Открытый урок по литературному чтению «Русская народная сказка «Лиса и журавль». 2класс.
Оценка 4.6

Открытый урок по литературному чтению «Русская народная сказка «Лиса и журавль». 2класс.

Оценка 4.6
docx
14.11.2021
Открытый урок по литературному чтению  «Русская народная сказка «Лиса и журавль».  2класс.
skazka_lisa_i_zhuravl.docx

Открытый урок по чтению  «Русская народная сказка «Лиса и журавль».

2класс.

 

Цели:

Продолжить  знакомство учащихся с жанром народной сказки; формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; развивать память, связную речь,  умение  находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

- искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, 

определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;

- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

 - планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

- анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм; 

- осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

- формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные умения:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 -  использовать речевые средства для представления результата деятельности:

- умения ответить на поставленный вопрос;

- объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;

- словесное иллюстрирование прочитанного;

- составление краткого отзыва о прочитанном;

1.Оргмомент.

2.Вступительная беседа.

«Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.

Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?

-Ученики отвечают . ( народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые.)

-Какую сказку изучали на прошлом уроке? ( «Лиса и тетерев»)

-Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?

-Ребята, поднимите руку у кого много друзей.

-Часто ли вы ходите к ним в гости?

- А вы сами любите принимать гостей?

Сегодня мы побываем в гостях.

Бабушка - сказочница  приглашает нас в другую русскую народную сказку.

А героев сказки нужно угадать в загадке.

Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль)

- Учитель: Журавли  живут в различных уголках планеты. 

Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки.

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

Опишите ее.

- Какие сказки, о лисе вы знаете?

- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

3. Речевая и дыхательная разминка

-Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу.

   - «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить  к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.

4. Чтение произведения.

- Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. 

5.Физминутка.

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

  6.  Анализ произведения.          

- Почему лиса пригласила журавля к себе? (они подружились)

- Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

-   Правильно, ли поступила лиса?

-  Что происходит дальше? ( когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила ,что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся»)

-  А как повёл себя журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

- Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил   её в кувшин с узким горлышком)

- Как вы думаете,  почему он так сделал?(Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)

-Можно ли предположить, что лиса не учла:  если приглашать  к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься  им.

7. Вторичное чтение сказки.

-Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”.  

В чем он оказался неправ?

-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.

-Что оно значит?

Как аукнется, так и откликнется.

 -Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?

Бабушка – сказочница. Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

Игра: (дети читают пословицу, если пословица подходит к нашей сказке - хлопните в ладоши)

*Гостю щи не жалей, а по больше лей.

За добро добром платят.

*Умей в гости звать, умей и угощать.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

*Хороший гость дому радость.

*На языке – медок, а на уме - ледок.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

- Что для этого надо делать?

- Ребята, вы прекрасно работали.

- Наш урок закончен. Спасибо. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек.  

- Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.(Дети поднимают карточки.)

Спасибо за урок!

 

 


 

Открытый урок по чтению «Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Открытый урок по чтению «Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве

Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве

Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью

Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью

Как аукнется, так и откликнется

Как аукнется, так и откликнется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021