Открытый урок "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс
Оценка 4.9

Открытый урок "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс

Оценка 4.9
docx
25.02.2021
Открытый урок "Химические свойства карбоновых кислот"  10 класс
урок 4.docx

Открытый урок "Химические свойства карбоновых кислот"

10 класс

 

Цель: Рассмотреть химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.

Задачи:

Образовательные: изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот в сравнении со свойствами неорганических кислот.

Развивающие: научить  проводить химические реакции, подтверждающие свойства карбоновых кислот, записывать  уравнения химических реакций.

Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в паре,  внимание, инициативу, коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, поддерживать устойчивую положительную мотивацию к изучению химии.

Планируемые результаты:  

Предметные: знать химические свойства карбоновых кислот;                                                                                                  

Метапредметные:  уметь проводить химические реакции, подтверждающие свойства карбоновых кислот, записывать  уравнения химических реакций.                                                                                                                                      Личностные:  объяснить зависимость свойств карбоновых кислот от состава и строения.

Термины: Реакция этерификации.

Оборудование: Лабораторное оборудование и реактивы: раствор уксусной кислоты, лакмус, гидроксид натрия, фенолфталеин, порошок оксида меди (II), раствор карбоната натрия, штатив с пробирками.

Тип урока:  комбинированный с элементами исследовательской деятельности.

 

Ход урока

      1.Организационный  момент.

Во время орг. момента учитель рассказывает о теме, цели и задачах урока.
Дает указания по работе с картой-инструкцией (при ответах и работе у доски, учащиеся ставят в левом верхнем углу карты отметки о выполнении, по количеству ответов учитель выставит оценку в конце урока)

 

2. Повторение (5 мин)

Вопросы:

Предполагаемые ответы:

1. Какие вещества называют к/кислотами?

Органические соединения, в молекулах которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой.

2. Какие вещества называют гомологами?

Вещества разного состава, но схожие по строению и свойствам.

3. Назовите ближайших гомологов пропановой кислоты.

Этановая и бутановая.

4. Давайте вспомним номенклатуру к/кислот. 

 

2. Актуализация знаний.

Вызываю двух учащихся к доске и предлагаю задание:

1) – записать два гомолога для пентановой кислоты и назвать их.

2)- записать два изомера для пентановой кислоты и назвать их. Все учащиеся выполняют это же задание, учитель наблюдает и корректирует, через 4 мин. предлагает проверить, выставляет оценки работавшим у доски.

 

 Далее - фронтальный опрос по вопросам.

1.Дайте определение карбоновых кислот.

2.Какие виды классификации карбоновых кислот вам известны?

3.Как называются кислоты, содержащие в молекуле одну карбоксильную группу? Две карбоксильные группы?

4.Как называются кислоты, содержащие в углеводородном радикале двойную связь?

5.Как называются кислоты, содержащие ароматическое ядро?

6.Назовите первые пять представителей их гомологического ряда.

7.Какие виды изомерии характерны для предельных одноосновных карбоновых кислот?

8.С какого члена гомологического ряда возможна изомерия углеродного скелета?

9.Какие физические свойства проявляют карбоновые кислоты?

10.Почему среди карбоновых кислот нет газообразных представителей?

11.От чего зависит растворимость карбоновых кислот в воде?

Карбоновые кислоты – органические кислоты, в молекулах которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой.

Задание: Назовите вещества по заместительной номенклатуре:

А) (2 метилпропановая кислота)
img1

Б) (3,3 диметилбутановая кислота)
img2

В) (3 эти пентановая кислота)
img3

5. Учитель: Что является характерной особенностью к/кислот?

Ответ: Наличие функциональной карбоксильной группы.

Учитель: Для того чтобы понять и разобраться, какими химическими свойствами обладают к/кислоты, давайте вспомним взаимное влияние атомов в их молекулах.

Структурная формула на доске:
img4

6. Учитель: Теперь, на основе рассмотренного строения, давайте выясним, какими же химическими свойствами могут обладать карбоновые кислоты. 
По ходу изложения нового материал вы будите проводить химические опыты, поэтому нужно вспомнить основные правила техники безопасности. (1 мин) 
Результаты эксперимента нужно занести в таблицу, которая находится у вас на парте. 

До С9 –жидкости, выше – твёрдые вещества, которые не растворяются в воде, невысокие температуры кипения и плавления.

Между молекулами кислот возможно образование водородных связей, образуются димеры, что оказывает влияние на агрегатное состояние веществ.

От величины углеводородного радикала, чем он больше, тем хуже кислота растворяется в воде.

   

 3 Изучение нового материала.

Проблемный вопрос:  Почему карбоновые кислоты проявляют кислотные свойства?

Химические свойства зависят от строения, что особенного в строении карбоновых кислот мы выявили?

Карбоновые кислоты обладают всеми свойствами неорганических кислот. 

Какие химические реакции характерны для неорганических кислот?

Организует учащихся на  исследование химических свойств соляной и уксусной кислоты в сравнении. Результаты оформить в виде таблицы.

Свойство кислоты        НСl   CН3СООН

1. Диссоциация, действие на индикаторы.                 

2. Взаимодействие с металлами.             

3. Взаимодействие с основными оксидами.               

4. Взаимодействие с основаниями.         

5. Взаимодействие с солями.

Перед выполнением работы предлагает вспомнить правила техники безопасности.

Организует детей на проведение исследования.

Наблюдает за ходом исследования, помогает и контролирует деятельность учащихся.

После каждого опыта обсуждает полученные результаты.

Опыт №1. Диссоциация, действие на индикаторы.

Уксусная кислота – слабый электролит

Образуется ацетат-ион, соли уксусной кислоты – ацетаты.

Опыт № 2. Взаимодействие с металлами.

О чем это нам говорит?

Все ли металлы будут вытеснять водород из раствора кислоты?

 В растворе соляной или уксусной кислоты реакция идёт интенсивнее?

 Почему?

Опыт № 3.  Взаимодействие с основными оксидами.

Вывод?

Опыт № 4. Взаимодействие с основаниями.

Вывод?

Опыт № 5. Взаимодействие с солями.

Проблемный вопрос : Почему карбоновые кислоты сходны по свойствам с неорганическими кислотами?

Вывод?

Подводит учащихся к общему выводу: химические свойства карбоновых кислот сходны с химическими свойствами неорганических кислот.

Все перечисленные реакции идут по карбоксильной группе за счёт подвижного атома водорода, что вызвано взаимным влиянием атомов и смещением электронной плотности в молекуле.

А все ли кислоты проявляют такую активность?

Рассматривает взаимное влияние углеводородного радикала и заместителей в радикале на силу кислот, сравнивая строение и свойства муравьиной, уксусной, пропановой, хлоруксусной кислот.

Задаёт вопрос: а возможно ли проявление других химических свойств у карбоновых кислот?

Карбоновые кислоты проявляют и специфические свойства.

1. Реакция этерификации. Демонстрирует видеоопыт. Записывает уравнение реакции.                                        н2so4? t

CH3 – COOH + HO – C2H5 « CH3 – CO – O – C2H5 + H2O

                                  этиловый эфир уксусной кислоты

Специфические свойства проявляются за счёт группы –OH в составе карбоксильной группы (-COOH).

2. Реакции по углеводородному радикалу. Галогенирование.

CH3 – COOH + Вr2 = CH2 Вr – COOH +HВr    

Называют особенности строения молекул карбоновых кислот, предполагают свойства карбоновых кислот.

Учащиеся перечисляют свойства неорганических кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, с оксидами металлов, основаниями, солями более слабых кислот.

Вспоминают правила техники безопасности.

•        Будьте осторожны при работе с растворами кислот, щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.

•        При попадании растворов на кожу немедленно смыть их водой.

•        Для опыта брать вещества в строго определённых количествах.

Формулируют вывод: карбоновые кислоты проявляют свойства неорганических кислот (диссоциация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями)

Записывают формулы кислот, слушают объяснение учителя, определяют силу кислот.

Учащиеся записывают в тетрадь специфические свойства карбоновых кислот.

1.Реакция этерификации—реакция взаимодействия  карбоновой кислоты и спирта с образованием сложного эфира

CH3 – COOH + HO – C2H5 « CH3 – CO – O – C2H5 + H2O

2. Реакции по углеводородному радикалу. Галогенирование.

CH3 – COOH + Вr2 = CH2 Вr – COOH +HВr     Метод – словесный.

 

IV. Закрепление знаний.

Почему карбоновые кислоты обладают кислотными свойствами?

Чем они сходны с неорганическими?

Чем отличаются?

 Почему?

Все ли кислоты одинаково активно ведут себя в химических реакциях? От чего это зависит?     Осуществляют деятельность по применению полученных знаний.

Делают общий вывод о наличии у карбоновых кислот химических свойств общих с неорганическими кислотами и специфических, зависимости свойств от строения.        

Задание: Составьте уравнения химических реакции м/у следующими парами веществ, укажите условия их протекания. (Слайды 22-24)

 а) Муравьиная кислота + гидроксид калия =
б) Пропановая кислота + оксид магния =
в) Уксусная кислота + этанол =

 

V. Рефлексия     

Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы.

Что понравилось на уроке?

Какой материал не очень понял?

Каким я был на уроке? Оценивают свою деятельность на уроке. .

 

VI. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.  Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Химические свойства карбоновых кислот»

Урок проводится согласно тематическому планированию химии в 10 классе, 2-й урок по теме «Карбоновые кислоты». На данном уроке внутрипредметная интеграция

химических свойств неорганических и органических).

Урок начинается с организационного этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап урока, хотя и непродолжительный, позволяет быстро включить учащихся в ход урока.

Следующий этап – повторение ранее изученных тем. Здесь задача – выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы.

Этап усвоения новых знаний начинался с сообщения темы, целей и задач урока.

 На предыдущих уроках  уже изучены признаки реакций, химические свойства кислот, учащиеся умеют составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, окислительно-восстановительных реакций. Поэтому на уроке идет повторение и закрепление раннее полученных знаний и умений, изучение нового материала, где рассматриваются особенности  взаимодействия солей с металлами и солями. Химические свойства солей изучаются в ходе исследовательской деятельности – выполнение лабораторной работы.  Каждый этап изучения фиксируется с помощью модульных карточек. Исследовательская деятельность учащихся сменяется выполнением упражнений по составлению уравнений..В ходе работы учащиеся должны были самостоятельно согласно инструкции провести опыты и сделать вывод. При выполнении эксперимента большое внимание уделялось технике безопасности. Работа по написанию химических уравнений и их самопроверка.

Никак нельзя обойтись на уроке без лабораторных опытов, поскольку они способствуют выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Для этого было предложено проверить действие индикаторов на кислоты. Анализ и формирование выводов по каждому этапу лабораторной работы позволяет развивать мыслительную деятельность. Творческая деятельность учащихся (сообщения) позволяет расширить кругозор и связать теорию с практикой. Формирование умений и навыков идет в процессе закрепления: фронтальный опрос и дифференцированная самостоятельная работа. Для первичного закрепления знаний и умений учащимся предлагается самим выбрать задания.

Для повышения интереса к предмету химия, устойчивости внимания и запоминания, вовлечения в учебную деятельность каждого ученика, организации познавательной деятельности урок проводится в  форме слайдовой презентации и практической деятельности.

      Использованные методы, формы и средства способствуют благоприятному протеканию учебного процесса, делают его более эффективным, наглядным, устраняют перегрузки учащихся на уроке и позволяют развить самостоятельную познавательную деятельность на уроке, экономить время. Анализ состава молекул кислот, знания о типах гибридизации, принципах классификации и видах изомерии облегчает дальнейшее изучение  карбоновых  кислот.   В течение всего изучения новой темы  учащиеся применяют раннее полученные знания. На уроке царила доброжелательная обстановка. Поддерживался положительный эмоциональный настрой урока, что способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету.

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера, интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет использования ИКТ, проведения опыта, эмоциональной подачи материала, смены видов деятельности и темпа урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель применяет различные методы обучения, хорошая плотность

урока, большое внимание уделяет навыкам самостоятельной работы, формирует

практические навыки и умения, продумывает структуру урока, обучение ведёт

доступно, увязывая изучение нового с ранее изученным. Работает индивидуально по

ликвидации пробелов в знаниях учащихся, полученных при выполнении

диагностической работы.

При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило

добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. В

течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние

учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный

настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.

Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой

на деятельность, а также валеологическую поддержку, что позволило создать все

условия для дальнейшей работы.

Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные

приёмы и формы работы:

1 Работа с учебником.

2 Дифференцированная работа по карточкам. Привитие элементарной

экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и

ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.

При проведении закрепления материала перед учащимися поставлена

проблемная ситуация через выполнение практического упражнения социально –

адаптированного к жизненной ситуации. Учебно-познавательная деятельность была

организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а

также работу в парах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в

активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с

другом, оказывая взаимопомощь. При выполнении практической работы

осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра. Применение методов проблемного обучения позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, научить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворённость от учебной работы, положительное отношение к химии. Домашнее задание дано дифференцировано.


 

Открытый урок "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс

Открытый урок "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс

Вызываю двух учащихся к доске и предлагаю задание: 1) – записать два гомолога для пентановой кислоты и назвать их

Вызываю двух учащихся к доске и предлагаю задание: 1) – записать два гомолога для пентановой кислоты и назвать их

Учитель: Теперь, на основе рассмотренного строения, давайте выясним, какими же химическими свойствами могут обладать карбоновые кислоты

Учитель: Теперь, на основе рассмотренного строения, давайте выясним, какими же химическими свойствами могут обладать карбоновые кислоты

Подводит учащихся к общему выводу: химические свойства карбоновых кислот сходны с химическими свойствами неорганических кислот

Подводит учащихся к общему выводу: химические свойства карбоновых кислот сходны с химическими свойствами неорганических кислот

Все ли кислоты одинаково активно ведут себя в химических реакциях?

Все ли кислоты одинаково активно ведут себя в химических реакциях?

Тема «Химические свойства карбоновых кислот»

Тема «Химические свойства карбоновых кислот»

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера, интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет использования

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера, интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет использования

Учитель применяет различные методы обучения, хорошая плотность урока, большое внимание уделяет навыкам самостоятельной работы, формирует практические навыки и умения, продумывает структуру урока, обучение ведёт доступно,…

Учитель применяет различные методы обучения, хорошая плотность урока, большое внимание уделяет навыкам самостоятельной работы, формирует практические навыки и умения, продумывает структуру урока, обучение ведёт доступно,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2021