МКОУ «СОШ №17» г.Хасавюрт
Открытый урок «Окружающий мир»
в 3 классе по УМК «Школа России»
«Строение животных»
Разработала урок
учитель начальных классов
Темирханова Мархет Салимхановна
Цели урока:
1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Казахстане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.
2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
1. Орг.момент
Доброе утро ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Дайте определение природы. (Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)
- По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)
В природе более 2,5 млн живых организмов, которые изучает биология. Биологи их разделили на группы – царства.
? О каких царствах мы говорили на предыдущих уроках?
-- Растениях. Бактериях
? Какие еще есть царства живой природы?
-- Грибы. Животные.
? Догадайтесь, о представителях какого царства идет речь в загадках.
Загадки:
–
То он белый, то русак,
Не найдёшь его никак.
Коль найдёшь, то не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьёт наш мальчик.
А зовётся просто ... (зайчик).
–
Приготовилась к зиме,
Домик сделала в дупле,
Шубку пухом подновила
И грибочков насушила.
Прыгает. Мелькает стрелкой.
А зовётся просто … (белка).
–
Он в берлоге спит зимою
Под большущею сосною,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь).
- Далее совместно с учениками ставиться цель урока.
– О чём пойдет речь на уроке?
Что у них общего? (Это животные.)
- Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)
3. Объяснение нового материала.
- Тема нашего урока – «Многообразие животных».
- Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.
- Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.
- Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая занимается изучением животных.
- Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.
Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.
Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение. Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.
Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей, сена, силоса.
Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и домашних животных, а также человека.
- Что вы можете рассказать оживотных?
(Разные животные заметно отличаются друг от друга).
Правильно животные различаются по форме, по размеру, по окраске.
- А что у животных общее? Мы узнаем, когда поработаем по учебнику.
Работа по учебнику. (Дети самостоятельно читают новый материал на с. 99).
- Что вы узнали из учебника о строении животных?
(Теложивотныхсостоит из многихорганов.Уних есть кожа, глаза)
Верно, тело животных состоит из многих органов.Одни из них наружные (кожа, глаза, уши, конечности), а другие – внутренние (сердце, желудок, лёгкие, печень, почки).
- Какое значение имеет каждый орган?
(Каждый орган имеет большое значение в жизни животного. Кожей животное ощущает прикосновение предметов, тепло или холод. Кожа защищает тело от повреждений, проникновения в него вредных веществ. Благодаря глазам животное видит предметы, узнаёт об их изменении.)
- Да, всё правильно вы рассказали. Наружные ткани любого животного можно назвать кожей. Органы чувств разных животных, как антенны (усики), уши, нос и глаза. Благодаря ушам животное слышит, с помощью конечностей передвигается, добывает себе корм, убегает от врагов. Хвост многим животным помогает справляться с полчищами мух, комаров, слепней и оводов, которые летом, атакуют их.
Интересные и удивительные факты об органах животных:
- Глаза жирафа посажены так, что он может видеть во все стороны, не поворачивая головы.
- Когда бегемоты расстроены, их пот становится красным.
- Зрачки бегемотов напоминают по форме букву "Т", что позволяет им видеть одновременно под водой и над водой.
- Кожа бегемота в толщину достигает 4 см.
- У белых медведей чёрная кожа.
- У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.
Учитель:
- А что вы узнали о внутренних органах животных? Расскажите.
( В желудке перерабатывается пища.
С помощью лёгких животное дышит.
Сердце приводит в движение кровь.)
Все органы связаны друг с другом. Вместе они составляют сложный организм животного. (Приложение – слайд)
Организм животного, как и организм растения, состоит из воды, минеральных и органических веществ. Всё это животные получают из окружающей среды с пищей. Животное передвигается, питается, дышит, растёт, развивается, размножается, стареет и умирает.
4. Закрепление изученного.
Опиши
домашнее животное (корова).
110. Опиши домашнее животное (практическая работа на с. 99 учебника).
1) Как называется животное?______________________________________
2) Какого оно размера, формы, окраски?_____________________________
_______________________________________________________________
3) Чем покрыто тело животного?____________________________________
4) Чем различается покров на разных участках тела?___________________
________________________________________________________________
5) Какие органы находятся на голове животного? Как они выглядят?
________________________________________________________________
6) Есть ли у животного хвост? Подчеркни: да, нет.
Если есть, то напиши, какого они размера, формы:
________________________________________________________________
7) Какое значение имеет хвост для животного?
________________________________________________________________
8) Какие конечности у животного? Сколько их? Как они выглядят?
________________________________________________________________
9) какие звуки издаёт животное? Подчеркни: громкие, тихие.
Напиши, что напоминают тебе эти звуки:
________________________________________________________________
10) Как животное защищается от врагов?
________________________________________________________________
5. Закрепление изученного материала.
1 задание.
- Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное.
(Дятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)
2 задание.
Распределить данных животных на группы.
Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица.
3 задание.
1 – вариант.
Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».1 – вариант.
1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________.
Ещё их называют «дети воздуха».
2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.
4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:
а) пресмыкающихся;
б) земноводных;
в) насекомых.
5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:
а) пауки;
б) насекомые;
в) черви.
6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это_______________________.
2 – вариант.
1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.
2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.
3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:
а) земноводными;
б) насекомыми;
в) пресмыкающимися.
4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) земноводных.
6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это________________.
6. Итог урока.
Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).
- Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)
- Назовите их отличительные особенности.
- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?
- Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.)
- Почему это может произойти?
- О чем мы должны знать и помнить в природе?
(Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее …(лиса)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло… (сова)
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел)
Краской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая… (ворона)
У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это … (белка)
7. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуете солнышко.
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - рисуете солнышко, которое закрыла тучка.
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - рисуете тучку.
8. Домашнее задание.
Напиши рассказ о своём любимце.
Директор МКОУ «СОШ№17» Вандаев В.В.
Заместитель директора по УВР
в начальных классах Джамаева З.И.
Отзыв коллег об открытом уроке окружающего мира
«Строение животных»
в 3а классе, учителя начальных классов
Темирхановой Мархет Салимхановны
Содержание
учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на
поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Отбор
материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Все
задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков
классифицировать животных по группам. На этапе актуализации опорных знаний –
дети повторяют свои знания, одновременно знакомятся с новым термином
«Зоология». На этом же этапе у детей развиваются мыслительные приёмы сравнения,
синтеза, анализа и обобщения: они видят животных, называют их, определяют их
общий отличительный признак и по нему вспоминают, к какой группе животных
относятся данные животные. Здесь же дети проверяют свои знания по теме урока. Мархет
Салимхановна развивала логические умения: анализировать, сравнивать животных,
устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне), находить
общее в строении различных животных;
Активизировала познавательную деятельность с помощью ИКТ, работая над новым
материалом, использовала самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой (
материал для чтения был дан по абзацам).
Дети самостоятельно подготовили интересные и удивительные факты об органах
животных (материалы взяли из сети Интернет).
На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему.
Рефлексия была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Дети оценивали свою работу в виде карточки с мишенью, училисьаргументировать свою точку зрения и оценку событий при помощи действий; закрепляли положительную мотивацию на учебную деятельность.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ, который корректировался их одноклассниками и педагогом.
Директор МКОУ «СОШ№17» Вандаев В.В.
Заместитель директора по УВР
в начальных классах Джамаева З.И.
Отзыв родителей об открытом уроке окружающего мира
«Строение животных»
в 3а классе, учителя начальных классов
Темирхановой Мархет Салимхановны
Для того, чтобы урок был более ярким, запоминающимся, для развития у детей познавательных способностей, любознательности, воспитания бережного отношения к природе на протяжении всего урока использовалась презентация с иллюстрациями и заданиями. Мархет Салимхановна подвела ребят к тому, чтобы они самостоятельно назвали тему и цели урока, выявила, что дети уже знают по этой теме, что узнают и для чего им это нужно. Поставила перед учащимися учебную проблему: А что общее у животных?
Развивала логические умения: анализировать, сравнивать животных, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне), находить общее в строении различных животных;
Активизировала познавательную деятельность с помощью ИКТ, работая над новым материалом, использовала самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой ( материал для чтения был дан по абзацам).
Дети самостоятельно подготовили интересные и удивительные факты об органах животных (материалы взяли из сети Интернет).
Дети по картинке описали животное – корову, сразу же на экране давались ответы для самопроверки.
Закрепив материал, дети надписали наружные органы животного, по образцу и критериям сделали самооценку. Итоги самостоятельной работы показали, что все ребята справились с работой, а значит усвоили новый материал.
Родители 3а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.