Открытый урок по химии в 10 классе на тему: «Понятие о диеновых углеводородах»

  • docx
  • 23.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Понятие о диеновых углеводородах 10 кл.docx

Открытый урок

по химии в 10 «в» классе

на тему:

«Понятие о диеновых углеводородах»

Цель: Ознакомить учащихся  с классом алкадиенов, продолжить изучение электронного и пространственного строения углеводородов

Задачи:

 образовательные :  - изучить особенности строения алкадиенов, рассмотреть общее и особенное в гомологическом ряду, выяснить возможные виды изомерии алкадиенов;

- изучить химические свойства: реакции присоединения и полимеризации.  развивающие:

-способствовать развитию внимательности, усидчивости, дисциплины;

-развивать самостоятельность и волю к учебе, используя поощрение настойчивости при решении заданий;

-развивать познавательный интерес при  изучении вопроса о применении алкадиенов;

  воспитательные:

-воспитание патриотизма на примере жизни С.В. Лебедева на благо Родины.

Планируемые результаты:

предметные: Знать строение  молекул, виды изомерии, номенклатуру  , физические свойства Знать способы получения; химические и физические свойства; применение алкадиенов.

метапредметные: Уметь составлять молекулярные и структурные формулы алкадиенов, сравнивать их с алкенами Уметь составлять химические уравнения, сравнивать свойства алкенов и алкадиенов,

личностные: Самостоятельно сформулировать выводы о кратности химических связей. Совершенствовать навыки иобщения. Чувство

патриотизма  при изучении реакции Лебедева. Практическая значимость изучаемого класса углеводородов.

Термины: алкадиены, кумулированные, сопряженные и изолированные кратные связи.

Оборудование: Учебник, модели молекул, проектор Образцы каучука и резины, учебник, проектор

Тип урока : УОНМ.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Мотивация и целеполаганиие урока.

·        Какие классы непредельных углеводородов вы знаете?

·        Каковы их общие формулы?

·        Какие виды изомерии характерны для ациклических непредельных (ненасыщенных) углеводородов?

·        Предположите, какие еще связи могут быть у непредельных веществ?

·        Посмотрите на химические формулы веществ и давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

СН2 =СН-СН=СН2 , СН2 =СН-СН=СН-СН2 –СН3 .

 Что вы замечаете в составе их молекул?

Ученики: наличие в их молекуле  двух двойных связей.
Учитель: Итак, как можно назвать этот класс углеводородов?

Ученики: Алкадиены.

Учитель: Правильно. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетрадях тему урока.

3. Изучение новой темы.

Учитель: А теперь давайте попробуем сформулировать определение класса алкадиенов и вывести общую формулу.

Ученики: Алкадиены это класс углеводородов , в молекулах которых помимо одинарных связей сдержатся две двойные связи и состав, которых отвечает общей формуле СnН2n – 2 , где n > или равно 3.

Учитель: Задание – составьте структурные формулы изомеров алкадиена с числом атомов углерода в молекуле 5 и попробуйте дать им названия, вспомнив номенклатуру алкенов.( ученики по желанию выходят к доске и предлагают свои варианты формул и общими усилиями приходим к записи следующих формул)

 СН2 =СН-СН=СН-СН2 –СН3    пентадиен-1,3

 СН2 =СН-СН2-СН2-СН =СН2   пентадиен-1,4

СН2 =С=СН-СН2-СН2 –СН3       пентадиен-1,2

Учитель: Обратите внимание на формулы написанных алкадиенов и скажите, на какие три группы можно разделить алкадиены в зависимости от взаимного расположения двух двойных связей. Алкадиены можно разделить на три группы - с сопряженными двойными связями, с изолированными двойными связями, с кумулированными двойными связями. Наибольшее практическое значение имеют алкадиены с сопряженными двойными связями, а именно такие,  как

СН2 =СН-СН=СН2       бутадиен-1,3     или         дивинил

СН2 =С-СН=СН2              2- метилбутадиен-1,3     или          изопрен

         I

         СН3

Запишите и запомните эти формулы

Учитель: Предложите  виды изомерии, характерные для алкадиенов? Приведите примеры межклассовых изомеров.(У доски приводим примеры изомеров по межклассовой изомерии с алкинами).

Учитель: Как вы думаете ,какие реакции будут для них характерны?

-Ученики: Исходя из того, что алкадиены содержат две двойные связи, для них будут характерны реакции присоединения и эти реакции будут идти в две стадии.

Учитель :Используя рабочую тетрадь и учебник заполните таблицу. Работая по вариантам.

1 вариант – реакции присоединения.

2 вариант – реакция полимеризации.

Уравнение реакции. 
Условия протекания

Запись уравнения реакций

1 стадия

2 стадия

Присоединения брома

 

Присоединения водорода

 

Полимеризации

 

Учитель: Теперь давайте рассмотрим способы получения и применения алкадиенов. Как было сказано ранее наибольшее практическое значение имеют алкадиены с сопряженными двойными связями, так как являются исходными веществами для получения каучуков.(Рассказ учителя о природном и синтетическом каучуке, о работах С.В.Лебедева в области получения каучуков в нашей стране. )

В 1910 году С. В. Лебедеву впервые удалось получить синтетический каучук и бутадиен. Сырьём для получения синтетического каучука служил этиловый спирт, из которого получали 1,3-бутадиен (он оказался более доступным продуктом, чем изопрен). Затем через реакцию полимеризации в присутствии металлического натрия получали синтетический бутадиеновый каучук.

В нашей стране не было известно природных источников для получения натурального каучука, а из других стран каучук к нам не завозился. С 1932 г. было начато промышленное производство 1,3-бутадиена по методу Лебедева, а из 1,3-бутадиена — производство каучука.

  • В 1930 году по методу Лебедева была получена первая партия нового каучука на опытном заводе в Ленинграде, а спустя два года в Ярославле пущен в строй первый в мире завод по производству синтетического каучука.

Позднее, на основе реакции Лебедева был построен и запущен завод Синтетического Каучука в г.Казани.

4.Закрепление

  • Работа по тестам

1. Диеновые углеводороды имеют формулу: а) СnН2n + 2; б) СnС2n; в) СnНn;г) СnН2n – 2

 2. Кратные связи в углеводороде: СН2 = СН – СН = СН – СН3 называются  а) кумулированные. б) сопряженные. в ) изолированные.

3. Укажите тип гибридизации атомов углерода в веществе:                              СН2 = С = СН – СН3

4. Исходным веществом для синтеза бутадиена 1, 3 по методу Лебедева является      а ) бутиловый спирт б) бутен-1. в) этиловый спирт.

5.Диеновые углеводороды являются межклассовыми изомерами:                                                        а) алканов. б) алкенов в) алкинов.

 6.Алкадиены способны присоединять: а) водород б)галогеноводороды.        в) галогены. г) все ответы верны.

  •   Творческое задание. Пользуясь подсказками, предложите как можно больше сравнений. Каждое сравнение должно начинаться с подсказки.

 1. По сравнению с ...

2. Так же как и ...

 3. Сравнивая .... и...., можно сказать

  4. Больше чем ...

 5. Не только ... , но и …

5.Подведение итогов урока, комментирование оценок.

6.Домашнее задание  § 14. № 5 (а, б). Творческое задание-История каучука.

7. Рефлексия

Выполните рефлексивный тест выбрав лишь три пункта, которые вам были наиболее приемлемы на сегодняшнем уроке.

1. Я узнал много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы.

5. На уроке я поработал добросовестно. 

8.Подведение итогов урока.


 

Скачано с www.znanio.ru