Тема урока: Г.Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»
Тип урока: комбинированный .
Цель урока: формировать умение работать с текстом, выделять фамилию авторов и заголовок произведения; расширять читательский опыт детей через слушание и самостоятельное чтение.
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; делить текст на части, озаглавливать части; размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров:
Оборудование: карточки для парной работы, модели обложек
1. Психологический настрой
Начинаем наш урок. Улыбаемся друг другу. Глубоко вдохните . Выдохните все обиды беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового рабочего дня.
Работа в паре.
-Девиз нашего урока у вас зашифрован на листочке. Вам нужно зачеркнуть буквы не русского алфавита , оставив только буквы русского алфавита.
З g g н а j н d и s е l с g о z v б и w р а е w т с q я п о f n к а z п l л r е w
«Знание собирается по капле»
С малой удачи начинается большой успех.
Чем занимаемся на уроках литературного чтения?
Читаем,(как?)-правильно, выразительно
слушаем, рассуждаем, объясняем, доказываем, наблюдаем, сравниваем, пересказываем.
КАКУЮ задачу поставим сегодня?(ответы уч-ся)
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА - (Система упражнений для формирования оптимальной техники чтения у обучающихся начальной школы. Упражнения для речевой разминки Артикуляционная гимнастика) 1. Разминка вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.
2.Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
4. Чтение тихо и умерено: арка арца арта арда арла арча арса аржа
5. Чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь
6. Чтение скороговорок, пословиц, поговорок
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки. В каком разделе учебника мы работаем?(«Снежок порхает, кружится...»)
3.Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение рассказа.
Учащиеся дают характеристику чтения .
3. Актуализация знаний
-Зима, действительно, волшебница, она преображает мир, околдовывает его, покрывает белым одеянием всё вокруг.
-Какие писатели описывают её?
-Назовите фамилии писателей, которые пишут о природе.
Целепологание
Отгадайте загадку и узнаете о ком сегодня будем читать.
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке –летом.
Что вы знаете о белке?
Подробнее о том как зимует белочка расскажут нам Ценители русской природы Георгий Скребицкий и писательница-анималист Вера Чаплина. Они в соавторстве , в содружестве создали это произведение.
Откройте учебник на стр. 105
А хотите ещё больше узнать о белках?
- Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Зимой белки не спят, ведут очень подвижный образ жизни. (Рассказы детей)
- Скажите ребята, а хотите узнать как белочка зимует?
-И сейчас я вам предлагаю познакомиться с произведением «Как белочка зимует»
4.Работа по теме урока.
Работа над научно-художественной статьёй «Как белочка зимует»
Рассказ читает учитель и хорошо читающие дети.
-Вы прослушали текст.
-К какому жанру относится произведение?
-Почему вы так считаете?
Лексическая работа
Непогода - плохая погода.
Лазейка- узкое отверстие, через которое можно пролезть, уловка, хитрый приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.
Самостоятельное жужжащее чтение.
-Оком вы сейчас прочитали?
Тема «Белочка»
-Какая главная мысль?(идея)
Этому зверьку зима не страшна.
-Подумайте ,на сколько логических частей можно разделить текст?
План:
1. Белочка зимой.
2. Гнездо зверька.
3. Запасы белки.
Чтение текста по частям и составление плана.
- О ком говорится в 1 части? (о белке)
- почему белке не страшен ни мороз ни ветер?
(как метель закружит- белка скорей к своему гнезду спешит)
- Как можно озоглавить 1 часть текста ?
-О чем говорится во 2 части?
( о её гнезде)
Как можно озоглавить 2 часть?
-О чём говорится в 3 части?
(о её запасах)
-Подумайте как авторы относятся к маленькой белочке?
(Зрительная гимнастика по Базарному)
Чтение по цепочке.
-Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке?
(Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно. Подтверждают слова - белочка, свернётся клубочком, пушистый хвостик, кладовочка.)
-Верно. Авторы используют слова в уменьшительно- ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.
-Вы прочитали текст. Какой это текст? Это текст - описание? (В 1- м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом).
Это текст – повествование?
(Нет повествования о том, что? где? когда? с кем? произошло).
- Тогда, что же это за текст?
Давайте попытаемся найти ответ в самом тексте.
- Прочитайте заголовок текста. О чём будет этот рассказ?
( О том, как зимует белочка).
- Сколько в тексте абзацев? (4). Прочитайте 1-й абзац.
-О чём здесь рассказывается? ( О том, что белочке зима не страшна).
-2-й и 3-й абзацы прочитайте самостоятельно.
-Что вы здесь узнали? Узнали, как устроено гнездо белочки. Прочитайте, как устроено гнездо. Совпали ли наши наблюдения со сведениями авторов? Авторы текста – натуралисты, знатоки природы.
В своём рассказе они не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.
4 - абзац прочитаем цепочкой. - О чём мы узнали в этом абзаце? (Узнали, как зимует белочка).
Кто сможет подвести итог нашей работы? ( Мы познали много сведений о том, как зимует белочка. Сведения эти точные, без всякого вымысла и преувеличений, данные изучены учёными, в данном случае натуралиста-ми.)
- Так, как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями? (Научно-познаватель- ный рассказ). Слова на карточке выставляются на магнитную доску.
Учитель дополняет. Отличает научно – познавательный текст от других его язык. В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках ( показываю).
Физминутка.
ПО ДОРОЖКЕ, ПО ДОРОЖКЕ
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
-Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке? Подтверди ответ словами текста. (Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно. Подтверждают слова – белочка, свернётся клубочком, пушистый хвостик, кладовочка.)
-Верно. Авторы используют слова в уменьшительно- ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.
5. Рефлексия.
- Продолжите фразы:
«Сегодня на уроке я узнал…»
«На уроке мне было…»
- Понравился ли вам урок?
-Какое у вас настроение?
6. Домашнее задание. Читать и пересказать по плану.
чтение и подробный пересказ текста ,
Учитель подводит итог урока, благодарит ребят за работу. Прогулка в зимний лес завершилась. Красота зимнего леса и новая встреча с прекрасным дала нам заряд бодрости и напомнила о добром отношении ко всему окружающему миру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.