Информационная карта инновационного педагогическорго опыта
Ф.И.О. |
Шмакова Ольга Николаевна |
Организация |
Частное общеобразовательное учреждение Начальная школа «Юный гражданин» с изучением основ экономики и права (НЭПШ) г. Киров, ул. Свободы, д. 53А +7 (8332) 64-16-70 +7 (8332) 44-18-45 schoolnepsh@gmail.com
|
Должность |
Учитель начальных классов |
Стаж работы |
29 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта |
Интенсив как деятельностная форма для сохранения и повышения у первоклассников уровня учебной мотивации и развитие их интереса к изучению таблицы умножения.
|
Ключевые слова |
Математика, таблица умножения, дидактические игры, деятельностный подход, мотивация. |
Аннотация |
Форма летнего интенсива по изучению таблицы умножения первоклассниками организовывалась как неформальная образовательная среда, где учащиеся имели возможность получить новые знания в области математики с быстрым достижением требуемого результата.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект |
Как сделать высоко эффективным процесс формирования навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления? Таким вопросом задается, наверно, каждый учитель начальных классов, которому приходится столкнуться с изучением упомянутой темы. В большинстве случаев традиционный подход к изучению табличных случаев умножения и деления характеризуется наличием готового образца выполнения изучаемой операции и большим количеством времени, потраченного для запоминания таблицы наизусть. В течение этого процесса ученики овладевают, конечно же, вычислительными навыками действий умножения и деления, но на основе репродуктивной деятельности, которая, однозначно, тормозит математическое развитие детей с повышенным уровнем развития, не говоря уже о талантливых или одаренных. |
Актуальность |
Не секрет, что любое из заданий по математике должно способствовать продвижению детей в развитии. Однако традиционное однообразное и монотонное раскрытие темы умножения на репродуктивном уровне во время уроков математики полностью заглушает у детей желание учить столбики умножения наизусть, роняет авторитет учителя, потому что дети говорят, что на уроках математики скучно, неинтересно, и как следствие этого, уменьшается преимущество математики как науки. Почему ФОРМАТ
ИНТЕНСИВА актуален и ЛУЧШЕ подходит для освоения табличных случаев умножения
и деления:
|
Новизна |
В течение традиционного изучения на уроках математики ученики-второклассники овладевают, конечно же, вычислительными навыками действий умножения и деления, но на основе репродуктивной деятельности. В этом случае ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем сам воспроизводит. Другими словами, ребенок просто учит наизусть то, что ему преподносят. В настоящее время развитие школьников является приоритетной задачей обучения в любой системе обучения в школе. Новизна описываемого подхода к изучению таблицы умножения характеризуется отсутствием готового образца выполнения операции, которой предстоит овладеть ученику, самостоятельный поиск способов ее выполнения самими учащимися, что сразу включает детей в продуктивную творческую, но научную деятельность. И что немаловажно, таблица умножения и деления, работа по таблице Пифагора и с ее усеченной частью осваивается учениками 7-8-летнего возраста, когда по учебной программе эта тема изучается второклассниками во 2-м полугодии. Таким образом, проведя значительную работу по усвоению данной темы на летнем интенсиве, учитель получает возможность на уроках, во-первых, сократить время на рассматривание столбиков умножения, во-вторых, избежать однообразных приемов, повторяющихся с каждым столбиком умножения, в-третьих, использовать освободившееся время для применения умений учащихся в заданиях повышенной сложности и, в-четвертых, суметь первести умение умножать и делить в твердый вычислительный навык. |
Описание инновационного опыта |
Каждый участник
ИНТЕНСИВА и родитель, в первую очередь, должен обязательно понимать, что
интенсив - это не репетиторство, не восполнение пробелов в знаниях, не
подтягивание слабых мест в школьных темах. Цель интенсива – пропедевтическая работа в освоении табличных случаев умножения и деления, решение задач на умножение и деление, решение уравнений с одним неизвестным, используя взаимосвязь действий умножения и деления, т.е. подготовка к изучению данного раздела во 2 классе и снятие трудностей в его освоении посредством дидактических игр и деятельностных приемов, требующих определенных временных затрат, которых на уроках как раз и не хватает. 12 дней занятий интенсива были распределены следующим образом. 1) Раскрытие конкретного смысла умножения (сложение одинаковых слагаемых, удвоение, учетверение) 2) умножение расчетом (общий анализ расчета столбиков умножения на 2, 3, 4. 5) 3) Таблица умножения на 2; на 4 (как удвоение результатов умножения двух) 4) Таблица умножения на 5; на 10 (как удвоение результатов умножения пяти) 5) Таблица умножения на 9 (как 10 без числа) 6) Таблица умножения на 1,0,3 7) Таблица Пифагора (готовая, пустая), результаты перестановки множителей (усеченная таблица Пифагора) 8) Таблица умножения на 6 (как удвоение результатов умножения на 3); на 7 9) Таблица умножения на 8 (как удвоение результатов умножения на 4) 10) Взаимосвязь действий умножения и деления. Таблица деления. 11) Составление из примеров на умножение уравнений и нахождение корня уравнения , используя знания взаимосвязи рассматриваемых действий 12)
Решение и запись простых задач на сложение одинаковых
объектов или предметов и замена действия сложения действием умножения. В течение интенсива преобладали 4 вида деятельности как различные способы обучения, обладающие своими специфическими особенностями.: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая .
Прием стимулирования: индивидуальный лист успеха, зарабатывание наклеек со словесными успешными оценками, коллективное чаепитие после 6-го занятия (не входит во время интенсива), получение цветных солнышек после проверки знания результатов того или иного столбика умножения.
Прием взаимоконтроля очень понравился детям. Осуществлялся на маркерных досках, когда одному ученику предлагали дозаполнить столбик с таблицей умножения, не дописанный вторым учеником. Условие: примеры должны быть написаны вразброс. Проверяли дети друг друга по таблице Пифагора, к тому же еще и тренируясь ориентироваться в ней.
Алгоритм деятельности учителя и ученика менялся почти каждое занятие, в этом и была «непохожесть» на урочную систему. Дети не привыкали к одним и тем же действиям, а кроме того стимулировались этим на следующее занятие.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
математические игры (в том числе и подвижные) применялись на каждом занятии. Таким образом, все участники интенсивыа дошли до его окончания, не смотря на летнюю пору, в конце получили сертификаты, были сделаны памятные фотографии, были получены только положительные отзывы от родителей учеников. |
Продукт опыта/проекта |
ФОРМАТ летних
занятий, именуемый «интенсив», подразумевает СЕРИЮ ЕЖЕДНЕВНЫХ занятий (10-12
дней) и помогает БЫСТРО ПОГРУЗИТЬСЯ в определенную тему выбранного учебного
предмета. |
Затруднения в реализации, риски |
-По причине редкого использования учителями в практике формата интенсива, родители могут выразить некоторую степень недоверия к результативности данной формы занятий. -Насыщенная подготовительная работа учителя при разработке учебных материалов к занятиям.
|
Результат использования опыта/проекта в практике работы |
Организация летних учебных занятий в форме интенсива дала следующие результаты: - все участники интенсива (обучающиеся, окончившие 1-ый класс) освоили таблицу умножения за 12 дней ежедневных занятий по 50 минут в день; - интенсивно и занимательно занимаясь ежедневно по теме «Умножение», были отработаны многие варианты заданий по теме: таблицу умножения выучили, потренажёрили ее на дидактических играх, начали решать УРАВНЕНИЯ с одним неизвестным по действиям "умножить" и "разделить", из обычных примеров на умножение научились сами составлять уравнения с изученными действиями, а в последние два дня интенсива уверенно приступили к решению простых задач на умножение и деление; -прослеживается повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению темы и математике в целом; -наблюдалась
заинтересованность в обучении самого ученика; -практиковалась успешная парная и групповая работа, тем самым появлялось у обучающихся желание помогать другу, работать сообща для достижения общего результата; |
Публикации по теме опыта |
Учебный материал по интенсиву опубликован на странице в VK в сообществе «Учимся для себя» и на образовательном блоге ютуб «Учимся для себя!!!» https://www.youtube.com/watch?v=rw1vd3uThBs&t=28s https://vk.com/public209538489
|
Экспертное заключение |
|
Ф.И.О.эксперта |
|
Рубрика |
Начальное общее образование |
— повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению как русского, так и немецкого языка;
— положительная динамика уровня обученности по предметам;
— достижение учащимися самостоятельности, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения работать с электронными средствами обучения, умение взаимодействовать друг с другом и с учителем на иностранном языке на начальном уровне.
Цели: Развитие логического мышления, познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей; формирования представления
знание конкретных фактов, но и на развитие мышления, логики, памяти, смекалки, способности обобщать и анализировать. Они носят не только познавательный, но и занимательный характер, что поддерживает интерес к игре.
2. Критерии оценки инновационного педагогического и управленческого опыта работы
3. 2.1. Новизна: для автора инновационного педагогического и управленческого опыта важно определить, в чем состоит суть предлагаемого нового, каков уровень его новизны. Уровень и степень новизны может быть различной.
4. 2 2.2. Актуальность: потребность в опыте, социальная значимость (на уровне образовательной организации, города, муниципалитета, образовательного округа). Опыт (его применение) помогает более эффективно решать педагогические (управленческие) задачи, снимать затруднения, встречающиеся в массовой педагогической практике.
5.
6. 2.3. Результативность и оптимальность: достижение высоких результатов по сравнению с массовой практикой с наименьшими затратами сил, времени, средств.
7. 2.4. Научность: инновационный педагогический и управленческий опыт может быть результатом творческого поиска педагога, руководящего работника, но опыт всегда должен иметь научную основу.
8. 2.5. Стабильность: высокие результаты достигаются на протяжении длительного времени, даже при изменяющихся условиях.
9. 2.6. Воспроизводимость: возможность применения опыта другими педагогами, руководящими работниками.
2.У обучающихся может снижаться интерес и мотивация к занятиям, поэтому разработан так называемый «буклет достижений», который будет стимулировать их познавательную активность. Градация уровней в буклете должна смотивировать обучающихся собирать наклейки и переходить от одного уровня к другому, добиваясь звания «Грамотей».
— повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению как русского, так и немецкого языка;
— положительная динамика уровня обученности по предметам;
— результативное участие учащихся в конкурсах различного уровня по немецкому языку;
— толерантное отношение друг к другу, успешная парная и групповая работа, желание помогать, работать сообща для достижения общего результата;
— достижение учащимися самостоятельности, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения работать с электронными средствами обучения, умение взаимодействовать друг с другом и с учителем на иностранном языке на начальном уровне.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.