Открытый урок на тему: «Формирование понятия «Текст». 5 класс

  • docx
  • 24.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сочиен 5 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  41»

 

 

 

Открытый урок

на тему: «Формирование понятия «Текст».

5 класс

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1736242/ffc163de-a47f-4831-b8e9-b4cb252deb09/s1200?webp=false

 

 

 

 

Урок подготовила: 

 учитель русского языка и литературы Сайпуллаева З.И..

 

                                                                          

 

          Махачкала

2019

Урок по развитию речи учащихся 5 класса. Формирование понятия «Текст»

Цели урока:

  1. Познавательная: дать понятие о видах связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся.
  2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.

Задачи:

  1. Помочь школьникам осознать, что представляет собой речь, речевая деятельность.
  2. Познакомить детей с основными речеведческими понятиями: текст, мысль текста, микротема.
  3. Сформировать ведущие речевые умения
  4. Умение преодолевать трудности в создании устных и письменных текстах.

Форма: урок развития речи.

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,  игровой, исследовательский.

Средства: печатный материал, учебник, мультимедийная техника.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, учебник, карточки

Ожидаемые результаты:

I. умение выделять текст, как объект лингвистики:

1)Признаки текста;

2) Заглавие текста;

3)Тема и основная мысль текста;

4) Микротема;

5)Развитие мысли в тексте.

II. Умение составлять небольшие тексты;

III. Обогащение словарного запаса.



Ход урока:

1.1. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные знания.

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята, а что вы знаете о тексте?

1. Мини-исследование текста. (Слайд № 1).

Цель: научить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои дорогие, мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне

обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.

- Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!

- Чем необычно это письмо? Кто его написал?

- А можно это письмо назвать текстом? Докажите.

Ребята делают вывод:

- Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

Вопрос учителя:

- А каким должен быть текст?

- А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?

- А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 - Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.

3. Работа с тестовым заданием. (Слайд 2).

Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.

- Шарик утверждает, что…

  • Текст – это высказывание на определенную тему.
  • В тексте есть основная мысль.
  • К тексту можно подобрать заголовок.
  • Текст может быть большим и маленьким.
  • В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
  • В тексте есть смысл.
  • В тексте может быть нарушен порядок предложений.

- Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите. Что забыл Шарик?

Ученики высказываются.

- Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Слайд 3)

Вывод: «Текст – речевое произведение, состоит из предложений, связанных, как правило :

-темой;

-основной мыслью;

-последовательностью изложения;

-принадлежностью к определённому стилю».

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Проблемный вопрос.)

- Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!

- Запишите в тетради число, тему урока «Что мы знаем о тексте».

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Слайд № 4):

- Строить самостоятельно текст;

- Находить основную мысль в тексте;

- Научиться различать стили речи;

- Находить в тексте микротему ( абзац).

4. Изучение нового материала.

1. Учимся писать сочинение, составлять самостоятельно тексты.

- Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно к данному предложению придумать ещё пять, подходящих по смыслу: «Наступила осень».

Хорошо, а теперь запишите домашнее задание: к вашим предложениям придумать еще пять подходящих по смыслу, но саму тему изменить. К примеру, первые пять предложений, написанные вами о осени, о её красотах, а другие пять, которые вы будете писать дома: о птицах, готовящихся к осени, либо о детях, играющих на улице осенью, либо о деревьях, цветах, может быть они будут посвящены осеннему сбору урожая, может вы и сами придумаете, что – то своё о осени. Т.е. вы должны дополнить свой текст, новой микротемой – абзацем.

2. Учимся работать с учебником.

- Открываем страницу 32, посмотрите каким бывает текст.

5. Блиц - опрос. 

Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. Благодаря блиц - опросу, на нашем уроке реализуется патриотическое воспитание учащихся, а также работаем над правильной постановкой ударений:

-В каком году родился г. Новотроицк?

- Из каких цветов состоит флаг РФ?

-Как сейчас называется город Ленинград?

-Как правильно позвонИшь или позвОнишь?

-КрасИвее или красивЕе?

-Зуб какой? ЗапломбИрованный или запломбирОванный?

-Золушка потеряла тУфлю или туфлЮ?

-ГазопрОвод или газопровОд?

-МусоропрОвод или мусоропровОд?

-ВодопрОвод или водопровОд?

2. Работа со схемой №1.

Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

- Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте? Дать название своему тексту.

Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.

6. Подведение итогов. Рефлексия. 

Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.

- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?

- Как связываются предложения в тексте?

- Что такое микротема?

- Какие стили речи есть в русском языке?

Учащиеся высказываются.

- Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки.

 


 

Посмотрите также