Открытый урок литературного чтения в 4 "г" классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»
Оценка 4.8

Открытый урок литературного чтения в 4 "г" классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»

Оценка 4.8
doc
03.10.2022
Открытый урок литературного чтения в 4 "г" классе  по программе курса литературного чтения. Тема урока:  «П.П. Ершов.  Сказка «Конек-горбунок»
урок 10.doc

Открытый урок литературного чтения в 4 "г" классе 
по программе курса литературного чтения

Тема урока: 
«П.П. Ершов. 
Сказка «Конек-горбунок»

Описание: https://24smi.org/public/media/resize/660x-/person/2018/01/12/cela6j6bt3gh-konek-gorbunok-i-ivanushka-durachok.jpg

Подготовила и провела:

Учитель нач.классов,

МБОУ «Карланюртовская СОШ

им.А.Д.Шихалиева»

Алисултанова А.Б.

Хасавюрт 2019 год

 

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

 

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

 

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: печатные (учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями), аудиовизуальные (презентация), наглядные плоскостные (доска-экран).

Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД)

1.     Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок»

2.     Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки

3.     Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки

 

Развивающие (формирование регулятивных УУД)

1.     Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках

2.     Продолжить работу по развитию общего и литературного

3.     Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное

 

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

1.     Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

2.     Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат

3.     Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме

 

Используемые ЭОР

http://school-collection.edu.ru

http://www.4stupeni.ru

http://www.openclass.ru

http:// www.video.mail.ru/

http://www.myltya.com/

http://learningapps.org

СанПиН

http://www.referent.ru/1/174463

 

 

 

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс»

 

Структура урока

1.     Организационный момент – 1 мин.

2.     Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний – 8 мин.

3.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 10 мин.

4.     Физкультминутка – 1 мин.

5.     Первичное закрепление нового знания – 7 мин.

6.     Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)– 10 мин.

7.     Домашнее задание – 1 мин.

8.     Рефлексия – 2 мин.

 

Ход урока

1. Организационный момент – 1 мин.

Приветствие детей, учитель отмечает отсутствующих.

 

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний – 8 мин.

Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?

Обучающиеся отвечают

Учитель: Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip

Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

       определим тип и вид сказки

       проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним

       ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

       постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 10 мин.

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

 

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок

Вид сказки

 

 

 

Главный герой

 

 

 

 

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

 

Вид сказки

 

 

 

События

 

 

 

 

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

 

Вид сказки

 

 

 

Завершение

события

 

 

 

 

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

 

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

 

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

 

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

       Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют.

       Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

       У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

       Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события

Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло)

Учитель: Прочитайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка)

Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Обучающиеся зачитывают часть сказки

Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

С появлением какого животного все начинается в сказке?

С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»

Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.

 

Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана?

Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

 

В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу

Учитель: Это кульминация.

В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

Учитель: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки?

Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

4. Физкультминутка – 1 мин.

Учитель: Время идет,  давайте немного подвигаемся, примерно как часики

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так

(Наклоняем голову к одному плечу, потом к другому)

Смотри скорей, который час:

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так

(Наклоны туловища в стороны)

Тик-так, тик-так

 

5. Первичное применение нового знания – 7 мин.

Задание 1

Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа

http://www.4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.html

 

Задание 2

Ответить на вопросы по тексту сказки

http://www.openclass.ru/node/196257 

 

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах) – 10 мин.

Группа 1

Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия

Группа 2

Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»

Группа 3

Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться?

 

 

Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

 

7. Домашнее задание – 1 мин.

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html

Выполните тест по мультфильму

http://www.myltya.com/view_test.php

 

8. Рефлексия – 2 мин.

Учитель:  Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Прикрепите пожалуйста в http://learningapps.org к виртуальному цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета.

Спасибо за урок!


Скачано с www.znanio.ru

Подготовила и провела: Учитель нач

Подготовила и провела: Учитель нач

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности?

Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности?

Постановка цели и задач урока

Постановка цели и задач урока

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5

Учитель : В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Учитель : В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Какие события неожиданно меняют все в жизни

Какие события неожиданно меняют все в жизни

В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз

В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз

П ервичное применение нового знания – 7 мин

П ервичное применение нового знания – 7 мин

П.П. Ершова? Что нового вы узнали на уроке?

П.П. Ершова? Что нового вы узнали на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2022