Методическая разработка открытого урока литературы
по теме: «А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».
Учебный предмет: литература Учитель: Воронкова С.А.
Класс: 7 «Е»
Место проведения: МБУ «Школа № 70». Дата: 25.11.2021 г.
Авторы УМК: Коровина В.Я. «Литература. 7 класс»
Тема урока: «А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».
Тип урока: комбинированный (урок исследования, изучения и закрепления новых знаний).
Технологии: системно-деятельностный подход, метод проектов, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие. Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточный материал.
Тема раздела |
«Русская литература XIX века» |
Тема урока |
«А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека» |
Цель |
Познакомить обучающихся с понятием «маленького человека»; проанализировать образ главного героя – Самсона Вырина; помочь обучающимся почувствовать трагизм положения в обществе людей подобного ранга; развивать умения и навыки анализа художественного текста, коммуникативную компетентность обучающихся; воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.
|
Задачи |
Обучающие: - повторить биографию А.С. Пушкина, - узнать историю создания повести «Станционный смотритель», - познакомиться с главным героем повести, - понять, как к нему относились окружающие и почему. Развивающие: - развивать умения исследовательской деятельности, аналитического и образного мышления посредством предварительных разноуровневых заданий, -закреплять умения сравнительного анализа и интерпретации текста. Воспитательные: - воспитывать вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, формировать нравственные |
|
ценности у учащихся: любовь к родителям, уважительное отношение к человеку, - формирование умения работать в коллективе, воспитание уважения к собеседнику. |
|
Планируемые результаты |
Предметные умения |
УУД |
• Знать элементы биографии А.С. Пушкина • Вспомнить историю создания цикла «Повести покойного Ивана Васильевича Белкина» • Проникнуть в сложную эмоциональную атмосферу повести • Вести диалог по теме «маленького человека» • Совершенствовать навыки сравнительного анализа и исследовательской деятельности |
Личностные: • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Регулятивные: • умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, • развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности, • умение организовывать учебное сотрудничество, умение работать индивидуально и в группе. Коммуникативные: • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; • владение устной речью; диалогической формой коммуникации; • умение задавать вопросы; • воспитание уважительного отношения к мнению других. Познавательные: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); • освоение изучающего и поискового чтения; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; • контроль и оценка результатов деятельности.
|
Системно-деятельностное обучение ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной - активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы (стратегии) – работа с рабочими листами, «тонкие и толстые вопросы». Данные приемы позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал.
Благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом. У учащихся повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового. Технология выводит учителя на обучение учащегося решать проблему.
Функции трех фаз технологии системно-деятельностного подхода.
1. Вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
• Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).
• Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
• Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
2. Осмысление содержания. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания Информационная (получение новой информации по теме).
• Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
3. Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
• Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
• Информационная (приобретение нового знания).
• Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
• Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
• оценка процесса).
Структура урока.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
УУД |
||||
|
1. Организаци онный момент (1 мин) |
Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует, создает атмосферу сотрудничества. |
Принимают сигнал к началу учебной деятельности. |
|
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
2. Постановка цели и задачурока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы. (4 мин) |
Показывает детям слайд с описанием героев повестей из цикла «Повести Белкина», просит назвать их. Описание последнего героя взято из повести «Станционный смотритель». Как звали этого персонажа и каким он был, узнаем сегодня на уроке.
Постановка проблемного вопроса. Посмотрите на слайд и назовите тему урока:
|
Ученики отгадывают героев, но последнее описание им не знакомо. • Совершенствуют навыки аудирования Учатся выдвигать гипотезы • Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно. « А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека»
|
Актуализируют полученные ранее знания |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - постановка проблемы; - построение речевого высказывания. Личностные: - развитие познавательных |
|
|
Совместная постановка цели и задач урока. 1. Узнать историю создания. 2.Познакомиться с…. повести. 3.Понять, как к нему относились окружающие и почему. 4. Почему главный герой назван «маленьким человеком», вы мне скажете в конце нашего урока?
|
Обучающиеся проговаривают пропущенные слова в задачах урока: 1. …..(повести «Станционный смотритель»). 2. (главным героем) |
|
интересов учебных мотивов; - самоопределение; - целеполагание. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - учет разных мнений |
|
3. Воспроизвед ение и коррекция знаний, умений и навыков учащихся (3 мин) |
|
Называют уже прочитанные повести из этого цикла. Определяют в каком жанре написано произведение. Повесть — один из видов (жанров) эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, меньше, чем роман. Автор — создатель литературного произведения. Рассказчик — образ человека в художественном произведении, от лица которого ведется повествование. Ирония — скрытая насмешка. Ирония — это еще и одна из форм отрицания. Отличительной особенностью |
Повторение литернотеоретического материала.
|
Личностные УУД: - осмыслить важность умения работы в коллективе для достижения общей цели и ответственность, чтобы не подвести других. |
|
|
|
иронии является присутствие двойного толкования одних и тех же явлений и понятий. Цель иронии в таком случае — не рассмешить, а подчеркнуть всю серьезность, порой трагичность изображенной в произведении ситуации. Посредством иронии иногда выражается и авторское отношение к событиям и героям произведения. Гуманизм— признание ценности каждого отдельного человека и его права на свободное проявление своих способностей |
|
|
4. Первичное усвоение новых знаний (История создания цикла «Повести покойного Ивана Васильеви ча Белкина») (8 мин) |
- Постановка учителем проблемного вопроса. -Работа с вопросами (по видеофильму)
Посмотрим видео, вспомним историю создания цикла «Повести Белкина» и ответим на следующие вопросы: 1. Около какой станции Пушкин услышал печальную историю? 2.Когда создавался цикл «Повести Белкина»? 3.Как называется этот период в творчестве |
Воспринимают информацию из видеофильма, анализируют ее. Участвуют в коллективном обсуждении проблемного вопроса. Отвечают на вопросы, поставленные перед просмотром видеоролика. 1. Выра. 2. Осенью 1830 года. 3. Болдинская осень. 4. Белкин 5. Правитель, пользующийся неограниченной властью. |
Узнать новые факты из истории создания цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина», научиться вести диалог по теме.
|
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - постановка проблемы; - построение речевого высказывания. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; - самоопределение; - целеполагание. Коммуникативные: |
|
|
Пушкина? 4. Кто заявлен автором повестей? 5. Кто такой диктатор? 6.В чём минусы профессии смотрителя? |
6. Унижение, оскорбление и даже побои. |
|
- умение ясно и четко излагать свое мнение,
выстраивать речевые конструкции; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учет разных мнений |
5. Знакомство с содержанием текста с проверкой домашнего задания (сюжет притчи о блудном сыне) (10 мин) |
Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель». Этой повестью А.С. Пушкин завершает цикл «Повести Белкина». Что же в ней такого особенного? Давайте выясним. Прежде чем начнём читать текст, давайте выясним значение некоторых устаревших слов: Устаревшие слова и выражения (Слайд) Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса. Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси Фельдъегерь - правительственный курьер. Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми. На перекладных - менял |
Читают повесть до слов «В 1816 году…» и отвечают на вопросы: 1. 14 класс 2. Проезжий вымещал всю злобу и ненависть на станционном смотрители, иногда мог даже избить. 3. Это зависело от чина. Если это был генерал, то его нельзя было заставлять ждать. А если это был средний чиновник, то он мог прождать лошадей несколько суток.
Обучающиеся коллективно обсуждают проблемный вопрос: Каково было положение станционных смотрителей в России? Почему симпатии автора на их стороне? Делают выводы с опорой на текст.
|
• Проникнуть в сложную эмоциональну ю атмосферу повести • Вести диалог по теме «Положение станционных смотрителей в России» |
Регулятивные: -познавательная инициатива; -волевая саморегуляция. Личностные: -учебно-познавательная мотивация; -нравственно-этическое |
|
|
лошадей на каждой станции. Прогоны - плата за пользование лошадьми. Каким же был станционный смотритель? Обратимся к тексту повести. 1.Какой чин имеет Самсон Вырин? 2.Как относились к смотрителям? Были ли это уважаемые люди? 3.Почему кому-то сразу давали лошадей, а кому-то приходилось долго ждать? От чего это зависело? 1. Рассказчик упоминает «общеудобное» правило: «чин чина почитай». Что оно значит? 2.Почему одних уважают и боятся больше, чем других? 3.Как звали дочь смотрителя? 4.Сколько лет было Дуне? 5.Напомните сюжет притчи о блудном сыне 6. Как притча связана с повестью? 7.Сколько лет Самсону Вырину? 8.Какое впечатление производит Дуня на рассказчика?
|
Читают повесть до слов «Прошло несколько лет…» и ответьте на вопросы: - С теми, у кого чин выше, обращаются лучше, чем со всеми остальными. Им первым подают блюда, это почётные гости на любом празднике. Они получают самых лучших лошадей на станции. Их никогда не заставляют ждать. - Эти люди имеют больше власти, они могут повлиять на жизнь человека, на его карьеру. Многие специально стараются услужить этим высокопоставленным людям ради собственной выгоды. - Дуня. - 14 лет - (это было домашнее задание). - 50 - Дуня всем очень нравилась, была симпатичной кокеткой, которая умела общаться с постояльцами.
|
|
|
|
6. Работа в группах (5 мин) |
Организует работу в группах: - сколько раз рассказчик побывал на станции, где служил Самсон Вырин? - в какие времена года рассказчик оказывался там? Заслушивает ответы обучающихся. |
1 ряд работает с отрывком «Первый приезд рассказчика на станцию» (весна) 2 ряд работает с отрывком «Второй приезд рассказчика на станцию» (зима) 3 ряд работает с отрывком «Третий приезд рассказчика на станцию» (осень) (На партах конверты с вопросами в соответствии с отрывками, указанными выше. Обучающиеся работают в парах, отвечая на вопросы письменно в тетрадях).
|
Понимают, что смена деятельности приводит к повышению работоспособности.
|
Регулятивные: -волевая саморегуляция. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
7. Работа с рабочим листом «Образ главного героя» (5 мин) |
Организует работу в парах. (см. приложение 1) - какие значения слова «маленький» вы знаете? -на основе составленной характеристики образа Самсона Вырина определите, что значит понятие «маленький человек»? - почему Самсон Вырин назван «маленьким человеком?
|
Заполняют рабочий лист, обращаясь к прочитанным и проанализированны отрывкам повести и ответам, проработанным в группах. Ответы и выводы детей. Выводы и понятие «маленький человек» записывают в тетрадь. Герой Пушкина - ничем не примечательный чиновник |
Совершенствовать навыки сравнительног о анализа и исследователь ской деятельности |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - постановка проблемы; - построение речевого высказывания. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; - самоопределение; |
|
|
|
низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Имеет ли право такой человек на счастье? Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”. “Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. |
|
- целеполагание. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - учет разных мнений |
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенны х ошибок и их коррекция (2 мин) |
Учитель ведет диалог с учащимися, визуализируя его с помощью «Лестницы успеха»: - Что сегодня вы узнали на уроке? - Что научились понимать? - На какие темы вы умеете вести диалог? |
Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, составляют свою «Лестницу успеха». |
Обобщить знания по теме. |
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
|
9. Информация о домашней работе, инструктаж по ее выполнению (2 мин) |
Сообщает домашнее задание. Темы |
Записывают домашнее задание. |
Ученик получает возможность поработать над той темой, которая ему показалась наиболее интересной. |
|
|
|
размещены в электронном дневнике в классе на стенде информации. Для всех учащихся: определить авторское отношение к Самсону Вырину. Высокий уровень: какой нравственный урок даёт нам история Самсона Вырина? (подготовить письменный развёрнутый ответ на вопрос). Достаточный уровень: составить характеристику образа Дуни по предложенному плану. Средний уровень: записать определение «повести». Пересказать понравившийся эпизод из произведения.
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.