Тема «Базы данных»
Практическая работа в 11 классе по теме
«Создание генеалогического древа семьи»
Цель урока: Формирование новых знаний на примере создания генеалогического древа в программе «Древо Жизни».
Задачи:
ü Образовательная: актуализация знаний, полученные на предыдущих уроках, создание генеалогического древа семьи, закрепление навыков работы с современными прикладными программами;
ü стимулирование учащихся к созданию новых уникальных разработок по информатике;
ü Развивающая: развитие конструктивных способностей обучающихся, развитие памяти и воображения, создание ситуаций для изучения истории своей семьи, знание родословной каждой личности для лучшего понимания и развития своей индивидуальности;
ü Воспитательная: воспитание трудолюбия и эстетического вкуса, уважения к семье и семейным традициям.
ü Здоровьесберегающая: соблюдение правил ТБ, смена деятельности обучающихся во избежание переутомления.
Главная проблема урока (проблемный вопрос): Как создать генеалогическое древо семьи?
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: практический.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационный,
репродуктивный.
Материалы и оборудование: Компьютер с установленной операционной системой Windows, программа создания генеалогического древа семьи «Древо жизни», текстовый редактор MSWord, программа презентаций MSPowerPoint, проектор и доска, презентация к уроку «Сетевая модель данных», файл с описанием практической работы.
План урока:
Организационный момент |
1 минута |
Актуализация знаний |
5-8 минут |
Объяснение нового материала. |
10 минуты |
Выполнение индивидуальных работ за компьютером |
15-18 минут |
Подведение итогов урока |
7 минут |
Домашнее задание, инструктаж по выполнению. |
1 минуты |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Повторение техники безопасности в кабинете информатики.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка усвоения материала предыдущих уроков осуществляется в тестовой форме. Тест «Базы данных. Основные понятия».
III. Объяснение нового материала.
Учитель может формулировать тему урока и открывает презентацию «Сетевая модель данных». (Линия Босовой Л.Л., готовые презентации)
Сегодня мы рассмотрим последнюю модель БД – сетевую (на экране презентация «Сетевая база данных». (слайды)
Сетевая модель данных является обобщением иерархической за счёт допущения объектов, имеющих более одного предка, т.е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан одновременно с любыми элементами следующего уровня. И т.д.
Примером сетевой модели данных является генеалогическое древо семьи. Именно такую БД, основанную на сетевой модели, мы сегодня выполним.
На прошлом уроке домашним заданием вам было дано собрать информацию о своих родственниках, узнать свою родословную. Как вы изобразили свою родословную?
Каждая семья по-своему уникальна. У любой семьи есть история, которая уходит в глубину веков. В ней насчитываются десятки прапрабабушек и дедушек! Но не многие могут похвастаться знанием родословной своей семьи. Свою родословную нужно знать!
И сейчас у вас есть шанс, пока живы Ваши дедушки, бабушки, а может и прабабушки и прадедушки, создать свое генеалогическое древо семьи.
Приступая к созданию генеалогического древа своей семьи, сначала следует определиться с численностью известных вам членов семьи.
Выполнять построение генеалогического древа своей семьи можно в разных программах (Word, Paint, Excel), но удобнее это делать в специализированных программах по созданию родословной.
IV. Практическая работа.
Работу будем выполнять в программе для создания генеалогического древа семьи «Древо Жизни»
Обучающимся раздается файла практической работы с описанием пошаговых действий по созданию генеалогического древа семьи.
Практическая работа предлагается в нескольких вариантах:
"3" - создание генеалогического древа семьи без указания имен родственников, используя последовательность шагов, подготовленных учителем;
"4" - создание генеалогического древа семьи с указанием имен и сведений о родственниках;
"5" - создание генеалогического древа семьи с указанием имен и сведений о родственниках, наличии фотографий членов Вашей семьи.
Учащиеся приступают к выполнению задания. Учитель консультирует учащихся.
V. Подведение итогов.
Подведение итогов. Учащиеся демонстрируют свои работы . Отвечают на вопросы, выслушивают замечания и предложения.
Файлы с работой сохраняются на своем носителе или отправляются по почте на свой e-mail, чтобы доработать дома свое генеалогическое древо семьи. Учащимся, доработавшим дома свое генеалогическое древо семьи, выставляется оценка согласно критериям оценивания.
VI. Домашнее задание, инструктаж по выполнению.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса
§ Сетевая модель данных.
Приложение
Работа ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.