти знания? |
(нет) (не умеем писать цифру 3) (научиться писать цифру 3)
(да), дописали
(2+1=3) (2) (3-1=2)
(Состав числа)
(в магазине, работать бухгалтером) |
|
V. Самостоятельная работа с самопроверкой, включение в систему знаний. |
|||
Зарядка для глаз. Представьте, что подул сильный ветер и листья с дерева стали облетать, давайте проследим за одним из листочков: смотрим влево - вправо 3 раза, вверх - вниз 3 раза, вверх вправо-вниз влево 3 раза. Молодцы. Вам на парту упали листочки…..(карточки) |
-Ребята, продолжаем работу с тетрадью. Находим №2 резерв(лучше на доске) -Возьмите простой карандаш и добавьте, где нужно, в каждое множество столько элементов, чтобы цифра в квадрате правильно показывала их количество. -Сверьте свою работу с работой на доске. У кого получилось правильно, поднимите руку, молодцы.
***********
Находим №5 резерв -Ваня, прочитай задание. Возьмите ручку правильно, спинки выпрямите и выполните задание самостоятельно. Проверка: - Какую цифру вставили в первый верхний рисунок? В средний верхний? В правый верхний? -Какие цифры вставили в нижнем ряду? Почему? |
(Обозначь цифрой, сколько предметов на каждом рисунке)
(3,2,3,)
(1,3,2) |
|
(вспомнили написание изученных знаков и цифр) |
Работа в парах (карточка на парте в виде листика) - Вспомните правила работы парами. Вставьте нужные знаки и цифры. 1 … 1 = 2 3 - 1 = … 2 …. 1 = 1 1+2 = … 2 … 1 = 3 Проверка работы, взаимная. Теперь по образцу. Возьмитесь за ручки и поднимите их те, у кого правильно у обоих. Молодцы!
|
Называют правила работы в паре. Работа одной пары у доски.
(дети у доски) |
|
VI. Итог урока. Рефлексия понимания и самооценка. |
|||
Вывешиваю плакат для рефлексии. |
На листочках, которые упали к вам на парту нарисуйте смайлики с обратной стороны. Улыбающийся красный, кому урок понравился, кто справился со всеми заданиями и доволен собой; Спокойный зелёный те, у кого настроение хорошее, но задания не показались лёгкими, хотя со всем справился; Грустный жёлтый те, кому задания на уроке показались слишком трудными. - Поднимите теперь свои листочки вверх и покажите их. -Молодцы! Спасибо за работу! А теперь можете прикрепить свои листочки на доску. |
(рисуют смайлики карандашом)
Дети показывают листочки, изображая листопад.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.