Открытый урок по географии "Города Урала" (9 класс)
Оценка 4.8

Открытый урок по географии "Города Урала" (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
9 кл
18.12.2019
Открытый урок по географии  "Города Урала" (9 класс)
Данный авторский урок активно использует поисковый метод (работа с интернет-источниками по группам), творческую активность (авторский мини-спектакль "Полемика Татищева и Демидова") и позволяет обучающимся погрузиться в полноценную аналитическую работу
ПЛАН ОТКРЫТОГО города Урала.docx

План - конспект открытого урока по географии

Учебник: география 9 класс/ А. И. Алексеев- М.: Просвещение, 2017 г.

 

Тема урока: Города Урала.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная и фронтальная.

Класс: 9 А

Учитель: Хамзина С. В.

Дата проведения: 05. 04. 2019 г.

 

Цель: рассмотреть становление и развитие крупных городов уральского региона.

Задачи урока:

1.                 Организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению темы о развитии городов Урала.

2.                 Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

3.                  Познакомить учащихся с деятельностью двух великих людей прошлого – В. Н. Татищевым и А. Демидовым.

     4.  Рассмотреть особенности городов Урала: причину возникновения, славное прошлое и современное достояние.

    5.  Развивать умение извлекать и воспроизводить нужную информацию из аппарата учебника, периодической печати, географической карты, презентации; на основании информации грамотно, четко делать выводы.

   6.   Развивать навыки работы в группе, способствовать умению быть товарищами в общем деле.

   7. Развитие понимания сложности и неоднозначности деятельности выдающихся личностей на примере А. Демидова и В. Н. Татищева; воспитание уважения и интереса к достоянию, истории страны, деятельности великих людей прошлого; воспитание понимания, что только трезвый образ жизни приносит хорошие результаты деятельности (пример запрета кабаков Демидовыми).

Оборудование: презентация «Города Урала», карта Уральского региона, интерьер эпохи начала XVIII века, портрет Петра I.

 

Ход урока:

I.                  Организационный момент:

     Учитель: Добрый день (Отчет дежурного). Садитесь.

II.               Целеполагание:

 Сегодня мы с вами на определенное время перенесемся в начало XVIII века, в эпоху Петра I и Дворцовых переворотов, в эпоху зарождения Российской промышленности. И перенесут нас туда два великих деятеля тех времен – Василий Никитич Татищев и Акинфий Никитич Демидов, продолжатель знаменитой династии владельцев уральских заводов Демидовых.

 

Сценка «Демидов-Татищев» (отрывок из фильма «Демидовы» 1983 г.)

 

-Татищев: Стало быть, ты хочешь уверить, что человек без плетей и цепей работать не будет? И заводские дети у тебя близ заводов руду таскают и возят! Без жестокосердия надо, Акинфий Никитич, без жестокосердия!

-Демидов: Стало быть, я жестокосердным выхожу, зверем! Да у меня от жалости иной раз так сердце сжимается…Да только по доброй воле никто сюда работать не пойдет. Вот ты, Василий Никитич, пойдешь на рудник кайлом махать, да руду возить из места опасного? А! Вот то-то же! Только крепостных крестьян сюда по царскому указу да шведов пленных в рудники пригнали! А без этого труда тяжкого ядер не будет, пушек не будет и другого нужного России…  А дети возле взрослых трудиться учатся и лишнюю копейку в дом несут! Да и обучение грамоте я здесь обустроил, ученикам из семей бедных питание и одежду выделять из года в год прописал…

-Татищев: Прямо ты, по словам своим, благодетель им выходишь… Что ж ты тогда, мнишь себя государственным мужем, а казне не додаёшь!

-Демидов: А кому из казны идут те деньги?

-Татищев: Доходы казны распределяются согласно государственным расходам… (Демидов не дает ему дальше говорить, злясь)

-Демидов: Вы в Петербурге думаете, что мы навроде медведей окромя лесов ничаво не знам! (Берет лист) Слушай, что казна истратила в прошлый год. «На строительство Санкт-Петербурга было потрачено 256 тысяч 813 рублей. На российскую артиллерию 320 тысяч, а на содержание конюшен светлейшего герцога Бирона 1 мильен 3 рубля»! Это как?! Мои доходы на навоз коням немецким Бирона переведутся! Да я лучше на эти деньги еще один завод поставлю!  Да благодаря нам, Демидовым, Россия оружие за границей покупать перестала! Я огромную пользу государству Российскому приношу! А Бирон этому мешает! Так что вот (показывает фигу) немецкому конюху!

-Татищев: Остерегись, Демидов, на сильных мира сего лаяться! Да я больше твоего о деле государственном стараюсь, выполняя указ герцога Бирона! И в казну с тебя взимая, как раз больше пользы государству Российскому приношу.  Я поэтому по царскому указу Петра горнозаводскими делами стал заведовать! Не хватало на Урале казенных заводов. Я нашел им место!  Нужны заводам специалисты, горных дел мастера! Я на Урале открыл казенные горные школы.  Непросто грамоте, как ты, я учил! Учебники закупил, опытные инструменты. А теперь обучаем русских мастеров на деньги казны! Вот на что хочу, чтобы ты, Акинфий Никитич, от своих доходов сполна в казну отдавал! Ратую я за процветание государства Российского и приростание его Уральскими богатствами!

-Демидов: Видимо, мы по-разному понимаем, как государству Российскому пользу приносить… (Немая сцена)

Учитель: Спасибо. Девушки, какой вопрос возникает после увиденной вами сцены конфликта Демидова с Татищевым?

Учащиеся: (варианты) Кто же прав? Кто государству Российскому пользу больше принес?

Учитель: В каком российском регионе занимались основанием заводов, обучением будущих рабочих эти люди преимущественно?

Ученики: В Уральском регионе.

Учитель: Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Ученики: (варианты)

Учитель: Значит, тема нашего урока - «Города Урала». Цель урока: рассмотреть становление, развитие городов Урала.

(Цель: рассмотреть становление, развитие городов Урала).

III.           Момент осознания недостающих знаний и поиск новых:

Учитель: Мы можем сейчас сказать, кто из них и каким образом больше способствовал развитию Урала?

Ученики: (затруднение)

Учитель: Попытаемся определить, кто же из них сделал больше для Урала и с помощью учебника, и с помощью интернет-газеты.

Вас разделили на две группы. Одна группа будет определять «Результаты деятельности Татищева на Урале», другая - «Результаты деятельности Демидовых на Урале». Выводы каждая группа будет записывать на своем листе, совместно прочитав и обсудив статьи. Записи в каждой группе будет делать один человек. Время на задание – 7 мин.

Учитель: Готовы? Начнем с Демидова, он раньше на Урале оказался. К тому же у него сегодня памятная дата? Какая? (день рождения) (слушают).

 Теперь группа Татищева зачитывает (слушают). Так кто же из них больше принес пользу Уралу, а через него России? (затруднение) Трудно сказать. Да и не это главное. Главное, что была большая польза принесена (возможны варианты).

IV.            Более подробное знакомство с городами Урала.

Через этих великих людей мы узнали о некоторых городах Урала, причине и времени их возникновения. Какие города основал Татищев и с какой целью?

Ученики: Екатеринбург – центр управления горнозаводскими делами Урала, Пермь – создание медеплавильного завода.

Учитель: Какие города расширились и развились благодаря Демидовым?

Ученики: Невьянск, Нижний Тагил.

Учитель: Почему был основан Нижний Тагил?

Ученик: На его месте люди Демидова нашли железную руду.

Учитель: Как вы понимаете, это маленькая часть. Городов на Урале более 140. Но мы рассмотрим преимущественно столицы республик и областных центров, краев и вы разместите их на доске. Из пункта на стр. 157 «Каковы особенности городов Урала?» вычитайте и запомните крупные города (они выделены), каким образом они возникли, какими центрами они являются: культурными, научными или промышленными, а может, они совмещают в себе несколько функций. На задание у вас 2 минуты! Ответить нужно по такой схеме (Город – принадлежность субъекту РФ – история возникновения - его функции). Далее поставьте его обозначение на карту, картинки презентации помогут назвать субъект федерации. Вас 9 человек, поэтому возьмем 9 городов. Это – Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск, Нижний Тагил, Невьянск, Курган, Оренбург.

   Екатеринбург

Почему место для Екатеринбурга оказалось очень удачно выбранным?

    Пермь

Вспомните, какое оружие является наследником легендарной «Катюши»?

   Ижевск

Кто создал самое лучшее оружие XX?

    Уфа

Какую важную функцию столицы отображает эта картинка?

    Челябинск

Чем Челябинск схож своей судьбой с Уфой?

     Невьянск

Как вы думаете, в честь каких людей возведен этот памятник?

    Нижний Тагил

Кто основал этот город и для чего?

Как вы думаете, мы достигли цель нашего урока? Объясните свой ответ.

V.Закрепление материала: 

Перечислите мне, с какими городами Урала вы подробнее познакомились сегодня.

Какие великие люди и каким образом способствовали развитию городов Урала?

Что вы теперь знаете о Екатеринбурге? О Перми? Об Ижевске? О столице Башкортостана?

Оценивание.

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по географии "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии  "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии  "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии  "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии  "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии "Города Урала" (9 класс)

Открытый урок по географии  "Города Урала" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2019