Открытый урок «Окружающий мир» в 3 классе по УМК «Школа России» «Строение животных»

Открытый урок «Окружающий мир» в 3 классе по УМК «Школа России» «Строение животных»

Медиа
docx
30.11.2019
Открытый урок «Окружающий мир»«Строение животных» .docx

МКОУ «СОШ №17» г.Хасавюрт

 

Открытый урок  «Окружающий мир»

в 3 классе по УМК «Школа России»

«Строение животных»

Разработала урок

учитель начальных классов

Темирханова Мархет Салимхановна

Цели урока: 

1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Казахстане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.

2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

 

1. Орг.момент

Доброе утро ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

 

2. Актуализация знаний учащихся.

- Дайте определение природы. (Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

- По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)

В природе более 2,5 млн живых организмов, которые изучает биология. Биологи их разделили на группы – царства. 

?  О каких царствах мы говорили на предыдущих уроках?

-- Растениях. Бактериях

?  Какие еще есть царства живой природы?

-- Грибы. Животные.

? Догадайтесь, о представителях какого царства идет речь в загадках.

Загадки:

– То он белый, то русак,
Не найдёшь его никак. 
Коль найдёшь, то не догнать.
И мастак же он петлять,
Со следов собьёт наш мальчик.
А зовётся просто ... (зайчик).

– Приготовилась к зиме, 
Домик сделала в дупле, 
Шубку пухом подновила 
И грибочков насушила. 
Прыгает. Мелькает стрелкой. 
А зовётся просто … (белка).

– Он в берлоге спит зимою 
Под большущею сосною,
А когда придёт весна, 
Просыпается от сна (медведь).

- Далее совместно с учениками ставиться цель урока.

– О чём пойдет речь на уроке?

Что у них общего? (Это животные.)

- Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)

 

3. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока – «Многообразие животных».

- Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.

- Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.

- Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая занимается изучением животных.

Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.

Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.

Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение. Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.

Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей, сена, силоса.

Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и домашних животных, а также человека.

- Что вы можете рассказать оживотных?

(Разные животные заметно отличаются друг от друга).

Правильно животные различаются по форме, по размеру, по окраске.

- А что у животных общее? Мы узнаем, когда поработаем по учебнику.

Работа по учебнику. (Дети самостоятельно читают новый материал на  с. 99).

- Что вы узнали из учебника  о строении животных?

(Теложивотныхсостоит из многихорганов.Уних есть кожа, глаза)

Верно, тело животных состоит из многих органов.Одни из них наружные (кожа, глаза, уши, конечности), а другие – внутренние  (сердце, желудок, лёгкие, печень, почки).

- Какое значение имеет каждый орган?

(Каждый орган имеет большое значение в жизни животного. Кожей животное ощущает прикосновение предметов, тепло или холод. Кожа защищает тело от повреждений, проникновения в него вредных веществ. Благодаря глазам животное видит предметы, узнаёт об их изменении.)

- Да, всё правильно вы рассказали. Наружные ткани любого животного можно назвать кожей.  Органы чувств разных животных, как антенны (усики), уши, нос и глаза. Благодаря ушам животное слышит, с помощью конечностей передвигается, добывает себе корм, убегает от врагов. Хвост  многим животным  помогает справляться с полчищами мух, комаров, слепней и оводов, которые летом, атакуют их.

Интересные и удивительные факты об органах животных:

- Глаза жирафа посажены так, что он может видеть во все стороны, не поворачивая головы.

- Когда бегемоты расстроены, их пот становится красным.

- Зрачки бегемотов напоминают по форме букву "Т", что позволяет им видеть одновременно под водой и над водой.

- Кожа бегемота в толщину достигает 4 см.

- У белых медведей чёрная кожа.

- У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.

Учитель:

- А что вы узнали о внутренних органах животных? Расскажите.

( В  желудке  перерабатывается  пища.

 С помощью лёгких животное дышит.

Сердце приводит  в  движение  кровь.)

Все органы связаны друг с другом. Вместе они составляют сложный организм животного. (Приложение – слайд)

Организм животного, как и организм растения, состоит из воды, минеральных и органических веществ. Всё это животные получают из окружающей среды с пищей.  Животное  передвигается, питается, дышит, растёт, развивается, размножается, стареет и умирает.

 

4. Закрепление изученного.

Опиши домашнее животное  (корова).

110. Опиши  домашнее животное (практическая работа на с. 99 учебника).

1) Как называется животное?______________________________________

2) Какого оно размера, формы, окраски?_____________________________

_______________________________________________________________

3) Чем покрыто тело животного?____________________________________

4) Чем различается покров на разных участках тела?___________________

________________________________________________________________

5) Какие органы находятся на голове животного? Как они выглядят?

________________________________________________________________

6) Есть ли у животного хвост? Подчеркни: да, нет.

Если есть, то напиши, какого они размера, формы:

________________________________________________________________

7) Какое значение имеет хвост для животного?

________________________________________________________________

8) Какие конечности у животного? Сколько их? Как они выглядят?

________________________________________________________________

9) какие звуки издаёт животное? Подчеркни: громкие, тихие.

Напиши, что напоминают тебе эти звуки:

________________________________________________________________

10) Как животное защищается от врагов?

________________________________________________________________

5. Закрепление изученного материала.

1 задание.

- Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное.

(Дятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)

 

2 задание.

Распределить данных животных на группы.

Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица.

 

3 задание.

1 – вариант.

Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».1 – вариант.

1.     Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________.

Ещё их называют «дети воздуха».

2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.

4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:

а) пресмыкающихся;

б) земноводных;

в) насекомых.

5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:

а) пауки;

б) насекомые;

в) черви.

6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это_______________________.

 

2 – вариант.

1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.

2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.

3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:

а) земноводными;

б) насекомыми;

в) пресмыкающимися.

4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:

а) пресмыкающихся;

б) рыб;

в) земноводных.

6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это________________.

 

6. Итог урока.

Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).

- Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)

- Назовите их отличительные особенности.

- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?

- Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.)

- Почему это может произойти?

- О чем мы должны знать и помнить в природе?

(Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

А зовут ее …(лиса)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (медведь)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло… (сова)

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись… (дятел)

Краской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая… (ворона)

У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орешки мелко.

Ну, конечно, это … (белка)

 

 

7. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуете солнышко.

Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - рисуете солнышко, которое закрыла тучка.

Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - рисуете тучку.

 

8. Домашнее задание.

Напиши рассказ о своём любимце.

 

 

 

Директор МКОУ «СОШ№17»                              Вандаев В.В.

 

Заместитель директора по УВР

в начальных классах                                             Джамаева З.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв коллег об открытом уроке окружающего мира

«Строение животных»

в 3а  классе, учителя начальных классов

Темирхановой Мархет Салимхановны

 

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать животных по группам. На этапе актуализации опорных знаний – дети повторяют свои знания, одновременно знакомятся с новым термином «Зоология». На этом же этапе у детей развиваются мыслительные приёмы сравнения, синтеза, анализа и обобщения: они видят животных, называют их, определяют их общий отличительный признак и по нему вспоминают, к какой группе животных относятся данные животные. Здесь же дети проверяют свои знания по теме урока. Мархет Салимхановна развивала логические умения: анализировать, сравнивать животных, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне), находить общее в строении различных животных;
Активизировала познавательную деятельность с помощью ИКТ, работая над новым материалом, использовала самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой ( материал для чтения был дан по абзацам).
Дети самостоятельно подготовили интересные и удивительные факты об органах животных (материалы взяли из сети Интернет).

На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему.

Рефлексия была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Дети оценивали свою работу в виде карточки с мишенью, училисьаргументировать свою точку зрения и оценку событий при помощи действий; закрепляли положительную мотивацию на учебную деятельность.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ, который корректировался их одноклассниками и педагогом. 

 

 

Директор МКОУ «СОШ№17»                              Вандаев В.В.

 

Заместитель директора по УВР

в начальных классах                                             Джамаева З.И.

 

Отзыв родителей об открытом уроке окружающего мира

«Строение животных»

в 3а  классе, учителя начальных классов

Темирхановой Мархет Салимхановны

Для того, чтобы урок был более ярким, запоминающимся, для развития у детей познавательных способностей, любознательности, воспитания бережного отношения к природе на протяжении всего урока использовалась презентация с иллюстрациями и заданиями. Мархет Салимхановна подвела ребят к тому, чтобы они самостоятельно назвали тему  и цели урока, выявила, что дети уже знают по этой теме, что узнают и для чего им это нужно.  Поставила перед учащимися учебную проблему: А что общее у животных?

Развивала логические умения: анализировать, сравнивать животных, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне), находить общее в строении различных животных;

Активизировала познавательную деятельность с помощью ИКТ, работая над новым материалом, использовала самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой ( материал для чтения  был дан по абзацам).

 Дети самостоятельно подготовили интересные и удивительные  факты  об органах  животных (материалы взяли из сети Интернет).

Дети  по картинке описали животное – корову, сразу же на экране давались ответы для самопроверки.

Закрепив материал,  дети надписали наружные органы животного, по образцу и критериям  сделали самооценку.  Итоги самостоятельной работы показали, что все ребята справились с работой, а значит усвоили новый материал.

 

 

Родители 3а класса

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)