Открытый урок на тему: «День птиц»

  • doc
  • 07.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Праздник День птиц.doc

                        М Б О У   «С О Ш»  № 40

 

 

 

Открытый урок

«День птиц»

 в 7 а классе

 

                           

                          Учитель биологии: -  Магарамова Р.И.

                                                                        

 

Махачкала 2016

              Сценарий праздника "Наши пернатые друзья"

Цель: Обобщать и расширять знания детей о птицах. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

 

Оборудование: Выставка детских рисунков, поделок на тему "Мир птиц". Плакат "Птицы - друзья леса, сада и огорода".

 

 

I. Звучит музыка "в мире животных". Под ее звуки дети в костюмах птиц входят в класс.

 

Ведущий:      

        Сегодня в нашем классе праздник "День птиц". Почему без птиц нам не обойтись? Птицы - друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Птицы дороги нам как часть чудесного мира. Прошло жаркое лето. Наступила дождливая и холодная осень. Многие птицы улетели от нас в теплые края.

 

 

 

 

 

2.    Песня "Скворушка прощается". Исполняют дети.

                     Слова М. Ивенсен. Музыка Т. Попатенко

 

3.    Ведущий:

Наступила холодная и морозная зима.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

 

II. Дети читают стихи о птицах, которые остались зимовать.

 

Воробей
Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают - нет!
Повеет ветер с тёмных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: "Жив?"
Другой ответит: "Жив".

 

Голубь

Прилетают голуби
На моё окно.
Я им сыплю ядрицу
И пшено.
Прилетают разные:
Чаще сизари,
В розовых нагрудниках,
Словно свет зари.
Прилетают жёлтые
Франты хохлачи
С шёлковыми крыльями,
Как из чесучи.

 

Ворона
Серая ворона с чёрной головой,
Краски ей природа не нашла иной.
Голос хриплый, резкий, только "кар" да "кар",
Но она в округе лучший санитар.

 

Галка
Гомон галок и ворон
Слышится со всех сторон.
Галки песен не поют,
Только крики издают.

 

Снегирь
Морозец лёгкий, всюду иней.
На фоне снежной чистоты,
На веточках в лазури синей
Необычайной красоты
Висят фонарики горящие,
Взгляни, ведь это настоящие -
Не лампочки, не фонари -
Живые птахи - снегири!

 

Свиристель
Свири-ри, свири-ри - что за чудеса?
Серебристо-нежно льются птичьи голоса.
В красненьком беретике, с рыжим хохолком,
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далёкого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птицы распевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой свищут свиристели.

 

Синица
Прилетела робко птичка -
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.

 

Сорока
Длиннохвоста, белобока
Говорливая сорока.
На верхушке дерева высоко сидит,
Об опасности в лесу всех предупредит!

 

Дятел
Продолбил себе дупло,
В нём и сухо, и тепло.
Для семьи построил дом,
Детки будут в доме том.
А хозяин - дятел пёстрый:
Клюв надёжный, прочный, острый,-
Всех козявок под корой
Сыщет летнею порой.

 

Клёст
Полюбуйтесь-ка клестами -
Клювы сложены крестами.
Щёголи - на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В тёплом гнёздышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!

 

Сова
В лесах живут совы -
Глазасты, большеголовы,
Остры когти, клюв крючком,
Видят ночью, как и днём.
Каждый шорох совы слышат
И охотятся на мышек.
Нет какой-нибудь полёвки -
Так лягушку схватят ловко.

 

III. Викторина о птицах. Класс делится на 2 команды.

 

Задания для второй команды:

 

1. Викторина

 

- Вопросы для первой команды

1.                             У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см)

2.                             У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)

3.                             Какой длины достигают крылья у гусей? (До 7,5 м)

4.                             Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев)

- Вопросы для второй команды

1.                             Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

2.                             Какую пользу приносят синицы? (Поедают жучков- личинок)

3.                             Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

4.                             Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крылья)

 

3. Игра со зрителями.

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки -
Вот спасибо шутке!

 

4. Каждая команда показывает сценку, среди героев которой есть птицы.

 

 

1-ая команда Под песню "Летят перелетные птицы" (муз. М, Блантера, сл. М. Исаковского) входят автор, ученик 1 (скворец), ученик 2 (воробей), ученик 3 держит в руках скворечник.

Автор Этот случай был в апреле. С юга птицы прилетели. Тает снег, а воробья Выгоняют из жилья.

Скворец Убирайся вон, задира!

Автор Просвистел ему скворец.

Воробей Ни за что! Моя квартира! Я не временный жилец! Я тут вьюги и мороз Терпеливо перенес. А сейчас под этой кровлей Для семьи гнездо готовлю И не тронусь, Хоть убей!

Автор Прочирикал воробей.

Скворец Не упрямься! Мне в наследство Этот дом остался с детства, Вылетай! Мой клюв остер. А не то...

Автор Но тут во двор Со скворечней Миша вышел, Быстро с нею влез на крышу, Крепко-крепко привязал И приветливо сказал:

Миша Я, друзья, сердечно рад. Охраняйте вместе сад.

Автор Только Миша слез долой, Воробьишко удалой В новый дом переселился И с соседом помирился. Уходят. Входят два ученика.

Ученики Прилетели скворцы - Молодой весны гонцы, Червяков они клюют И поют, поют, поют!

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков - скворечников - и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля. Чтобы скворцы не выселяли из домиков воробьев, необходимо сделать скворечники и "подарить" нашим пернатым друзьям!

 

 

2-ая команда

Басня И. Крылова "Ворона и лисица".

 

5. Конкурс на лучшее знание пословиц.

Нужно соединить первую часть пословицы с другой.

·                                 НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.

·                                 ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.

·                                 У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.

·                                 ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.

·                                 СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.

·                                 РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.

·                                 СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.

·                                 ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.

·                                 ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.

·                                 ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

·                                 НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ,   НЕ ПОЙМАЕШЬ.

·                                 МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

·                                 КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

IV. Ведущий:

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы?

Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
- "Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!"
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

 

V. Дети выходят на сцену с кормушками, становятся в круг и читают стихи.

Снег - снежок, снег - снежок
Весь в следах от птичьих ног.
Воробьи вокруг скакали,
Видно, корм себе искали.
Время трудное пришло:
Зерна снегом занесло.
Наши гости и друзья,
Прилетайте под окно,
Есть в кормушках вам зерно!

Без гвоздей, без молотка
Сделаю кормушки.
Вот пакет от молока -
Стол для вас, пичужки.
В стенках вырежу окошки,
Семена насыплю, крошки,
Сальца тоже положу,
Притаюсь и погляжу.

Много прилетело птичек:
И московок, и чумичек,
Свиристелей, снегирей...                                    Сколько гибнет их - не счесть,    
Птицам стало веселей!                                        Видеть тяжело.            

Покормите птиц зимой!                                      А ведь в нашем сердце есть
Покормите птиц зимой,                                      Разве можно забывать:
Пусть со всех концов                                          Улететь могли,  
К вам слетятся, как домой,                                 А остались зимовать
Стайки на крыльцо.                                             Заодно с людьми.
Небогаты их корма -                                            Приучите птиц в мороз
Горсть зерна нужна,                                            К вашему окну,
Горсть одна-                                                        Чтоб без песен не пришлось
И не страшна                                                       Нам встречать весну.                          
Будет им зима.                              
                                                                                                                      А. Яшин


VI. Праздник закончим песней "Песенка защитников природы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       После праздника ребята развешивают кормушки вблизи своего дома,

у школы и во дворе.