Класс: 3 «А».
Учитель: Зеленина Н.Д.
Дата проведения: 30.11.2021г
Количество учащихся: 15
Предмет Математика с элементами функциональной грамотности
Тема урока: Решение «жизненных задач Цель Формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач Задачи урока: 1.Создать условия для формирования у учащихся: - умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач, - умения работать в парах, - умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Планируемые результаты
Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.
Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание;
Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.
Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности
Образовательные технологии Технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, игровые
Перечень методик Работа в парах, работа в группах, работа с понятиями, проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования, словесно-иллюстративный метод, дидактическая игра, рефлексия
Оборудование Компьютер, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.
Ход урока
I. Организационный этап.
Доброе утро, ребята!
У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас звонок! (Слайд 1).
Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? (Слайд 2).
Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор, продукты). Без математики невозможно в жизни.
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя
Без нее ты пропадешь.
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что сколько стоит - не узнаешь,
А, узнав, не разберешь!
Ребята мне нужно купить продукты. А у меня всего 500 рублей. Кажется, мне не хватит.
. Вы поможем решить мне эту задачу
II. Постановка цели и задач урока.
Ребята, подумайте, какая же тема нашего урока? (Решение задач) (Слайд 3).
Как вы понимаете термин «жизненные» задачи?
Поставьте цель урока (Слайд 4).
Прочитайте девиз урока
Девиз урока: «Учимся не для школы, а для жизни». ( Луций Сенека).
Как вы его понимаете? (Ответы детей).
- Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения на уроках для решения «жизненных задач». Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
Желаю вам удачи,
И успешности в придачу.
Ш. Закрепление знаний в знакомых ситуациях.
Решение «жизненных» задач мы начнем с моей ситуацией. Вы поможете мне совершить покупки.
Ребята, откроем тетради, выполним небольшой математический диктант.
1.
Во сколько раз 4 меньше 12?
2. 7 умножить на 8.
3. Во сколько раз 18 больше 9?
4. На какое число надо умножить 6, чтобы
получилось 54?
5. Первый множитель 3, второй неизвестен.
Произведение равно 27. Найдите второй множитель.
6. Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось
14?
7. Уменьши 32 в 8 раз.
8. Сколько раз 7 повторится в 35?
9. Я задумала число, увеличила его в 8 раз и
получила 72. Какое число я задумала?
10. Делимое 63, делитель 9. Найдите частное.
(3, 56, 2, 9,9, 7, 4, 5, 9, 7)
- Ребята, давайте сверим ответы. Молодцы.
Ну что, можем отправляться за покупками. А будем делать мы это - виртуально.
Подскажите, удобнее всего зайти в магазин около школы или у дома? Почему? (Около дома, чтобы не нести долго тяжелые пакеты с продуктами).
(Слайд 5)
Давай сначала рассчитаем сколько тебе нужно пройти до магазина, а затем, чтобы отнести покупки, еще и расстояние от магазина до дома.
До ближайшего магазина к дому мне надо пройти 500 м, а от магазина до дома 308 м. Как узнать, какое в общей сложности расстояние нам придется преодолеть? Каким действием мы с Вами воспользуемся? (Сложением)
500м +308м =808 м
Идти не так уж и далеко. Такое расстояние можно преодолеть пешком, примерно, за 10 минут.
Ну что, отправляемся в магазин.
( В селе у нас находится рядом сразу 2 магазина. В какой пойдем? Ведь нам надо, чтобы нам хватило 500 рублей.
Давайте сравним цены в этих магазинах на продукты
С какими величинами будем работать?
(Слайд 6 )
Составляем план действий по данному вопросу.
Ваши действия? Предложения детей.
1.Изучить цены по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Выполните данную работу в парах. Один из Вас будет продавцом в «Ладе», а другой в магазине «Пятерочка».
Работа по таблице
Сделайте вывод. Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
№ |
Продукты |
«Пятерочка» |
«Лада» |
1 |
Батон |
30 |
32 |
2 |
Буханка черного хлеба |
35 |
40 |
3 |
Молоко (1 пакет) |
55 |
60 |
4 |
Пряники (1 упаковка) |
75 |
70 |
5 |
Чай (1 пачка) |
46 |
43 |
6 |
Сосиски ( 1 упаковка) |
210 |
230 |
7 |
Кефир (1 пакет) |
45 |
48 |
496 |
523 |
- Прошу выйти пару, которая уже готова. Уважаемый продавец, сколько будет стоить покупка в вашем магазине по данному списку? А в вашем.
Какой вывод? Выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
Ответ: 496 рублей.
Вывод: денег хватит, можно идти.
А сколько рублей после этого у нас осталось на карте, можем узнать?
А сколько рублей нам надо было бы добавить, чтобы купить продукты в Ладе?
Заносим продукты домой и скорее бежим на урок. Кажется, дождик начинается.
ФИЗМИНУТКА (Слайд 7)
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
(Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
(Бег)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
(Хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап.
(Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
(Соединить руки над головой)
- Ребята, как ловко мы справились с жизненной задачей .
А может тогда решим ещё жизненную задачу?
Я у себя в квартире затеяла ремонт. И мне нужно в зале и коридоре постелить линолеум и установить плинтусы. Зал вместе с коридором вот такой формы. Как мне узнать, сколько м плинтуса мне надо купить и кв.м линолеума?
Давайте поделимся на группы, сообща, Вам будет гораздо проще решить мою задачу
(Слайд 8)
Р = 5 + 2 + 5 + 3 +10 + 5 = 30 (м)
S = 5 х 5 + 5 х 3 = 40 (кв. м)
(Слайд 8)
Я уже приценилась в строительных магазинах. И вот что в магазине «Леруа Мерлен» мне предлагают:
1 м плинтуса стоит 290 рублей. (8 700 руб.)
1 кв. м линолеума стоит 562 рубля. (22 400 руб.)
Сможем ли мы узнать, сколько я потрачу денег на необходимые мне материалы?
А ещё одну жизненную задачку я Вам подготовила для самостоятельного выполнения. Кто сможет разгадать отгадку, тот сможет узнать как он сегодня поработал на уроке.
и |
80 : 16 х 9 |
н |
482 – 60 |
л |
3 + 96 : 2 |
о |
3 х 26 - 18 |
ч |
880 : 44 х 5 |
т |
40 х 80 : 100 |
60 |
32 |
51 |
45 |
100 |
422 |
60 |
«Отлично»
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Могу сказать, что мы все с Вами отлично поработали, закрепили изученный темы и смогли их применить при решении жизненных задач.
- Справились мы с решением «жизненных задач»?
- Что нам помогало решать «жизненные задачи»?
- Какой вывод сделаем?
Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни. (Слайд 9)
Подведем небольшой итог нашего урока. Перед Вами облако слов. Эти слова так или иначе могут у Вас ассоциироваться с сегодняшним уроком. Как работает облако слов. Вам нужно выбрать то слово, которое характеризует сегодняшний урок.
Я бы отметила слова ……
Пожалуйста, какие бы слова отметили вы, и почему?
Спасибо Вам за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.