ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ НА ТЕМУ "ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО"

  • docx
  • 01.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала otkrytyy_urok_po_istorii_rossii_na_temu.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР  ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

Открытый урок по истории России на тему

"Правление Ивана Грозного"

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 7КЛ

https://slide-share.ru/slide/4950358.jpeg

 

 

 

 

Выполнила

Учитель истории  ГКОУ РЦДО ДИ

магомедов закаримагомед абдурахманович

Дата проведения:       2017 г

 

 

 

 

 

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

 

Цели урока:

 

Развивающие:

 

Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;

Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;

Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;

Развивать умения систематизировать материал.

Образовательные:

 

Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV.

Воспитательные:

 

Возбудить интерес учащихся к прошлому;

Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;

Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Наглядность:

 

Настенная карта “Русское государство в ХVI в.(при Иване IV)”, на доске.

Атласы по истории России с древнейших времён до ХVIII века, на партах.

Карточки с датами (для работы на доске).

Дополнительная литературе по теме, на партах.

Исторические источники, документы (ксерокопии), на партах.

Карточки с терминами и их значения (для работы на доске).

Дидактические карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).

Портрет Ивана IV Грозного (на доске).

Иллюстрации по теме урока (на доске).

Ход урока

 

Организационный момент

 

В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы.

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.

 

План: ( на доске)

 

Тема урока.

Дата.

Модель “Правление Ивана IV”.

Настенная карта.

Домашнее задание (на закрытой доске).

Вводная часть урока

 

Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении.

 

Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.

 

А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске.

 

Приложение 1

 

С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):

 

- личные качества Ивана IV,

- ведущая идея,

- основные моменты его деятельности,

- последствия правления,

- оценки историков о правлении Ивана IV.

 

Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты.

 

Вопросы для вводной беседы:

 

назовите годы правления Ивана IV (1533 – 1584).

назовите годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).

назовите годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.

дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).

деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).

годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).

период опричнины (1565 – 1572).

А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).

 

Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.

 

Работа в группах.

 

Задание:

 

Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.

 

Приложение 2

 

Обсуждение и заполнение координаты.

 

Великий историк С.М. Соловьёв писал о маленьком Иване IV: “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но , без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его”.

 

Вывод:

 

Иван IV – неординарная личность!

 

Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял?

 

Следующая координата – ведущая идея.

 

Работа в группах.

 

Задание:

 

Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя.

 

(Единоличная власть, самодержавие).

 

Обсуждение и заполнение координаты.

 

Вопрос:

 

Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

 

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

 

Вопрос:

 

Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления?

 

(Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.)

 

Обсуждение и заполнение координаты.

 

Вопрос:

 

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа).

 

Вопрос:

 

Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления

 

(Скуратов, Грязной, Басманов и др.)

 

Вопрос:

 

Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор)

 

Вопрос:

 

Чем отличаются эти два окружения?

 

(Отрицательное и положительное.)

 

Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу:

 

“В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”.

 

Приложение 3

 

Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV.

 

Следующая координата – деятельность Ивана IV.

 

Работа в группах.

 

Задания по карточкам:

 

Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия.

 

Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России

 

IХ – ХVII века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины?

 

Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность?

 

Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны?

 

Обсуждение и заполнение координаты.

 

Вывод:

 

Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны совет7иков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

 

Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами).

 

Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных.

 

Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой)

 

Работа по заполнению следующей координаты – последствия.

 

Представители от каждой группы называют:

 

Реформы – усиление крепостного права.

 

Опричнины – экономический кризис (разорение), подорваны пережитки удельной старины.

 

Укрепление власти царя – неограниченной.

 

Внешней политики – расширение границ, неудачи в войнах Крыма и Ливонии.

 

Династический кризис (убив сына).

 

Вывод:

 

 

Итак, что же историки говорят о правлении Ивана IV?

 

1. Научные споры об опричнине.

 

Как к опричнине относятся историки? (работа с документами).

 

Работа в группах. Обсуждение.

 

2. Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами).

 

Приложение 4

 

Домашнее задание:

 

Повторить вслух рассказ о правлении Ивана Грозного по модели.

Написать мини-сочинение “Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?”.