ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»
Оценка 4.7

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»

Оценка 4.7
docx
08.05.2021
ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО БИОЛОГИИ   НА ТЕМУ  «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»
7.docx

 

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

«Чинарская средняя общеобразовательная школа  № 2» 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО БИОЛОГИИ  

НА ТЕМУ

 «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:

ВЕРДИЕВА Б,Х,

 

 

 

 

2019г

 

 

 

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Цель: научить приемам оказания первой помощи в зависимости от типа кровотечения.

Задачи:

Предметные.

1.      Характеризовать основные типы виды кровотечений и правила первой помощи при них.

2.      Описывать и применять дей­ствия для оказания первой довра­чебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового крово­течения; правила применения жгута.

3.      Различать артериальное, веноз­ное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

1.      Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

2.      Извлечение необходимой информации из текстов.

Регулятивные УУД:

ставить цели самообразовательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные.

1.      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

2.      Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Методы: технология системно-деятельностный подхода.

Оборудование: презентация «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы,  жгут резиновый, закрутка, бинты, учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы:  групповая, работа в парах.

План урока.

I.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

·         Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения

·         Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения,  виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

 III. Создание проблемной ситуации

 IV. Формулирование проблемы: тема и цель урока.

V. Изучение  нового материала:

·         Виды кровотечений  

VI. Первичное применение нового знания.

·         Особенности кровотечений

VII. Физкультминутка

VIII. Первичное закрепление

·         Первая помощь при кровотечениях.

IX. Рефлексия деятельности

·         Практикум

X. Итог урока.

XI. Домашнее задание.

Ход урока.

I.                   Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

II.                Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Проводится тестирование.    
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное, находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;  
б) в левом желудочке;  
в) в правом желудочке;

   Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а. 
 III.
Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
IV. Формулирование проблемы: тема и цель урока.

Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания. 
Причины кровотечения. Кровотечения  являются наиболее опасным осложнением  ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение  может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

V. Изучение  нового материала:

Виды кровотечений, их признаки, меры первой помощи.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные  кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.

 

 

Капиллярные кровотечения

Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении.

Признаками кровотечения из капилляров является: тёмно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить.

При оказании помощи нужно обработать рану настойкой йода или раствором бриллиантового зелёного («зелёнка») и наложить чистую марлевую повязку.

 

Венозные кровотечения

Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен — венозные кровотечения. Струя крови (тёмно-красного цвета с синеватым оттенком), вытекающая из крупной вены с довольно большой скоростью, не даёт образоваться тромбу, прекращающему кровотечение.

 

Артериальные кровотечения

Наиболее опасны для жизни пострадавшего артериальные кровотечения. Давление в артериях высокое, и при артериальных кровотечениях яркая алая кровь пульсирует и бьёт фонтаном из раны. 

 

VI. Первичное применение нового знания.

Особенности кровотечений

(Самостоятельная работа  с учебником, заполнение таблицы «Первая помощь при кровотечениях»)

Таблица

Первая помощь при кровотечениях

Вид кровотечения

Признаки

Меры первой помощи

Капиллярное

 

 

Артериальное

 

 

Венозное

 

 

Носовое

 

 

Внутреннее

 

 

 

VII. Физкультминутка.

VIII. Первичное закрепление

Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений,  временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

 

 

IX. Рефлексия деятельности

          Практическая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих               повязок, жгутов и   закруток. (Работа в группе по 3 человека). 

    

Дополнительное задание.

*Решение биологических задач. (Работа в парах).

Задача №1

Ответьте на вопросы:

Почему ватку с йодом нельзя прибинтовывать к ране?

Всегда ли можно заливать йодом раневую поверхность?

Как надо поступить, если рана глубокая?

Задача №2

Определите тип кровотечения, если кровь:

А) выделяется по каплям;

Б) вытекает толчками, сильной струей, она ярко-алого цвета;

В) течет сильной , но равномерной струей, она темного цвета.

Задача №3

Прослушайте еще раз задачу №2 и ответьте на вопрос: в каком случае вы наложите жгут, в каком – давящую повязку, а в каком зажали бы ранку ваткой?

(выделяется по каплям;

вытекает толчками, сильной струей, она ярко-алого цвета;

течет сильной , но равномерной струей, она темного цвета).

Задача №4

При больших потерях крови человек сильно бледнеет, учащенно дышит, ему хочется пить. Какими реакциями организма вызываются эти симптомы? Являются ли эти реакции защитными? Если «да», то почему? Как еще отвечает организм на потерю крови?

Задача №5

Во всех пособиях по экстренной медицине предлагается накладывать жгут при артериальном кровотечении. Почему при артериальном кровотечении в области кисти нельзя накладывать жгут на предплечье?

Задача №6

Жгут, наложенный при венозном кровотечении выше раны, не способствует остановке кровотечения, и может на какое-то время усилить его. С чем это связано?

X. Итог урока. Учитель комментирует оценки учащихся. 
XI.  Домашнее задание.$25, вопросы 1-8 на стр. 162-163


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Чинарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Чинарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Сердце человека: а) трехкамерное, находится в грудной клетке; б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки; в) четырехкамерное , находится в грудной клетке

Сердце человека: а) трехкамерное, находится в грудной клетке; б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки; в) четырехкамерное , находится в грудной клетке

Капиллярные кровотечения Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении

Капиллярные кровотечения Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении

Дополнительное задание . *Решение биологических задач

Дополнительное задание . *Решение биологических задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021