Открытый урок на тему: «Формирование понятия «Текст». 5 класс
Оценка 4.7

Открытый урок на тему: «Формирование понятия «Текст». 5 класс

Оценка 4.7
docx
24.03.2020
Открытый урок на тему: «Формирование понятия «Текст». 5 класс
сочиен 5 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  41»

 

 

 

Открытый урок

на тему: «Формирование понятия «Текст».

5 класс

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1736242/ffc163de-a47f-4831-b8e9-b4cb252deb09/s1200?webp=false

 

 

 

 

Урок подготовила: 

 учитель русского языка и литературы Сайпуллаева З.И..

 

                                                                          

 

          Махачкала

2019

Урок по развитию речи учащихся 5 класса. Формирование понятия «Текст»

Цели урока:

  1. Познавательная: дать понятие о видах связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнить словарный запас учащихся.
  2. Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать свое мнение.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.

Задачи:

  1. Помочь школьникам осознать, что представляет собой речь, речевая деятельность.
  2. Познакомить детей с основными речеведческими понятиями: текст, мысль текста, микротема.
  3. Сформировать ведущие речевые умения
  4. Умение преодолевать трудности в создании устных и письменных текстах.

Форма: урок развития речи.

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,  игровой, исследовательский.

Средства: печатный материал, учебник, мультимедийная техника.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, учебник, карточки

Ожидаемые результаты:

I. умение выделять текст, как объект лингвистики:

1)Признаки текста;

2) Заглавие текста;

3)Тема и основная мысль текста;

4) Микротема;

5)Развитие мысли в тексте.

II. Умение составлять небольшие тексты;

III. Обогащение словарного запаса.



Ход урока:

1.1. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные знания.

- Здравствуйте, ребята!

- Ребята, а что вы знаете о тексте?

1. Мини-исследование текста. (Слайд № 1).

Цель: научить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои дорогие, мама и папа!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне

обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик».

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.

- Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!

- Чем необычно это письмо? Кто его написал?

- А можно это письмо назвать текстом? Докажите.

Ребята делают вывод:

- Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

Вопрос учителя:

- А каким должен быть текст?

- А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?

- А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 - Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.

3. Работа с тестовым заданием. (Слайд 2).

Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.

- Шарик утверждает, что…

  • Текст – это высказывание на определенную тему.
  • В тексте есть основная мысль.
  • К тексту можно подобрать заголовок.
  • Текст может быть большим и маленьким.
  • В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
  • В тексте есть смысл.
  • В тексте может быть нарушен порядок предложений.

- Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите. Что забыл Шарик?

Ученики высказываются.

- Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Слайд 3)

Вывод: «Текст – речевое произведение, состоит из предложений, связанных, как правило :

-темой;

-основной мыслью;

-последовательностью изложения;

-принадлежностью к определённому стилю».

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Проблемный вопрос.)

- Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!

- Запишите в тетради число, тему урока «Что мы знаем о тексте».

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Слайд № 4):

- Строить самостоятельно текст;

- Находить основную мысль в тексте;

- Научиться различать стили речи;

- Находить в тексте микротему ( абзац).

4. Изучение нового материала.

1. Учимся писать сочинение, составлять самостоятельно тексты.

- Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно к данному предложению придумать ещё пять, подходящих по смыслу: «Наступила осень».

Хорошо, а теперь запишите домашнее задание: к вашим предложениям придумать еще пять подходящих по смыслу, но саму тему изменить. К примеру, первые пять предложений, написанные вами о осени, о её красотах, а другие пять, которые вы будете писать дома: о птицах, готовящихся к осени, либо о детях, играющих на улице осенью, либо о деревьях, цветах, может быть они будут посвящены осеннему сбору урожая, может вы и сами придумаете, что – то своё о осени. Т.е. вы должны дополнить свой текст, новой микротемой – абзацем.

2. Учимся работать с учебником.

- Открываем страницу 32, посмотрите каким бывает текст.

5. Блиц - опрос. 

Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. Благодаря блиц - опросу, на нашем уроке реализуется патриотическое воспитание учащихся, а также работаем над правильной постановкой ударений:

-В каком году родился г. Новотроицк?

- Из каких цветов состоит флаг РФ?

-Как сейчас называется город Ленинград?

-Как правильно позвонИшь или позвОнишь?

-КрасИвее или красивЕе?

-Зуб какой? ЗапломбИрованный или запломбирОванный?

-Золушка потеряла тУфлю или туфлЮ?

-ГазопрОвод или газопровОд?

-МусоропрОвод или мусоропровОд?

-ВодопрОвод или водопровОд?

2. Работа со схемой №1.

Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

- Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте? Дать название своему тексту.

Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.

6. Подведение итогов. Рефлексия. 

Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.

- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?

- Как связываются предложения в тексте?

- Что такое микротема?

- Какие стили речи есть в русском языке?

Учащиеся высказываются.

- Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки.

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Урок по развитию речи учащихся 5 класса

Урок по развитию речи учащихся 5 класса

Актуализация знаний. Цель: проверить ранее усвоенные знания

Актуализация знаний. Цель: проверить ранее усвоенные знания

Шарик утверждает, что… Текст – это высказывание на определенную тему

Шарик утверждает, что… Текст – это высказывание на определенную тему

Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы

Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020