Тема урока: Анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» (Нравственные проблемы в рассказе)
Тип урока: Урок открытия нового знания
Целевые установки на достижение результата:
- личностные:
1) организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла рассказа;
2) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героев;
3) показать, какие нравственные проблемы подняты в рассказе.
- метапредметные
1) создать условия для усвоения темы;
2) создать ситуации успеха;
3) развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;
4) обучать индивидуальной рефлексии достижения цели;
5) развивать навыки самоконтроля.
- предметные:
1)познакомиться с рассказом Ю.П.Казакова «Тихое утро»;
2) отрабатывать умение анализа текста;
3) углубить понятие об эпитете.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник, портрет писателя.
Структура и ход урока.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент-2 мин. Цель: настроить учеников на учебную деятельность
|
Проверяют наличие учебного материала к уроку |
Проверяет готовность учеников к уроку: Прозвенел уже звонок, И пора начать урок. Все ль на месте? Всё ль в порядке? И учебник, и тетрадки? Все ли правильно стоят? За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. |
-Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, любящие, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает: на душе становится тепло, хочется делать добрые дела |
||
Проверка домашнего задания-10 мин. Цели: проверить усвоение материала, умение строить монологическую речь, развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение
|
Отвечают, какие произведения читали (если читали). Напоминают домашнее задание.
Смотрят и слушают презентацию о писателе (2 мин.). Пересказывают. Слушают ответы одноклассников. Обсуждают качество пересказов. (10 мин.)
|
Слайд 1(портрет Ю.П.Казакова) -Какие произведения Ю.Казакова вы читали? А кто напомнит нам домашнее задание? Правильно. Вы должны были прочитать рассказ Ю.Казакова «Тихое утро» и по группам подготовить пересказ: 1. Краткий пересказ; 2. Выборочный пересказ; 3. Художественный пересказ. Вначале мы послушаем сообщение-презентацию о писателе Ю.П.Казакове, которую нам подготовили Лера и Юля, а потом послушаем по одному представителю от каждой группы, а помогать вам будет тихая мелодия, похожая на утро в рассказе. Слайд 2(Утро) -Кто-нибудь слышал раньше эту мелодию? Это «Утро» норвежского композитора Э.Х.Грига. |
Пересказать текст, отрывки из текста. Проанализировать аргументированно качество пересказов одноклассников. |
Осознание значимости чтения и изучения литературы для развития устной монологической речи. |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения. |
Изучение нового материала-13 мин Цели: развитие умения анализировать, делать вывод; развитие мышления и грамотной речи учащихся; выполнение заданий на продвижение понимания (в группах)
Презентация к уроку https://drive.google.com/file/d/0B1SJ-mwI5ppZTEpYUVpGcDBNUFk/edit?usp=sharing
Физминутка – 2 мин. Презентация «На весёлую зарядку» https://drive.google.com/file/d/0B1SJ-mwI5ppZaGp6amg5ZkZXaUE/edit?usp=sharing
|
Отвечают, что если дома читали рассказ, то теперь должны анализировать его, обсудить поступки героев, сделать какие-то выводы. Записывают тему урока и эпиграф.
Предлагают свои варианты микротем и заголовков
Находят в учебнике и объясняют слова: рига, косарь, омут, бочаг.
Отвечают: 1)Настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным.
2)Утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой, встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.
3)Он не получил ожидаемого признания.
4) Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.
-Володя смущается, обижается, «он готов был отказаться от рыбалки и тут же разреветься…»
-между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев.
-Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки.
Считал себя виновным в том, что «это он, Яшка, ударил, утопил его»
-Яшка ещё всерьёз не встречался с жизнью, с её суровостью, непредсказуемостью. Он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его.
Делают вывод о том, что Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь, которая одна должна царить в душе человека. Находят эпиграф в тетради и зачитывают (осмысление). Говорят о том, какие противоречивые чувства испытывал Яшка, когда тонул Володя, как злился на него в начале рассказа, как сожалел о том, что взял на рыбалку именно его. Напоминают слова (с.171) о том, что никого на свете сейчас Яшка не любил больше Володи, и делают вывод о том, что истинная любовь – бескорыстная, любят не за что-то, а просто потому, что ты человек, что ты жив, что нужно отвечать за свои поступки, быть добрым, порядочным, любящим, сострадательным ко всему живому, в т.ч. к природе. Потому что человек – часть природы, природа тоже живая, её надо понимать и не нарушать её законов.
- Светлые и радостные чувства. Рассказ со счастливым концом.
Делают вывод о значении эпитетов, перечитав описание утра. |
-А как вы думаете, какова задача нашего урока и по какой теме мы сегодня будем работать? Правильно, мы сегодня проанализируем рассказ «Тихое утро» и выполним следующую задачу: проследим за мыслями, чувствами и поступками героев рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро», чтобы понять, какие нравственные проблемы поднимает автор в этом рассказе. Запишите тему урока «Анализ рассказа
Ю.П. Казакова» и А.И.Солженицын Слайд 3 Мы вернёмся к нему позже. Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом. Я думаю, что вы дома внимательно прочитали рассказ, и поэтому мы все вместе разделим текст на микротемы, составим план, чтобы при анализе рассказа ориентироваться по нему. Примерный план (слайд 4): 1. Яшка проснулся. «Всё… притаилось». 2. Подготовка к рыбалке. «Яшка разозлился». 3. По дороге к реке. 1)Страдания Володи. 2) У колодца. 3)Примирение. 4. На реке. 1)Мрачный омут. 2)Рыбалка. 3)Володя упал в воду. 4)Яшка колеблется, но бросается на помощь. 5. Спасение. Слёзы радости. Молодцы, ребята, быстро справились с этим заданием. А теперь, чтобы всё было понятно, проведём словарную работу.
Анализ текста по вопросам:
Чтение по ролям.
-Найдите описание омута (с.165). Какое настроение оно создаёт? (мрачное, угрюмое) -Что чувствовал Яшка, когда упустил рыбу? (злобу) с.167 А когда поймал леща? (упоение) с.168 (Слайд 10) -Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? (ужас) с.168 (Слайд 11) -Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»? (Некому было крикнуть о помощи…) с.169 -Какие чувства испытал Яшка, когда понял, что Володя утопит его? (страх, ужас) с.169-170 -Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его. Автор использует такое средство выразительности, как контраст. - Поверили ли вы в то, что Яшка мог убежать, бросив утопающего Володю, когда читали дома рассказ? -Почему Яшка вновь бросается спасать Володю? с.170 -Что чувствует Яшка после спасения Володи? (зачитать отрывок со слов: «Никого сейчас не любил он… до слов: «…бессмысленно спрашивал…» (Слайд 12) -Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слёзы свидетельствуют о слабости характера? (Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след в душе обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему).
- Правильно, Ю.П.Казаков поднимает в своём рассказе проблемы сострадания, жалости к человеку, истинной любви. А теперь вернёмся к эпиграфу урока: «Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискоренённый уголок зла». Как вы понимаете эти слова? Созвучны ли они с задачей нашего урока? (1.Плацдарм – участок берега, на который высаживаются форсирующие водную преграду войска или который удерживается отступающими. 2. Плацдарм – исходный пункт, отправная точка для чего-нибудь. 3. Плацдарм – пространство, на котором подготавливается и развёртывается военная операция.)
-Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие чувства и мысли оно вызывает? (Слайд 13) Творческое задание: с.174 (№9) |
Учиться формулировать тему урока и определять задачи урока.
Составить план рассказа.
Провести словарную работу.
Ответить на вопросы, выполнить задания, выразительно читать по ролям, уметь работать с книгой, оперативно находя нужный эпизод.
Понять смысл эпиграфа, соотнести с темой и задачей урока.
Объяснить значение слова «плацдарм» (умение работать с толковым словарём)
Зайти в Литературную мастерскую и пополнить знания об эпитете (с.174). |
Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. Понимание литературы как особого способа познания жизни. Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения рассказа Ю.Казакова. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. |
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ.
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с полнотой и точностью.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные: развитие познавательных интересов, понимание нравственного содержания и смысла поступков. |
Закрепление нового материала -10 мин. Цель: Осмысление, в ходе которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная |
Работают с текстом, выбирают информацию по обоим героям. (Примерная сравнительная характеристика: И Яшке, и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берёт удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться. Яшка чувствует себя в деревне спокойно, свободно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу – всё это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Володя не хуже Яшки, он просто другой, он любознательный. Оказавшись в страшной ситуации, они выстояли, оказались стойкими, мужественными). |
Даёт задание и напоминает о правилах проведения сравнительной характеристики героев.
- А как поступил бы Володя, если бы тонул Яшка? - А как бы поступили вы? |
1. Провести сравнительную характеристику героев рассказа. 2.ТЕСТ: соотнесите фрагменты из текста, в которых изображаются переживания персонажей, с их именами: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c4a936b-3a41-484c-af0b-68e7f0ac3dbd/%5BLI5RK_33-01%5D_%5BTR_03%5D.swf
|
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: нравственно-этическая ориентация – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
|
Контроль и оценка знаний – 5 мин. Цели: определение, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей. |
-О проблемах совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др. |
- Какими вы представляете героев рассказа? - О каких нравственных проблемах мы сегодня говорили? Давайте подведём итог нашего урока, создав синквейны по следующим темам: - Яшка. - Утро. Дружба. (Звучит музыка Мусоргского) Представители каждой группы читают синквейны. |
Создать синквейн. |
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: личностное самоопределение, жизненное самоопределение. |
|
Рефлексия-2 мин. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (Слайд 14)
|
Продолжают предложения (устно) |
-Продолжите предложения: Сегодня я познакомился (узнал)… Самым интересным для меня.. Мне непонятно… Я ещё хотел бы узнать |
Продолжить предложения, провести самооценку работы на уроке. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) |
Домашнее задание (слайд 15) – на выбор 1 мин.):
1. Придумайте эпизод, который мог бы произойти с ребятами уже после этого случая. Как, на ваш взгляд, сложатся отношения героев дальше? (Задача 8, стр. 173) – вторую часть вопроса выполнить письменно.
2. Подберите пословицы, подходящие к содержанию рассказа. (Творческое задание 6, стр. 173)
3. Составить по 5 тонких (например, «Кого спас Яшка?») и 5 толстых (например, «Почему утро названо тихим?») вопросов для взаимоопроса.
Дополнительные задания (по желанию):
1. Что бы вы изобразили (и какими красками), если бы вас попросили нарисовать совесть, радость, тишину, страх, дружбу, помощь?
2. Как вы понимаете слова Ю.Кузьмичёва «В рассказах Казакова – может быть, всё вымысел, но основа – истина»?
Интернет-ресурсы (слайд 16)
http://muzofon.com/search/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE
http://pedsovet.su/load/321-2-2
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c4a936b-3a41-484c-af0b-68e7f0ac3dbd/%5BLI5RK_33-01%5D_%5BTR_03%5D.swf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.