ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
Оценка 5

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Оценка 5
docx
15.01.2023
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»
конкурс.docx

Гнеушева Елена Юрьевна,

г.Каменск-Шахтинский,

МБОУ СОШ №3,

учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ:

«ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      НОМИНАЦИЯ:

 «Лучший открый урок»

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023

 

Урок истории по теме: «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

Место проведения – кабинет истории.

Количество часов – 1 ч.

Аннотация. В статье освещается вопрос использования при оценке итогов Великой Отечественной войны понятия «цена Победы». Показано, что чаще всего это понятие используется для гипертрофирования военных потерь СССР в войне. Неверно само отождествление «цены Победы» с военными потерями, так как значительная часть потерь СССР — не «цена Победы», а счёт фашистских преступлений.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; военные потери СССР; «цена Победы», фашизм, тыл, «рельсовая война», Ленд-лиз; при проверке домашнего задания: план «Барбаросса», план «Ост», блокада, «Катюши», города-герои.

Цели:

1.Образовательные: повторение, систематизация  и  обобщение  материала  изученного  по  Великой  Отечественной  войне.

2.Развивающие:развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной  литературой, формирование  умения  анализировать, делать  выводы, сравнивать.

3.Воспитательные:воспитывать  чувства  патриотизма, гордости  за  свой  народ  на  примере  героизма  и  мужества  советских  людей  во  время  Великой  отечественной  войны.

Задачи урока:

- содействие формированию у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 г,

- осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.

- развитие у школьников чувства гордости за Россию как многонациональную, страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

- формирование активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

- формирование понимание необходимости принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманного отношения с окружающими людьми, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;

- мотививация обучающихся к осознанному поведению на основе принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

В результате проведения урока обучающиеся научатся:

Предметные результаты:

  • Называть главные причины победы Советского народа в ВОВ;
  • Определять причины, масштабы, последствия колоссальных человеческих жертв СССР во 2-й мировой войне;
  • Определять историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне;

Метапредметные результаты:

  • Анализировать информацию, извлеченную из исторических источников;
  • Сравнивать данные таблиц;
  • Сравнивать разные точки зрения по вопросу цены победы в ВОВ;
  • Сравнить масштабы потерь СССР и других стран-победительниц во Второй Мировой войне;

Личностные результаты:

  • Высказывать собственную точку зрения по вопросу оценки вклада народов СССР и союзников в победу над фашистской Германией;
  • Выражать собственную позицию по данному вопросу с учетом этических норм при оценке событий прошлого;

Оборудование:

  • ПК и видеопроектор;
  • Раздаточный материал (Приложение № 1, 2, 3, 4);
  • карта “Великая Отечественная война”;

Ход урока

1. Организационный момент. Цель - эмоциональный, положительный настрой на урок : на перемене звучат песни военных лет, со звонком учитель приветствует учащихся.

2. Изучение нового материала.

 Каждый год 9 мая мы вспоминаем события той далёкой уже войны, в которой  победили, но зачем  мы это делаем, может быть уже отпустить эту страшную войну?

 Я думаю нам надо помнить о победе, время все дальше уносит от нас 9 мая 1945 года.

Эта была такая тяжёлая война, так трудно далась победа нашим прадедам, я считаю, что надо помнить! 

 Я прошу подумать и сформулировать тему нашего трудного, но необходимого урока! (называют варианты – Причины Победы , Как далась Победа? Цена Победы).

 Итак, тема нашего урока «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне», это сложный и горячо обсуждаемый вопрос нашей отечественной истории. А теперь попробуем поставить цель к данной теме урока, чего вы хотите достичь, что предвосхить в конце урока???

Узнать правду о войне, её до сих пор скрывают. Понять, как мы победили такого грозного врага, как фашистская Германия. Нам сейчас говорят на западе, что гордиться не чем, я хочу понять, почему они так говорят.

Учитель: Хорошо, спасибо, надеюсь, что в конце урока мы с вами придём к какому то общему знаменателю и ответим на вопрос, а  какова же цена Победы 45 года?

Осознание, осмысление учебного материала

21 век! 79 лет прошло со дня Победы над фашизмом! Можем ли мы  определенно ответить на вопрос, а какова была цена этой Победы??? Казалось люди в наше время, владея различными источниками  информации, уже все знают и понимают и могут  ответить на этот сложный вопрос. Ребята, что вам уже известно по данному вопросу из нашего основного инструмента для обучения – учебника истории?

Ответы:  Великая Отечественная война (1941-1945) Советского Союза против гитлеровской Германии и ее сателлитов явилась важнейшей частью Второй мировой войны (1939-1945 гг.) - крупнейшего вооруженного конфликта в истории человечества. СССР вступил во Вторую мировую войну 22 июня 1941 г., после вторжения Германии на его территорию.

Во Второй мировой войне участвовало 72 государства с 80% населения земного шара. Однако события на советско-германском фронте носили наиболее ожесточенный и кровопролитный характер. 70-80% германских потерь в ходе Второй мировой войны пришлись на Великую Отечественную войну. СССР внес решающий вклад в победу Антигитлеровской коалиции. Победа досталась огромной ценой. Из общего количества жертв  Второй мировой войны (свыше 55 млн. чел.) наибольшие потери понес Советский Союз - 27 млн. солдат и гражданского населения. Для сравнения: суммарные потери США и Великобритании составили менее 1 млн. чел.

Со стороны гитлеровской Германии велась расово-идеологическая война на уничтожение Советского Союза вместе с населяющими его «неполноценными» славянскими и иными народами. Нацистская доктрина рассматривала советский «еврейско-большевистский» режим в качестве врага номер один. Коммунистические комиссары, наряду с евреями, подлежали первоочередному истреблению. Завоеванную территорию СССР предполагалось подвергнуть немецкой колонизации, а ресурсы использовать на нужды рейха.

Для Советского Союза эта война стала общенародной, Отечественной, священной войной на выживание и сохранение своей государственности. Перед лицом нацистской угрозы произошла консолидация общества. Поведение «освободителей от большевизма», творимые ими на оккупированных территориях зверства и беззаконие, бесчеловечное отношение к военнопленным стали еще одной причиной, побудившей многих пострадавших от советского режима в период революции, коллективизации, массовых репрессий встать на защиту Родины. Важнейшими слагаемыми Победы стали патриотический подъем, единство фронта и тыла, а также безуспешность попыток нацистов вбить клин между народами СССР.

За исключительное мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 11, 6 тыс. граждан были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них - представители разных национальностей. Самыми юными героями стали 14-летние партизаны Валентин Котик и Марат Казей (оба - посмертно). Кроме того, за ударный труд во время войны 204 человека были удостоены звания Героя социалистического труда.

 Все правильно! Молодцы! Спасибо! Но не все так просто, оказывается, давайте вернемся в наши дни!

Прошел очередной праздник Победы 9 мая 2021 года – 8 миллионов человек  по всей России шествовали с портретами своих родных – героев участников Великой Отечественной войны в строю «Бессмертного полка». В Москве, несмотря на плохую погоду, в «Бессмертный полк» вышло 855 000 человек. Казалось, этим шествием люди отвечают, что значит для них Победа, как они ценят, чтут и помнят тот подвиг, который во имя их счастливой жизни совершили прадеды в 1941 – 1945 гг.

Посмотрите,пожалуйста, на доску! На доске записана дата 13 февраля 1943 год - освобождения Каменска от фашистских захватчиков...

Он был родом из Самары,

                                                                     Обещался — я вернусь,

                                                                                    А лежит под ДОТом старым,

                                                                                    Вместо памятника — куст…

                                                                                     Л. П. Павленко    

  Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. Способность к совершению подвига — самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды жизни.          

Эта  работа представляет собой исследовательский-краеведческий материал, посвящённый Ефремову Иосифу Ефремовичу (см. Приложение 1). С начальными  классами мы посещали ДОТ Ефремова (см. Приложение 2). Совместно с группой «Поиск» мы  решили воскресить память о забытом солдате, ведь он и многие другие защитили нашу Родину от пленения захватчиками.

Цель исследования: узнать, кем был Ефремов Иосиф Ефремович, обнаружить его место захоронения, воскресить память о солдате.

Источниками информации в этой работе являлись книги, архив и школьные записи.

Методика исследования: архивно-хронологический и исследовательский методы, представляют собой изучение архива и прибытие на место захоронения солдата.

Результаты исследования: получив необходимые сведения, заполнить пробелы в истории своего края.

Объектом моего исследования стали записи группы «Поиск» и архив города.

Биография Иосифа Ефремовича

Иосиф Ефремович родился в 1995 году. Родом из Куйбышевской области, Клявлинский район. До призыва жил в Ускале. Увы, информации о том, как Иосиф Ефремович жил до призыва в армию нет. За время своей службы получил звание красноармеец. Назначен был шофёром. Служил в 1-ом гвардейском механизированном орденов корпус Ленина и Кутузова — тактическое соединение. Умер 22.01.1943 г. в Ростовской области, старая Станица Каменского района. Спустя много лет был найден медальон с запиской.

В 2001 году 7 ноября по старому обычаю поисковая группа «Поиск» вместе с семьями решили выехать на природу и совместно отдохнуть, к тому же погода стояла как никогда теплая: «+ 18»-«+ 20» градусов.

Решили не забираться далеко, а найти место для отдыха в окрестностях города, в районе хутора Старая Станица. Там песчаная почва, деревья еще не полностью сбросили листву. Выбирая место, поисковики увидели сбоку дороги остатки разрушенного немецкого дота и решили здесь сделать остановку. Среди лесополосы, посаженной уже в послевоенные годы, выглядывал из земли развалившийся небольшой ДОТ. Ещё мальчишками приходили сюда играть в войну, так как невдалеке на краю балки до конца 50-х начала 60-х годов стоял разбитый танк Т-34. Никто и подумать не мог, что эта поездка обернется настоящей находкой для поисковиков. ( см. Приложение 3)

Как всегда, даже выезжая на отдых, поисковики не забывали взять на всякий случай лопаты и приборы. Вот и в этот раз один из поисковиков, свободный от хозяйственных дел, решил побродить с миноискателем вокруг ДОТа. В итоге он раскопал окоп, а на дне его находилось останки от пятерых наших бойцов, лежащих в неестественных позах по длине всего окопа.

По остаткам одежды и обуви определили, что на бойцах была зимняя одежда, в карманах были патроны россыпью, гранаты.
Поднимая на бруствер останки бойцов и остатки одежды, вдруг неожиданно раздался возглас одного из товарищей: — МЕДАЛЬОН! Действительно, под останками одного из бойцов лежал черный пенал. Подняв все останки и присыпав их песком, решили завтра же приехать на это место и довести все до конца.

Вернувшись домой, все собрались около стола, включили синий свет и смотрели как потихоньку отвинчивается пенал. И каково же было удовлетворение, когда внутри оказалась записка, заполненная рукой бойца! Прочитать её удалось с трудом, так как написана она была чернилами и конденсат своё чёрное дело сделал, но всё же прочли: «Ефремов Иосиф Ефремович, 1915 г., Куйбышевская область, Клявлинский район, село Усакла». Брат погибшего, Алексей Ефремович, сообщил, что он был на могиле своего брата в х. Старая Станица в 60-х годах, что там на мемориальной доске братской могилы выбито его имя! И действительно на братской могиле выбита фамилия Ефремов А.Е.                                   Где было найдено тело Иосифа Ефремовича?

Во время войны части 3-й гв. армии пытались взять город Каменск с разных направлений. Но, так как у немцев в этом районе и, особенно в окрестностях города были заранее подготовленные боевые позиции с противотанковыми рвами, ДОТами, ДЗОТами и т.п., взять город сходу не удалось. Бои затянулись в пригороде на месяц, с 14 января по 13 февраля 1943 года.

         Напротив города, за рекой Северский Донец, находятся рядом два хутора — Старая Станица и Скородумовка. Во время боев эти хутора за один только день переходили из рук в руки от 5 до 7 раз. Но с годами окрестности города и хуторов неузнаваемо изменились: посажены лесополосы, перепаханы поля. Там, где на возвышенности находилась линия обороны немецких войск, выстроены новые дома сельчан. Дот находится от крайних домов хутора где-то в 3-х километрах.

С 16 по 30 декабря 1942 года войска Юго-Западного (1-я и 3-я гвардейские общевойсковые, 5-я танковая и 17-я воздушная армии; генерал-полковник Н.Ф.Ватутин) и левого крыла Воронежского (6-я общевойсковая и 2-я воздушная армии; генерал-лейтенант Ф.И.Голиков) фронтов (всего 425,5 тыс. человек, более 5 тыс. орудий и минометов, более 1 тыс. танков, более 550 самолетов) провели Среднедонскую наступательную операцию (кодовое наименование «Малый Сатурн»), являвшуюся частью Сталинградской стратегической наступательной операции, с целью разгрома немецкой группы армий «Дон» (459,0 тыс. человек, более 6 тыс. орудий и минометов, 600 танков, более 560 самолетов; генерал-фельдмаршал Э. фон Манштейн).

В результате проведенных боевых действий советские войска нанесли поражение немецкой группе армий «Дон», вышли в ее тыл, продвинувшись на 150—200 км.

Для ликвидации прорыва немецкое командование вынуждено было использовать резервы, предназначенные для деблокирования группировки войск, окруженной под Сталинградом, отказаться от дальнейших попыток наступления на Сталинград, что во многом повлияло на судьбу окруженной группировки.

Для Среднедонской операции характерны широкий маневр подвижными соединениями и глубокие рейды по тылам противника, значительное усиление армий танковыми и механизированными корпусами.

Собрав всю информацию, разложив её по полочкам, мы смогли понять кем являлся Иосиф Ефремов, хотя составить его психологический портрет не удалось.   Отдельно хочу отблагодарить исследовательскую группу «Поиск», благодаря им было найдено тело солдата и медальон с запиской. Ни один солдат не должен остаться забытым!

Каждый год 13 февраля , в день освобождения Каменска от немецко-фашистских захватчиков и 9 мая в День Победы, обучающиеся МБОУ СОШ №3 посещают ДОТ, зажигают свечу памяти и возлагают цветы(Приложение 4)

 Подведение уроков. Рефлексия.

Обобщающие слово учителя: Фашизм никогда не мог победить, потому что это зло. Несомненно, Победа – это результат, достигнутый всем мировым сообществом: это и действия союзников на различных фронтах войны, это движение Сопротивления на оккупированных территориях. Но самое главное – это победа солдата, воина, труженика тыла, многонационального народа. Это победа талантливых полководцев, руководителей государства, деятелей культуры и Церкви.

Писатель В.Астафьев писал: “... Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, - почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такое неслыханное страдание, такие гонимые и притеснённые от спасённых нами вождей и родной партии, всё же принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю.

На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы её-то мы заслужили”.

Давайте будем помнить  и гордиться славою предков и чтить наших ветеранов. Честную память они заслужили.

Подводя итоги занятия, учитель может подчеркнуть, что многочисленные опросы россиян показывают, что, по их мнению, самым важным событием XX в., оказывающим огромное влияние и на современную жизнь страны, является Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Уходят из жизни участники военных событий, трудового фронта. Но память об их подвиге, о Великой Победе, остается в сердцах россиян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации

Материалы группы «Поиск»

Школьные записи

Список дополнительной литературы к занятиям

1. Афанасьев Ю.Н. «Другая война 1939-1945» М., 1996

2. Борозняк А.И. «Третий Рейх» в современной историографии ФРГ //

вопросы истории – 1999. - №10 – С.150-157.

3. Герасимова С.Л. Ржевская бойня. Потерянная победа Жукова. - М.,

2009. - С.320.

4. Городецкий Г. Канун войны: Сталин и дело Гесса // Вопросы истории –

1999. - №11 – С.161-169.

5. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника

событий. – М., 2004. – С.231.

6. Дробязко С. И. Вторая мировая война 1939-1945 . - М., 2006.-С.384.

7. Ерин М.Е. Исследования Г.А. Винклера по истории Веймарской

республики // Вопросы истории – 1989. - №9 – С.68-90.1.АдриановВ.И.

и др. «Великая Отечественная война 1941-1945: События, люди,

документы» М., 1990

8. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч. - М., 2006. -

С.59.

9. Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия /

- М.,Сов.энциклопедия,1985.- С.832.

10. Лавренев С.В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. -

М., 2002. - С.212-220.

11. Орлов А. С. Великая Отечественная война 1941 – 45 // Большая

Российская энциклопедия в 30 т. - М.,2006.-Т.4.-С.722-732.

12. Ржешевский О. А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-

1945: Краткий справочник . - М., 1995.-С.416.

13. Тепильских К. Вторая мировая война. - М., 2006. - С. 52.

14. Чернякевич О.М. Великие битвы XX века. - М., 2002.-С. 480.

 

 

Приложения

 Приложение 1

                                                                                       Фото Ефремова И.Е.

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

                                                                               Приложение 2

                                                                                          У ДОТа Ефремова

                                                                                                                                                                            09.05.2021

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

Приложение 3

                                                    Группа «Поиск»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

Приложеие № 4

13.02.2022

20220212_105543

20220212_104724


 

Гнеушева Елена Юрьевна, г.Каменск-Шахтинский,

Гнеушева Елена Юрьевна, г.Каменск-Шахтинский,

Урок истории по теме: «Цена победы

Урок истории по теме: «Цена победы

Называть главные причины победы

Называть главные причины победы

Учитель: Хорошо, спасибо, надеюсь, что в конце урока мы с вами придём к какому то общему знаменателю и ответим на вопрос, а какова же цена

Учитель: Хорошо, спасибо, надеюсь, что в конце урока мы с вами придём к какому то общему знаменателю и ответим на вопрос, а какова же цена

Отечественной войны в строю «Бессмертного полка»

Отечественной войны в строю «Бессмертного полка»

В 2001 году 7 ноября по старому обычаю поисковая группа «

В 2001 году 7 ноября по старому обычаю поисковая группа «

Воронежского (6-я общевойсковая и 2-я воздушная армии; генерал-лейтенант

Воронежского (6-я общевойсковая и 2-я воздушная армии; генерал-лейтенант

Подводя итоги занятия, учитель может подчеркнуть, что многочисленные опросы россиян показывают, что, по их мнению, самым важным событием

Подводя итоги занятия, учитель может подчеркнуть, что многочисленные опросы россиян показывают, что, по их мнению, самым важным событием

Источники информации Материалы группы «

Источники информации Материалы группы «

Чернякевич О.М. Великие битвы

Чернякевич О.М. Великие битвы

Приложение № 2

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 3

Приложеие № 4 13.02.2022

Приложеие № 4 13.02.2022
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023