ОТКРЫТЫЙ УРОК
по географическому курсу «Наш край»
Тема "Растительный мир Ненецкого автономного округа"
Учитель географии – Загудалова Т.В.
Пояснительная записка.
Класс: 8
Учитель: Загудалова Т.В.
Предмет: Географическое краеведение. Курс «Наш край»
Тема урока: «Растительный мир Ненецкого автономного округа»
Цель урока:
- дать представление об особенностях растительного мира субарктической зоны Ненецкого автономного округа
Задачи:
•обучающие: обобщить изученный материал о климате, почвах; сформировать представление о растительном мире субарктической зоны;
•развивающие: развивать навыки коллективной и творческой работы, умение работать с географической картой и дополнительной литературой;
•воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска
На доске:
1. тема урока
2. план урока
3. иллюстрации
4. карта НАО
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, изучающих курс «Наш край», а также для учащихся других классов при использовании во внеурочной деятельности по предмету.
На уроке использовались физическая карта и климатическая карта округа, мультимедийная презентация “Растительный мир тундры ”.
Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.
В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме “Климат и почвы округа” (вопросы на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей). В процессе эвристической беседы учащиеся подготовлены к восприятию нового материала.
Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя, который включает в себя элементы творческого задания “заполнить таблицу с использованием доп. материала ” и психологической разгрузки (отгадай загадку), позволяет усвоить материал урока.
С опорой на ранее полученные знания составляется характеристика растений, освещаются экологические проблемы, пути их преодоления и разрешения.
Намеченный план урока был реализован, цели достигнуты. Повысился интерес учащихся к предметам географии и краеведения. Обучающиеся получили дополнительные знания.
Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой учащихся
Урок по географическому курсу «Наш край»
по теме "Растительный мир Ненецкого автономного округа"
Загудалова Т.В., учитель географии
Раздел: Преподавание краеведческой географии
Цель урока:
- дать представление об особенностях растительного мира субарктической зоны Ненецкого автономного округа
Задачи:
• обучающие: обобщить изученный материал о климате, почвах; сформировать представление о растительном мире субарктической зоны;
• развивающие: развивать навыки коллективной и творческой работы, умение работать с географической картой и дополнительной литературой;
• воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска
Ход и содержание урока
1. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
2. Актуализация знаний учащихся.
1.Выполнение заданий по карточкам:
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
I. ПОВТОРЕНИЕ.
1. Используя карту атласа, выберите и подчеркните одной чертой из предложенного списка только те природные зоны, которые находятся в пределах России; двумя чертами - в пределах НАО
А) арктические пустыни З) степи
Б) тундра И) полупустыни
В) лесотундра К) пустыни
Г) тайга Л) переменно-влажные леса
Д) смешанные леса М) жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Е) широколиственные леса Н) влажные экваториальные леса
Ж) лесостепи О) субарктические пустыни
2. Используя полученные знания на уроке, заполните таблицу:
Температура января |
Температура июля |
Количество осадков |
Тип климата |
Почвы |
|
|
|
|
|
Идёт проверка выполнения работ.
3. Сегодня мы познакомимся с растительным миром субарктического пояса - зоны тундры.
3. Изучение нового материала.
Отправляемся в тундру!
«Эта природно-хозяйственная зона находится на Крайнем Севере России и отличается длительными полярными ночами и днями, очень суровым климатом и многолетней мерзлотой. Зимой это царство снегов и льдов, а коротким прохладным и дождливым летом – болот, озёр, мхов и лишайников».
Рассказ учителя с использованием презентации.
Слайд 1-2
1.Территория округа расположена в зонах:
Слайд 3
Слайд 4.
2.Самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом (заполняем таблицу)
Предполагаемая запись:
|
Занимаемая территория |
Растительность |
1.Арктическая тундра |
Побережье Карского моря и остров Вайгач
|
Не образует сплошного покрова. Мхи, лишайники, трава: мелкая осока, злаки, пушица. Сланцевые формы кустарников. |
2.Горная тундра |
Небольшая территория Тиманского и Канинского кряжей
|
Осоково-лишайниковые ассоциации и стелющиеся кустарники из ивы и карликовой берёзы |
3.Северная тундра |
Север Малоземельской тундры, в Большеземельской тундре приурочены к крупным возвышенностям, южным склонам хребта Пай-Хой
|
Мохово-лишайниковый покров, заросли из карликовых берез, низкорослых видов ив. Значительные площади – травяно-осоковые болота. Многовидовое разнотравье и злаки. А также брусника, голубика, багульник. |
4.Южная тундра |
От полуострова Канин полосой до Урала
|
Верхний ярус: карликовая береза, различные виды ивы. Затем ярус травяно-кустарничковый. Нижний ярус – мхи и лишайники. |
3.Заслушиваются ответы ребят по каждой зоне, которые сопровождаются слайдами № 5 - 16
4.Природа тундры очень ранима, поэтому к ней нужно особенно бережно относиться. Некоторые растения занесены в Красную книгу
Слайды 17 – 19
5.На территории округа встречаются более 600 видов цветковых растений, несколько сот видов мхов и лишайников. Флора богата разнообразными пищевыми растениями: ягодами, съедобными травам. Богаты ресурсы кормовых растений, повсеместно произрастают лекарственные травы. Более 100 видов шляпочных грибов, видовой состав которых увеличивается в направлении с севера на юг.
Почему округ, находясь в таких суровых климатических условиях, так богат разнообразной растительностью? На этот вопрос вы дадите ответ, заполнив следующую таблицу:
(пример)
Растения |
Приспособления |
примечание |
1. Клюква |
Мелкие листья |
Для уменьшения испарения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Подведём итоги урока. Но сначала отгадайте загадку
Слайд 20
«Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев:
1 угодье - хворому здоровье,
2 угодье – разбитому крепость,
3 угодье – запертое море,
4 угодье – малому угроза,
5 угодье – ночной свет.
Ответ: 1-веник, 2-береста, 3-разбитая посуда, стянутая берестой, 4-кнут,
5-лучина.
7.Подводятся итоги урока.
7. Домашнее задание:
1. §5 Стр. 17-19
2.Сообщение о лекарственных растениях нашего округа.
Спасибо за работу!
Раздаточный материал
1. Используя карту атласа, выберите и подчеркните одной чертой из предложенного списка только те природные зоны, которые находятся в пределах России; двумя чертами - в пределах НАО
А) арктические пустыни З) степи
Б) тундра И) полупустыни
В) лесотундра К) пустыни
Г) тайга Л) переменно-влажные леса
Д) смешанные леса М) жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Е) широколиственные леса Н) влажные экваториальные леса
2. Используя полученные знания на уроке, заполните таблицу:
Температура января |
Температура июля |
Количество осадков |
Тип климата |
Почвы |
|
|
|
|
|
2.Самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом (заполняем таблицу)
|
Занимаемая территория |
Растительность |
1.Арктическая тундра
|
|
|
2.Горная тундра
|
|
|
3.Северная тундра
|
|
|
4.Южная тундра
|
|
|
Растения |
Приспособления |
примечание |
1. Клюква |
Мелкие листья |
Для уменьшения испарения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.