Технологическая карта урока по теме
«Правописание личных окончаний глаголов»
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тип урока: урок решения частных учебных задач.
Дидактическая цель: применение и закрепление полученных знаний при написании личных окончаний глаголов средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавание глаголов по их общему грамматическому значению (обозначают действие) и частным грамматическим значениям (время, число, род, лицо), уметь применять обобщённый способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.
Метапредметные:
Познавательные: умение вместе с одноклассниками составлять алгоритм заполнения орфограмм слабых позиций в окончаниях глагола, умение работать по инструкции, способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.
Регулятивные: видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи, сознательно выбирать задания разного уровня сложности, умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе выполнения разноуровневой работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению.
Методы обучения: частично – поисковый;
метод решения учебных задач.
Формы организации познавательной деятельности:
1. групповая
2. индивидуальная
3. фронтальная
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4 класс Ломакович С.В., Тимченко Л.И.;
дидактический материал на доске;
раздаточный материал на партах.
Цели урока:
Образовательная:
формирование у учащихся знаний правильного написания личных окончаний глаголов путём способа проверки (сильные и слабые позиции) – алгоритма и умения применять эти знания при выполнении различных заданий.
Развивающая:
отработка умения рефлексировать свою работу, развитие речи учащихся, умение обобщать информацию, систематизировать информацию в виде алгоритма, оценивание своей деятельности и полученных результатов.
Воспитательная: формирование умения работать в группе, паре, самостоятельно.
Структура и содержание урока
Этапы урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||||||
I. Организационный момент. |
1) Приветствует учащихся, настраивает на урок. 2) Даёт задание оформить работу в тетради. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Оформляют работу в тетради. |
|
Уважительное отношение к учителю, одноклассникам, доброжелательность. |
Умение устанавливать контакт с окружающими. |
Контроль своих действий. |
|||
II. Создание "ситуации успеха".
|
1) Объясняет задание, предлагает определить закономерность, продолжить ряд слов. НА ДОСКЕ: (с,з) гр (и,е) ба__т 3 л., ед.ч., наст. вр. ра (с,з) д (о,а) бы__ __ н.ф. у (с,з) п (о,а) ко __ [ца] 3 л., мн.ч., буд.вр. п (о,а) крывал __ ср.р., прош.вр. пр (и,е) г (и,е) ба __т 3 л, ед.ч., наст.вр. . . . - Что записано на доске? (слова) - Прочитаем вслух. - Что общего? (всё глаголы) - Почему стоит многоточие? (можно продолжить этот ряд) - Определите закономерность и продолжите ряд устно. - Как составлен ряд? (глагол настоящеговремени, глагол неопределённой формы, глагол будущего времени, глагол прошедшего времени, глагол настоящего времени ...) 2) Организует работу со словами - Какое задание можно выполнить со словами? - Раскройте скобки, запишите эти слова в строчку, поставьте глаголы в ту форму, которая записана рядом. (кто выполнит задание раньше - разобрать слова по составу) 3) Просит осуществить проверку. - Проверьте свою работу. на доске: сгребает раздобыть успокоятся покрывало пригибает - Какие орфограммы встретились? 4) Организует работу со схемой. - Выберите глаголы, которые подойдут к такой схеме:
|
Определяют закономерность, устно называют глаголы.
Выполняют самостоятельную работу.
Осуществляют проверку.
Работают со схемой. |
Воспринимать информацию зрительно и на слух. Анализировать и истематизировать слова.
Анализировать, строить логическую цепь.
Актуализировать свои знания, оценивать результат своей деятельности.
Анализировать информацию. |
В «ситуации успеха» почувствовать свою значимость, осознавать трудности и стремиться к их преодолению.
Уметь объяснять смысл своих действий (саморефлексия).
Умение совершенствовать имеющиеся знания.
|
Слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, формулировать свои мысли и аргументировать их.
Слушать оноклассников, строить понятные для собеседника высказывания. Контроль, коррекция.
Формулировать собственную точку зрения. |
Оценка правильности выполнения действий.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Сверять свои действия с образцом. |
|||
III. Целеполагание и мотивация. |
Задаёт проблемный вопрос. - По каким признакам мы выбираем букву в окончании глагола? (лицо, число) - Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться писать окончания глаголов в слабой позиции). 1) Просит составить алгоритм. - Вы сказали, что мы выбираем букву в окончании глагола в зависимости от числа. Чтобы нам не допускать ошибок, что мы можем составить? (алгоритм) - Как вы будете действовать? - Составьте, пожалуйста, в группах алгоритм.
ед.ч. мн.ч. 1) ставим глагол в неопределённую форму если на - ить, пишем букву и если не на – ить пишем букву е 2) ставим глагол в 3-е лицо мн.ч. если – ут, ют, то е если – ат, ят, то и - Обсудите в группах. |
Отвечают на вопросы.
В группах составляют алгоритм работы. |
Строить логическое рассуждение.
Формулировать познавательные цели. Структурировать знания.
|
|
Формулировать свои затруднения.
Планировать учебное сотрудничество, слушать
одноклассников, выражать свои мысли. |
Адекватно воспринимать оценку.
Принимать и сохранять цель. Контроль совместной деятельности, коррекция. |
|||
IV. Первичная рефлексия, Самооценка.
|
Предлагает оценить свои знания на само оценочной линеечке. - Оцените свои знания по умению заполнять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов на само оценочной линеечке. Всё ли вы умеете это делать? Где находятся ваши знания? Давайте это проверим. |
Оценивают свои знания. |
Проводить промежуточную рефлексию полученных знаний. |
Желание приобретать новые знания. |
|
Анализировать достижение целей и задач. |
|||
V. Применение знаний в знакомой ситуации. |
Организует работу на карточках с использованием алгоритма. - Пользуясь алгоритмом, попробуйте самостоятельно заполнить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов. Приложение 1. - Что вы заметили? Нет ли здесь ловушки? - Объясните, какую букву выбрали, пользуясь алгоритмом? - Кто выполнил задание правильно? Молодцы! - Отметьте свои умения на само оценочной линеечке зелёным цветом. |
Работают на карточках. |
Осознавать и применять алгоритм, находить информацию повышенной сложности. |
Самостоятельно анализировать правильность выполнения действий. |
Аргументировать свои действия. |
Оценивать результаты своей работы. |
|||
VI. Применение знаний в изменённой ситуации.
|
1) Предлагает выполнить задание на карточках, используя инструкцию. Назначает детей – контролёров. - У вас на партах лежат карточки, а на доске инструкция, по которой вы будете действовать, выполняя следующее задание.
Приложение 2. - Работаете в группах. В каждой группе ученик-контролёр. Приложение 3. - Кто выполнил задание правильно? Молодцы! 2) Просит прочитать, что получилось. - Давайте прочитаем все предложения. - Что у нас получилось? (текст) - Чего не хватает? (ответа на вопрос). Попробуйте дать ответ на этот вопрос. 3) Предлагает записать предложение – ответ. - Я предлагаю записать вот такой ответ в тетрадь. (1 у доски комментированное письмо). Журавлиная стая рассказывает о том, что сквозь дожди и туманы возвращаются птицы в родные края. - Подчеркнём грамматическую основу. - Найдём слово в предложении, в котором можно засомневаться в определении части речи. (это слово сквозь). - К какой части речи вы отнесёте это слово? (наречие) |
Выполняют самостоятельную работу в группах, используя инструкцию.
Читают получившийся текст. Записывают предложение. |
Применять инструкцию.
Извлекать необходимую информацию Анализ и синтез. |
Осознавать ответственность за общее дело.
Понимать ценность полученной информации |
Планировать учебное сотрудничество в группе.
Точно и полно передавать другим полученную информацию. |
Проговаривать последовательность действий. Контроль и оценка.
Оценивать правильность действий. |
|||
|
Приложение 4. Просит выполнить разноуровневую работу. - Попробуйте выполнить самостоятельную работу, которая состоит из трёх уровней. Вам нужно выбрать только один уровень. - Поднимите руки, кто выбрал первый уровень? - Второй уровень? Третий уровень? - Спасибо, молодцы! Выполните работу, проверим её на следующем уроке. |
Работают самостоятельно.
|
Осуществлять осознанный выбор, уметь вести поиск информации, устанавливать соответствие между деятельностью и результатом. |
Формировать адекватную мотивацию своей деятельности, самоопределение. |
|
Прогнозировать уровень успешности (самоконтроль). |
|||
VII. Рефлексия.
|
Просит осуществить рефлексию урока. - Чему мы сегодня учились на уроке? - Как мы заполняем орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов? - Как вы считаете, научились мы это делать? - Повысились наши знания? - Вернёмся к само оценочной линеечке. |
Отвечают на вопросы. |
Актуализировать полученные знания, оценивать результаты своего продвижения. |
Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности. |
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. |
Анализировать достижение цели и задач, обнаруживать отклонения, осознавать качество и уровень усвоения учебного материал. |
|||
VIII. Домашнее задание. |
Предлагает записать домашнее задание в дневники. - Для того чтобы ещё потренироваться в выполнении таких и подобных заданий, выполните дома упражнение 313 на странице
|
Записывают домашнее задание. |
Уточнить правила выполнения домашнего задания. |
|
|
|
Приложение 1 Блест __ т (месяц) Мечта __ т (мальчик) Плыв __ т (льдина) Мелька __ т (белка) По __ т (душа) Меле __ т (пруд) |
Приложение 2 Инструкция: 1. Составьте предложение. 2. Измените, глагол так, чтобы у вас получились правильные предложения. 3. Выпишите глагол, определите грамматические значения, напишите их рядом в скобочках. |
|||
Приложение 3 Задания для групп: 1 группа Скоро (наступить) весенние дни, (растаять) глубокие снега. 2 группа Весенние изменения (следовать) в строгом порядке. 3 группа Хорошо, если ты (наблюдать), (смотреть), (запоминать). 4 группа Ранним утром в глухом лесу (токовать) глухарь. 5 группа (Просыпаться) медведь, (выходить) из нор барсук и ёж. 6 группа А о чём (рассказывать) журавлиная стая? |
Приложение 4
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.