Открытый урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка».
Цели деятельности учителя:
1) расширить знания о творчестве М.М. Пришвина;
2)познакомиться с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка», раскрыть главную мысль рассказа;
3) учить анализировать поступки и характер героев;
4) отработать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать поведение героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия, главную мысль произведения;
-метапредметные: регулятивные
Познавательные учиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
коммуникативные формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование:
Технологическая карта
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
||||||||
I Организационный момент |
Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать наша любознательность. – Проверим готовность к уроку -Я вижу, все готовы к уроку. Молодцы.
|
Внимательно слушают и дают внутреннюю установку на урок. |
Фронтальная Словесный метод |
Личностные Настраиваются учится слушать, разгадывать загадки, наблюдать. |
||||||||
II Актуализация знаний |
Прочитайте стихотворение в технике «Птичий базар» ,«Дождик», «Тихо-громко» Любите русскую природу- Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе, Мы к ней относиться добрей! (слайд 2) -О чем это стихотворение? -Как вы думаете, почему мы начали урок с чтения этого стихотворения? - Какой раздел мы изучаем* (Природа и мы) -К чему мы должны относиться добрее? ( К природе) (слайд 3)
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.) Составление кластера на доске - Кто кроме художников и композиторов описывает красоту природы? ( писатели и поэты) - Назовите их. (Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев. С.Есенин.)
|
Читаю стихотворение разными способами. Отвечают на вопросы учителя. Подбирают ассоциации, составляют кластер. |
Индивидуальная Проблемная ситуация |
|
||||||||
III Постановка учебной задачи |
- Сегодня мы узнаем ещё одну интересную познавательную историю. Внимание на доску переставьте буквы так, чтобы получилось ФИО писателя. ХАМИИЛ ХАМИЙЛОВИЧ ШВИНПРИ и название рассказа СКОЧКАВЫ (слайд 4) Михаил Михайлович Пришвин. Выскочка. на доске тема: М.М.Пришвин «Выскочка» Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Цель урока: познакомится с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка».
-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью. (слайд 5) -Чему мы будем учиться? · Выразительно читать. · Делить текст на части. · Анализировать литературное произведение. · Анализировать поступки героев. · Составлять план. · Слушать и уважать мнение своих товарищей. · Рассуждать, думать и высказывать своё мнение. · Работать в паре или группе · Ориентироваться в тексте · Давать оценку своей работе.
- Обоснуйте свой выбор.
|
Угадывают ФИО писателя и название рассказа. Определяют тему урока и формулируют цель урока, выбирают учебные задачи. Обосновывают свой выбор. |
Фронтальный. Устные ответы. Словесный метод, наглядный. Частично-поисковый |
|
||||||||
IV Изучение нового материала
1.Слово об авторе
2.Словарная работа
3.Первичное восприятие текста
|
Посмотрите внимательно на портрет писателя. (Слайд 6)
Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Рассказ подготовленного ученика. (Приложение 1, биография писателя). (Слайд 7-9)
- Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. (Слайд 10) Выставка книг. «Ребята и утята» «Лисичкин хлеб» «Кладовая солнца» «Медведь» «Вася Веселкин» «Золотой луг»
-Перед чтением нового произведения проведём словарно-лексическую работу. Работа в парах: учитель выдают листы для работы в парах.
Взаимопроверка. (слайд 11)
Открываем учебники с.74 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. ( с карандашом в руке) Чтение 1 части с.74 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки» Вопросы после 1 остановки. (слайд 12) - Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка? - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? - Как могут дальше развиваться события?
Чтение 2 части до слов с.75 «- наступали шесть умных сорок» Вопросы после 2 остановки. (слайд 13) - Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? - Как про таких говорят? -Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?
Чтение 3 части до конца. (слайд 14)
|
Рассматривают портрет писателя, слушают рассказ учителя
Рассматривают книги и делятся о уже прочитанных произведениях.
Работают в группах выполняют задание на карточках Соединяют слова и выражения с их значением. Подбирают синонимы к словам. Осуществляют взаимопроверку.
Открывают учебники с.74 приступают к чтению. Отвечают на вопросы учителя |
Организует выступление учащегося, обмен мнениями
Парная работа
|
|
||||||||
V Первичное осмысление и осознание произведения |
- Понравился вам рассказ? _ Кто действующие герои этого произведения? (собака Вьюшка, сорока Выскочка, сороки). (Слайд 15) - Какой эпизод понравился больше всего? - Кто рассказал эту историю? - Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик). Напомню, что автор может выступать еще автором – героем. - К какому жанру литературы отнесём это произведение? - Какие особенности жанра вы выделите? (описываются реальные события из жизни героев) - А к какому типу рассказа отнесем: к художественному или научно – познавательному? Почему? (Автор передает свои мысли, чувства, переживания, а не сообщает сведения, информацию). - Почему произведение называется «Выскочка»? (так зовут главную героиню). Заглавием является имя героя. Информация про сорок (учащиеся) - Как в сказках называют сороку? (сорока-белобока)
|
Отвечают полными ответами на вопросы учителя |
|
|
||||||||
IV Физминутка |
(слайд 16) Летела сорока, сорока -белобока (бегут на носочках) Летела, летела на березу села (садятся на корточки) Хвостом повертела, (отводят руки за спину, крутят кистями.) По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо, влево) И дальше полетела. (бегут на носочках).
|
Выполняют упражнения. |
|
|
||||||||
VI Закрепление и осмысление знаний |
Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения - Почему автор назвал сороку Выскочкой? - Как вы думаете, почему она так поступила? (хотела показать себя храброй). - Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки (говорят, что в семье не без урода с.75) - Как вы понимаете это выражение. - Почему автор выбрал именно эти слова? (Они помогают показать характер героев). Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково? (Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией. Такие произведения называются юмористическими).
Работа над выразительностью. - Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? ( Выскочка поскакала дуром). - Как понимаете выражение «дуром»? (по-глупому, бестолково). - Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? - Попробуем прочитать и показать это настроение голосом? Что покажем при чтении? (недовольство, возмущение, досаду)
- А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо)
- Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Кто может зачитать? (что Вьюшка бросится на неё, выбросит кость). - Как проявила Вьюшка себя в этой ситуации? Что про неё можно сказать? (умная). - Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость. (Слайд 17) ( На слайде 17 – улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить крыльями, поднять пыль). - Какой частью речи являются эти слова? Что они передают? (действие) - Если рассматривать сюжетно-композиционный треугольник, где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)? С. 76 (со слов «И только бы ещё одно мгновение»). - Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Зачитать этот отрывок. - Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадания) - Что такое сострадание? Вот какое определение дано в толковом словаре Ожегова Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нубудь. - Как вы думаете, кому сострадает автор? Учитель: Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость. Работа с пословицами - Внимательно прочитайте пословицы:
- Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А в жизни людей такое случается? - Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека? - М. М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
|
Отвечают на вопросы учителя. Находят ответы в тексте.
Работают над выразительностью.
Объясняют значение слова сострадание. Читают пословицы и объясняют их смысл. Определяют какая пословица подходит к рассказу. Определяют главную мысль рассказа. |
|
|
||||||||
VII Рефлексия |
-Понравился ли вам урок? -Что понравилось больше всего? -Почему история, которую рассказал нам Пришвин, закончилась таким образом? - Достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока?
|
Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока. |
|
|
||||||||
VIII Домашнее задание |
|
Выбирают домашнее задание |
|
|
Приложение 1
Биография М.М.Пришвина.
ПРИШВИН Михаил Михайлович родился 4 февраля 1873 в с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губ., русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
Пришвин родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю географии.
Переехав в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).
В 1900 уехал в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, в 1902-05 работал агрономом в Тульской, а затем в Московской губернии.
Работал корреспондентом в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др.
Во время Первой мировой войны отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906. В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губ., Карелия), куда Пришвин отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганых птиц» (издана в 1907) — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали Императорского географического общества.
В 1920-30-е Пришвин выпускает книги «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925), повесть «Жень-шень» (первоначальное название «Корень жизни», 1933) и т. д., где помимо замечательных описаний природы, глубокого проникновения в ее повседневную жизнь и образов простых людей, живущих с ней в одном ритме, важную роль играет сказка, миф.
Художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создает сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой.
Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Эпос, сказка, фольклор, лиризм окрашивают многие произведения Пришвина последних лет.
В 1946 году купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, где в 1946—1953 годах жил с весны до осени.
Пришвин писал: «Мой дом над рекой Москвой — это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои и сны. Это не дом, а талант мой, возвращённый к своему источнику. Дом моего таланта — это природа. Талант мой вышел из природы, и слово оделось в дом. Да, это чудо — мой дом!» Имя Пришвина носят улицы в различных городах бывшего СССР.
Умер 16 января 1954 года. (Слайд)
Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову, она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.