Конспект открытого урока математики по теме «Доли».
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: научить учащихся записывать и читать доли.
Формировать УУД:
1. Коммуникативные (участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, интересоваться другим мнением, уметь работать в группе)
2. Личностные ( формировать интерес к учению, воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.)
3. Регулятивные (формировать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление, смекалку, развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать)
4. Познавательные (ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать и читать дроби. )
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.
Для учащихся: цветные карандаши, линейки, модель торта, полоски трёх цветов, ножницы.
Ход
урока:
1. Орг. момент (создать психологический настрой детей на урок).
Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?
Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять.
(Слайд 1), коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли.
2. Повторение.
Чтоб настроиться нам на урок, давайте проведём математическую разминку и отгадаем кроссворд (слайд 2).
- Результат действия сложения.
- Самая маленькая изученная единица длины.
- Сумма длин всех сторон фигуры.
- Единица длины, равная 10 мм.
- Чтобы найти … прямоугольника надо длину умножить на ширину.
- Теперь найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса).
- В каких литературных произведениях встречается героиня с этим именем («Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)
Девочка Алиса поучаствовала в необычном чаепитии (слайд 3).
- А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (В нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня. Герои чаепития, чтобы не мыть посуду, пересаживались).
- У нас тоже будет необычное математическое чаепитие (слайд 4), правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем – это негигиенично, посуду нужно мыть обязательно, так как через чужую посуду можно заразиться какой-нибудь болезнью, а в остатках пищи и напитков размножаются опасные бактерии. Мы пойдем в гости, но перед этим немного посчитаем.
Сейчас, ребята, откройте тетради и запишите дату и классная работа (слайд 5).
Работа с числом 29!!!
- На минуте чистописания мы будем писать цифры 3, 4, 5.
- Теперь из этих цифр составьте все возможные двузначные числа.
- Запишите эти числа:
1вар. В порядке убывания.
2вар. В порядке возрастания.
Взаимопроверка (слайд 6).
3. Устный счет.
Устный счет
- Найдите лишнее выражение. (Слайд – 5)
45 : 5 81 : 9 5 х 4
8 х 4 1 : 2 0 : 4
6 х 6 56 : 8 9 : 9
54 : 1 7 х 9 6 х 3
Ответы детей. (лишнее 1 : 2 т.к. такие примеры мы не умеем решать)
(Выражение 1 : 2 – увеличили и пока убрали за край слайда.)
Выполним известные нам вычисления ( устный счет по цепочке)
Выявление места и причины затруднения.
-Можем ли мы 1 : 2 ? Почему? (Ответы детей)
Проблема?
3.Постановка учебной задачи.
- Как 1 разделить на 2?
- Сегодня мы постараемся найти путь решения этой проблемы, а поможет нам предмет, который зашифрован с помощью примеров.
Теперь вам нужно решить примеры и разгадать, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик, а рядом с ответом букву, ему соответствующую. Если Вы правильно решите примеры, то отгадаете название мультфильма . Работаем в группах.
8х4 = 32 А
75-24 = 51 П
3х9 = 27 Е
81:9 = 9 Л
36+56= 92 Ь
64:8 = 8 С
0х4 = 0 И
1х12 = 12 Н
4 |
51 |
27 |
32 |
92 |
9 |
0 |
8 |
82 |
12 |
у |
п |
е |
а |
ь |
л |
и |
с |
к |
н |
Картинка апельсина (слайд 8).
4. Постановка темы.
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8»)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая
часть апельсина? (долька)
-Как называется этот предмет? (мандарин)
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- У меня мандарин, я его очистила. Когда мы его начинаем кушать, то делим его, на что ? (Дольки)
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли). Слайд 9.
Что мы должны узнать на уроке?
Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать каждый день.
- Сегодня на уроке мы будем учиться делить целое на равные части. Узнаем, что такое доли, научимся их записывать и сравнивать.
4. «Открытие» новых знаний.
-Теперь скажите, глядя на мандарин, можно ли 1 : 2 ? (Разделить мандарин пополам)
-Как вы думаете, что может означать число 1 ? (Это один мандарин или яблоко и т.п.)
Учитель разламывает мандарин на две части и одну часть даёт ученику.
- Как вы думаете, какую часть мандарина я дала Мише?
- Давайте попробуем в этом разобраться.
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. Можно сказать, что половина яблока –одна доля яблока.
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока.
5. Работа по теме.
К чаю принято подавать угощения. Слайд 9.
Практическая работа в индивидуально
На столах модель торта, ножницы.
Поможем Алисе задачу решить. Будем торт на дольки делить.
а) Разрежем на 2 равные части.
-Как разрезали? (пополам.)
-Как сказать по-другому? (на 2 равные части.)
Проверьте, части у вас равные? (наложением)
Как на языке математики записать половину торта? Слайд 9.
б) Сейчас разрежем торт на 4 равные части.
-Кто догадался, как это сделать? (каждую половинку поделить пополам)
Сделайте.
- Какую часть торта мы получили? (четвёртую).
Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке?
– Доля – это часть целого.
-Как же записать нам одну долю целого?
-На сколько долей разделено яблоко? ( На 2 доли)
-Сколько долей я взяла от 2-х? ( 1 от 2)
-Записывается такое число в виде дроби.
1 - число над чертой показывает, сколько долей взяли.
2 - число под чертой показывает, на сколько долей разделили целое.
-Запишите это число в тетради. (Запись на доска учителем)
- Кто попытается прочитать получившееся число?
(Аналогичная работа) (Слайды –10 и 11)
-Получившиеся числа называют обыкновенными дробями. (Слайд –12) - Можем мы теперь записать ответ к примеру 1 : 2 ? (1 : 2 = 1/2)
Практическая работа в парах.
Повторение правил работы в паре.
1.Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить,
договориться. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим
парам.
2.Чтобы в паре все получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия
надо решать мирно, не ссориться.
- Теперь возьмите полоски, которые лежат у вас на партах. Полоска целая?
- Согните их пополам, разверните. На сколько долей разделили линии сгиба полоску. Слайд 11.
Закрасьте одну долю полоски. Теперь прочитайте вопрос на доске.
На сколько равных частей поделена полоска? Какая часть заштрихована?
Посмотрите, как записывается половина целого – . Запишите на полоске.
Аналогично проводится работа с , долями. Слайды 12-13.
Посмотрите на все эти доли. Что вы заметили? Слайд 14.
6. Физминутка. Слайд 15.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
7. Закрепление пройденного материала( работа в парах)
Для слабых учащихся
ДЛ я сильных
8. Домашнее задание.
Записать 10 любых долей.
9. Рефлексия.
Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать,
записывать и сравнивать.
- Я понимаю как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.
- Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.
Какая тема урока, цель? Достигли мы цели?
Поставьбе себе графическую оценку за урок.
Открытый урок
по математике
Тема "Доли"
3 класс
Подготовила
учитель начальных классов
Кукушкина И.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.