Цель: Знакомить детей с классом солей.Сформулировать понятие о солях как о классе электролитов.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;
Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;
Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Планируемые результаты:
предметный результат: изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента.
метапредметный результат: продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.
личностный результат: сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории
Оборудование и реактивы для учителя:
ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей:
поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный куп
Ученикам (на каждый стол): реактивы железо, сульфат меди,
карбонат натрия, 2 пробирки; в штативах по 2 пробирки с различными солями
(разного цвета и разной растворимости в воде), стеклянные палочки по 2 шт, 2
стакана с водой.
Инструкционные карты по проведению лабораторного опыта.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Эпиграфом нашего урока я взяла такие слова: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»
2. Проверка знаний.
Химический диктант
В-1
Дать название веществу , формула которого H2 SO4
Написать формулу плавиковой кислоты
Дать название веществу , формула которого HNO3
Написать формулу соляной кислоты
Дать название веществу , формула которого H2SiO3
В- 2
Дать название веществу , формула которого H2CO3
Написать формулу сернистой кислоты
Дать название веществу , формула которого H3PO4
Написать формулу сероводородной кислоты
Дать название веществу , формула которого HCI
Определите класс, дайте классификацию внутри класса, назовите вещества, формулы которых приведены:
N2O5, CaCl2, Fe(OH)2, Li2O, NaOH, HPO3, Zn3(PO4)2, BaO, ZnO, K2O, AlI3, FeO, HBr, H2SiO3, Mn2O7.
3.Изучение нового материала:
(Записать тему урока и сообщить цель урока)
Что вы знаете о солях?
Какие вы знаете соли (формулы, названия, свойства, применение)?
Послушайте несколько выдержек из литературных произведений.
Слайд 2,3
Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали карбонаты
Слайд 4
Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит.
Слайд 5,6,7
У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.
Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее.
Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее уксусную кислоту, происходило вспенивание, и каждый я раз восхищался увиденным.
А теперь запишем формулы солей, которые нам встретились в рассказах и проанализируем их состав.
Известняк-CaCO3 – металл + кислотный остаток.
Пищевая сода -NaHCO3- металл + водород + кислотный остаток.
Малахит -(CuOH)2CO3 – металл + гидроксо группа + кислотный остаток.
Мы подошли с вами к классификации солей.
По составу соли классифицируют на средние, кислые, основные.
Интерактивное задание расставь по местам средние, кислые, основные соли.
Определите класс, дайте классификацию внутри класса, назовите вещества, формулы которых приведены:
Li2SO4 , MgOHNO3, NaHSO4, Al(NO3)3, KH2PO4, AlOH SO3, Na2HPO4, CaOHBr, CuOH, ZnCl2, Na2SO3, FeS.
Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства.
Рассмотрим физические свойства солей.
Соли твердые вещества различного цвета и различной растворимости в воде.
Слайд 9
Проведем лабораторный опыт. Инструктаж по Т.Б.
Определите агрегатное состояние и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради. (Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде).
Слайд 10
Химические свойства.
Соли реагируют с кислотами, щелочами, солями, если выпадает осадок, выделяется газ.
соль + кислота =др. соль + др. кислота Ba(NO3)2 + H2SO4 = (Д.О.)
соль + щелочь = др. соль + др.основание CuCl2 + NaOH = (Д.О.)
соль1 + соль2 = соль3 + соль4 CuSO4 + Na2CO3 = (Л.О.)
соль + металл =др.соль + др. металл CuSO4 + Fe = (Л.О.)
Слайд 11 -21
Соли имеют большое практическое значение.
Соли широко распространены в природе, человек их использует в своей жизни.
Выводы:
Учитель: Ребята . как Вы считаете . достигли ли мы сегодня на уроке поставленной нами цели ? Дома вы можете проверить , насколько Вы усвоили материал сегодняшнего урока , выполнив самостоятельно упражнения 1-3 стр
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
4. Закрепление (слайд 9-13)
Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы солей .
Дайте названия этим солям.
HNO3 |
NaOH |
Na2CO3 |
CuCl2 |
Al2(CO3)3 |
Na3PO4 |
Cu(OH)2 |
Fe(NO3)2 |
Ba(OH)2 |
Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы кислых солей.
KHCO3 |
Al2(CO3)3 |
H2SO3 |
CuCl2 |
CaHPO4 |
Na3PO4 |
Ca(OH)2 |
Mg(OH)Cl |
NaHSO4 |
Дайте названия этим солям.
Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы основных солей
H2SO4 |
NaCl |
Zn(OH)Br |
AgNO3 |
Fe(OH)SO4 |
Ca(OH)2 |
Ca(OH)Cl |
CuCl2 |
Na2CO3 |
V Рефлексия.
Ребята , Вы проделали глобальную работу . Какое у Вас настроение ? На Ваших столах находятся вопросы . Попробуйте оценить свою работу на уроке.
Тест . «Как я усвоил материал ?»
А) Получил прочные знания , усвоил весь материал 9-10 баллов
Б) Усвоил материал частично 7-8 баллов
В) Мало , что понял , необходимо еще поработать 4-6 баллов.
Домашнее задание: § 33, упр.1,2,3,4.
Видеосюжет о поваренной соли.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.