МБОУ лицей №4
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 – а класс
учитель начальных классов
Пикалова А. В.
2022- 2023 уч. год
Предмет: литературное чтение
Учитель: Пикалова Александра Вячеславовна
Класс: 2-А
Тема: «Обобщение к разделу «Писатели—детям»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
УМК: «Школа России»
Цели урока:
1. Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.
2. Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
3. Воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения.
Задачи урока:
1. установление уровня овладения знаниями:
2. названий произведений;
3. авторов произведений;
4. содержание произведений раздела "Писатели – детям".
Оборудование
1. учебник по литературному чтению;
2. предметы и картинки для игры «Угадай-ка», портреты писателей, карточки с заданиями;
3. мультимедийная система.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1. формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты:
1. формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2. формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога;
Предметные результаты:
1. формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3. формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
4. развитие творческих способностей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
– Скажите, какой раздел учебника мы закончили изучать? («Писатели – детям»)
– С произведениями каких авторов мы познакомились, изучая этот раздел?
– Почему авторы учебника эти произведения поместили в один раздел?
– Какое настроение у вас было после прочтения этих произведений?
– Сегодня на уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, поиграем в литературные игры, вы сами поставите себе оценки. Поэтому в течение урока будьте внимательны к своим ответам и ответам ваших товарищей. Работать будем в группах.
Класс делится на 3 команды, выбираются капитаны команд, названия команд.
III. Работа по теме урока
Правила игры.
– У любой игры есть свои правила. Есть они и у нас:
· Игра состоит из 8 раундов.
· Задания выбирают капитаны команд.
· Команды отвечают на вопросы конкурсов по очереди.
· На обдумывание и обсуждение команде даётся определённое время.
· За правильный ответ – 1 балл.
· Если ответ неправильный, то может дать ответ другая команда.
1. Разминка.
«Угадай автора»
– По рассказу об авторе назвать его полное имя и показать его портрет.
· Этот автор родился в Воронеже. Писать он начал рано. Напечатанным свои стихи он увидел, когда ему было 20 лет. В 25 лет молодой поэт уехал учиться в Англию. После возвращения напечатал в журналах свои первые переводы. Это были стихи английских поэтов. Одним из них стала английская народная песенка "Дом, который построил Джек". Для детей у этого автора есть целая книга произведений "Сказки, песни, загадки". (портрет Маршака С.Я.)
· Он родился в Москве, школьные годы провёл в Пятигорске. Первые стихи он напечатал в 15 лет в ростовском журнале. Они были посвящены взрослым. Первое стихотворение для детей было напечатано в журнале "Пионер" в 1935 году. В этом же году напечатали другое его произведение. К нему были необходимы рисунки. Редактор неожиданно произнёс: "Зачем нам рисунки, когда можно сфотографировать вас. Вы – самый настоящий дядя Стёпа". (портрет Михалкова С.В.)
· Он родился в Киеве. Детство и школьные годы его пришлись на тяжелейший период: Первую мировую и Гражданскую войну. После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Он серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Поставил несколько мультипликационных и учебных фильмов. И только после этого стал писателем. Первый его рассказ назывался «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». (портрет Носова Н.Н.)
2. «Путаница»
Необходимо соединить название произведения и его автора.
«В школу» |
А. Л. Барто |
«Верёвочка» |
А. Л. Барто |
«Вовка – добрая душа» |
А. Л. Барто |
«Сила воли» |
А. Л. Барто |
«Мы не заметили жука» |
А. Л. Барто |
«Живая шляпа» |
Н. Н. Носов |
«Затейники» |
Н. Н. Носов |
«На горке» |
Н. Н. Носов |
«Кот и лодыри» |
С. Я. Маршак |
«Мой секрет» |
С. В. Михалков |
«Мой щенок» |
С. В. Михалков |
«Путаница» |
К. И. Чуковский |
«Федорино горе» |
К. И. Чуковский |
«Радость» |
К. И. Чуковский |
3. «Угадай автора и произведение»
Вспомни названия следующих произведений и назови их авторов.
1. Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла. («Мой щенок» С. Михалков.)
2. Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра. («Веревочка» А. Барто.)
3. Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок. («В школу» А. Барто)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
4. «Рассыпанные буквы»
Книга упала и все буквы перепутались. Соберите слова и назовите героев произведений.
Федора – дфеаро
Лодыри – дыроли
Заинька – казаинь
Пожарные – жарпоные
Самовар – моварса
Посуда – судапо
Темнота – нотемта
Щенок – кощне
Верёвочка – вочвекарё
Шляпа – ляшап
5. «Кто сказал?»
Назови героя, которому принадлежат слова.
6. «Угадай-ка, откуда я?».
У меня есть мешок. В нём много разных предметов. Определите, в каких произведениях они встречались". (слайд)
Учитель показывает предметы, дети называют автора и произведения.
Посуда - «Федорино горе»
Картошка, корзина, шляпа - «Живая шляпа»
Совок, лопата, ведро, песок - «На горке»
Прыгалки - «Веревочка»
Апельсин - «Радость»
Бинт - «Мой щенок»
Заяц - «Путаница»
Пенал - «В школу» и т.д.
7. «Составь стихи»
Читаю стихи, а на стихи не похожи, строчки не рифмуются. Составьте из строчек стихи известных авторов, прочитайте.
Для 1 команды:
Почему сегодня Петя
А теперь он новичок,
Поступает в первый класс.
У него на новой куртке
Просыпался десять раз?
Он теперь не просто мальчик
Потому что он сегодня
Отложной воротничок.
Для 2 команды:
Весенние деньки!
Шумная,
весёлая,
Как птицы заливаются
Зелёная листва.
Весна, весна на улице,
Весенняя Москва,
Трамвайные звонки...
Ещё не запылённая.
Для 3 команды:
Два часа
его звала,
Я сегодня сбилась с ног –
И обедать не могла.
Два часа его ждала,
У меня пропал щенок.
За уроки не садилась.
8. «Третий лишний».
Из трех слов выбрать лишнее, обосновав свой ответ.
· Путаница, Радость, Затейники. (лишнее: «Затейники» —рассказ)
· Вадик, Котька, Вовка. (лишнее: «Вовка» - А.Барто, остальные — Носов, либо «Котька», т.к. есть мягкий согласный)
· Корыто, утюг, электрический чайник. (лишнее: «корыто» — не электроприбор, либо «чайник», т.к. остальные - персонажи сказки «Федорино горе»)
· Носов, Михалков, Чуковский. (лишнее: Носов - прозаик, другие авторы - поэты)
· Михалков, Маршак, Барто. (лишнее: Михалков - З слога, остальные - 2 слога)
· Барто, Носов, Маршак. (лишнее: Маршак - 6 букв, остальные - 5 букв)
9. Резерв.
«Угадай загадку»
Капитаны команд выбирают загадки К. Чуковского и С. Маршака.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом — под столом.
А ночью — под кроватью. (Ботинки)
Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку.
Что валяется без проку.
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка —
Чуть видна его фуражка. (Молоток)
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела. ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней.
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
Я одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Иголка)
Я лаю со всякой собакой,
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: «У-у!» (Эхо)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана.
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
VI. Рефлексия
Самоанализ и самооценка ученика
Сегодня на уроке:
· я научился…
· было интересно…
· мне показалось важным….
· я понял, что…
· мне показалось важным….
· теперь я не забуду, что...
VII. Подведение итогов урока
– В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок.
Х |
У |
В |
М |
Н |
Ж |
И |
А |
Ц |
Х |
Ы |
З |
З |
А |
Ж |
В |
Ответ: «Умницы».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.