Открытый урок по географическому курсу "Наш край" по теме: "Растительный мир НАО"

  • doc
  • 03.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конкурс по краеведению.doc

           

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

  по географическому курсу            «Наш край»

 

 Тема "Растительный мир Ненецкого автономного округа"

 

 

 

Учитель географии – Загудалова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Класс:     8

Учитель:     Загудалова Т.В.

Предмет: Географическое краеведение. Курс «Наш край»

Тема урока: «Растительный мир Ненецкого автономного округа»

Цель  урока:

- дать представление об особенностях растительного мира субарктической зоны Ненецкого автономного округа

Задачи:

•обучающие: обобщить изученный материал о  климате, почвах; сформировать представление о растительном мире   субарктической  зоны;

•развивающие: развивать навыки коллективной и творческой работы, умение работать с географической картой и дополнительной литературой;

•воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами 

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска

На доске:

1.   тема урока

2.   план урока

3.   иллюстрации

4.   карта НАО

   Данный урок  предназначен для учащихся 8 класса, изучающих курс «Наш край», а также для учащихся других классов при использовании во внеурочной деятельности по предмету. 

   На уроке использовались физическая карта и климатическая карта округа, мультимедийная презентация “Растительный мир тундры  ”.

   Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.

В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме “Климат  и почвы округа” (вопросы на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей). В процессе эвристической беседы учащиеся подготовлены к восприятию нового материала.

Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя, который включает в себя элементы творческого задания “заполнить таблицу с использованием доп. материала ” и психологической разгрузки (отгадай загадку), позволяет усвоить материал урока.

С опорой на ранее полученные знания составляется характеристика растений, освещаются экологические проблемы, пути их преодоления и разрешения.

   Намеченный план урока был реализован, цели достигнуты. Повысился интерес учащихся к предметам географии и краеведения. Обучающиеся получили дополнительные знания.

   Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по географическому курсу «Наш край»

по теме "Растительный мир Ненецкого автономного округа"

Загудалова Т.В., учитель географии

Раздел: Преподавание краеведческой географии

Цель  урока:

- дать представление об особенностях растительного мира субарктической зоны Ненецкого автономного округа

Задачи:

•        обучающие: обобщить изученный материал о  климате, почвах; сформировать представление о растительном мире   субарктической  зоны;

•        развивающие: развивать навыки коллективной и творческой работы, умение работать с географической картой и дополнительной литературой;

•        воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами 

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска

Ход и содержание урока

1.   Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги Ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

2. Актуализация знаний учащихся.

1.Выполнение заданий по карточкам:

ЛИСТ КОНТРОЛЯ  ЗНАНИЙ.

I.       ПОВТОРЕНИЕ.

 

1.     Используя карту атласа, выберите  и подчеркните одной чертой из предложенного списка только те природные зоны, которые находятся в пределах России; двумя чертами  - в пределах НАО

 

 А) арктические пустыни                  З) степи

 Б) тундра                                           И) полупустыни

В) лесотундра                                     К) пустыни

Г) тайга                                               Л) переменно-влажные леса

Д) смешанные леса                           М) жестколистные вечнозелёные леса и   кустарники

Е) широколиственные леса              Н) влажные экваториальные леса

Ж) лесостепи                                     О) субарктические пустыни   

 

2.      Используя полученные знания на уроке, заполните таблицу:

 

Температура

января

Температура

июля

Количество

осадков

Тип

климата

Почвы

 

 

 

 

 

 

 

Идёт проверка выполнения работ.

 

3. Сегодня мы познакомимся с растительным миром  субарктического пояса  - зоны тундры.

3. Изучение нового материала.

Отправляемся в тундру!

«Эта природно-хозяйственная  зона находится на Крайнем Севере России и отличается длительными полярными ночами и днями, очень суровым климатом и многолетней мерзлотой. Зимой это царство снегов и льдов, а коротким прохладным и дождливым летом – болот, озёр, мхов и лишайников».

Рассказ учителя с использованием презентации.

Слайд 1-2

1.Территория округа расположена в зонах:

Слайд 3

 

Слайд 4.

2.Самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом  (заполняем таблицу)

 

 

Предполагаемая запись:

 

Занимаемая территория

Растительность

1.Арктическая тундра

Побережье Карского моря и остров Вайгач

 

Не образует сплошного покрова. Мхи, лишайники, трава: мелкая осока, злаки, пушица. Сланцевые формы кустарников.

2.Горная тундра

Небольшая территория Тиманского и Канинского кряжей

 

Осоково-лишайниковые ассоциации и стелющиеся кустарники из ивы и карликовой берёзы

3.Северная тундра

Север Малоземельской тундры, в Большеземельской тундре приурочены к крупным возвышенностям, южным склонам хребта Пай-Хой

 

Мохово-лишайниковый покров, заросли из карликовых берез, низкорослых видов ив. Значительные площади – травяно-осоковые болота. Многовидовое разнотравье и злаки. А также брусника, голубика, багульник.

4.Южная тундра

От полуострова Канин полосой до Урала

 

Верхний ярус: карликовая  береза,  различные виды ивы. Затем ярус травяно-кустарничковый. Нижний ярус – мхи и лишайники.

 

3.Заслушиваются ответы ребят по каждой зоне, которые сопровождаются слайдами № 5 - 16

4.Природа тундры очень ранима, поэтому к ней нужно особенно бережно относиться. Некоторые растения занесены в Красную книгу

 Слайды 17 – 19

5.На территории округа встречаются более 600 видов цветковых растений, несколько сот видов мхов и лишайников. Флора богата  разнообразными пищевыми растениями: ягодами, съедобными травам. Богаты ресурсы кормовых растений, повсеместно произрастают лекарственные травы. Более 100 видов шляпочных грибов, видовой состав которых увеличивается в направлении с севера на юг.

Почему  округ, находясь в таких суровых климатических условиях, так богат  разнообразной растительностью? На этот вопрос вы дадите ответ, заполнив следующую таблицу:

(пример)

Растения

Приспособления

примечание

1.   Клюква

Мелкие листья

Для уменьшения испарения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Подведём итоги урока. Но сначала отгадайте загадку

Слайд 20

  «Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев:

1 угодье - хворому здоровье,

2 угодье – разбитому крепость,

3 угодье – запертое море,

4 угодье – малому угроза,

5 угодье – ночной свет.

 

  Ответ: 1-веник, 2-береста, 3-разбитая посуда, стянутая берестой, 4-кнут,

5-лучина.

7.Подводятся итоги урока.

 

7. Домашнее задание:

1. §5  Стр. 17-19

2.Сообщение о лекарственных растениях нашего округа.

 

Спасибо за работу!

 

 

Раздаточный материал

 

 

1.      Используя карту атласа, выберите  и подчеркните одной чертой из предложенного списка только те природные зоны, которые находятся в пределах России; двумя чертами  - в пределах НАО

 

 А) арктические пустыни                  З) степи

 Б) тундра                                           И) полупустыни

В) лесотундра                                     К) пустыни

Г) тайга                                               Л) переменно-влажные леса

Д) смешанные леса                           М) жестколистные вечнозелёные леса и   кустарники

Е) широколиственные леса              Н) влажные экваториальные леса

 

 

 

2.     Используя полученные знания на уроке, заполните таблицу:

 

Температура

января

Температура

июля

Количество

осадков

Тип

климата

Почвы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом  (заполняем таблицу)

 

Занимаемая территория

Растительность

1.Арктическая тундра

 

 

 

 

 

 

 

2.Горная тундра

 

 

 

 

 

 

3.Северная тундра

 

 

 

 

 

 

4.Южная тундра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растения

Приспособления

примечание

1.   Клюква

Мелкие листья

Для уменьшения испарения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru