Открытый урок по математике
«Лаборатория научных открытий»
Учитель: Гаджимирзоев Раул Гаджисалахович
Класс: 5
Тема урока: Решение задач практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: формирование математической грамотности школьников
Задачи урока:
Образовательная:
· Усиление прикладной направленности
· Формирование функциональной грамотности школьников
· повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
· продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
· используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
• способствовать формированию у учащихся определенного набора компетенций в сфере познавательной деятельности-в сферах физики, биологии, экономики, диетологии, экономики, связанных с решением задач;
• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
· развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для развития математической грамотности
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре,в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
1. Задачи, составленные учащимися, по собранному материалу.
2. Карточки-задания, карточки самооценки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (5 мин.)
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Мы всегда гостям рады!
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Сегодня на уроке у нас Коля Перестукин пришел с большой проблемой-он не любит математику, но очень-очень хочет ее полюбить и решать задачи на 4 и 5.
Просмотр мультфильма. (3мин)
Но он не может понять, зачем нам надо изучать математику. И сегодня мы в этом ему поможем.
История Коли Перестукина. Просмотр мультфильма 3-4 минуты.
- Учитель: чтобы помочь Коле, нам надо пройти в лабораторию и сделать для Коли массу открытий для Вити в разных науках, и доказать ему, что без математики учится и жить неинтересно и невозможно.
- Учитель:
- - У каждого из вас на столах лежат карточки оценивания в группах. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию работы оцените работу в паре.
- В течении групповой работы вас будут оценивать лидеры групп. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок. Я суммирую ваши результаты, найду средний балл и поставлю оценки за урок.
2. Актуализация знаний. Квест (4 мин.)
Вход в лабораторию.
В тропических лесах Бразилии растет удивительное дерево, сок которого почти не отличается от состава дизельного топлива(солярки). Что это за дерево? Давайте узнаем. Для этого решим задачи и угадаем слово.
1.За месяц у человека волосы отрастают на 4 мм. Человек побрит налысо. Определи длину в сантиметрах волос через 10 месяцев.
Решение: __________________________;Ответ:_________________
2.Семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей?
Решение: ___________________Ответ:______________________
3.В тропических лесах Бразилии растет наше удивительное дерево, сок которого почти не отличается от состава дизельного топлива(солярки). С одного этого дерева можно получить 45 л солярки в год. Сколько литров солярки можно получить из 5 деревьев в год.
4.В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)
Ко |
пай |
фей |
ра |
. |
Учитель-: Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в дневник.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: - Итак, мы вошли в лабораторию. В нашей лаборатории несколько отделов. Мы посетим эти отделы вместе с Витей Перестукиным и сделаем для Вити важные открытия-покажем, как математика применяется в разных науках.
Работа в группах. Повторить правила работы в группе.
Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? (Читают условия, высказывают мнение по их содержанию.)
Учитель: - Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
Вы знаете, на что в природе тоже спряталась математика? Где это можно
увидеть? (учащиеся высказывают свои предположения).
Добро пожаловать в отдел билолгии, физики, астрономии и медицины.
Решают в группах.
Группа Биология.
Группа Медицина
группа физика
Столовая
Астрономия.
Ребята вывешивают работы у доски и в течении 2-3х минут презентуют работу. Начинают со слов, работая в группе мы вычислили, что ..., мы узнали, что...
Вы знаете, на что в природе тоже спряталась математика? Где это можно увидеть? (учащиеся высказывают свои предположения).
Столовая.
Итак, идем в научную столовую столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда |
Борщ |
50 рублей |
Суп куриный |
60 рублей |
|
Суп овощной |
40 рубля |
|
Вторые блюда |
Котлета куриная с макаронами |
100 рублей |
Овощное рагу |
70 рублей |
|
Плов |
90 рублей |
|
Напитки |
Компот |
20 рублей |
Морс |
30 рублей |
|
Сок |
25 рублей |
1.Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. Объясните свое решение и в тетрадях запишите свое решение. В ответе укажи названия блюд и
стоимость обеда.
2.Возможно ли в этой задаче несколько вариантов набора из 3х блюд, объясните почему?
6. Выход из лаборатории. (работа с величинами).4-5 мин:
-Ребята, перед тем как выйти из лаборатории надо для Вити Перестукина еще раз повторить с какими величинами вы встретились в отделах лаборатории. (по одному ученику выходят к доске и соединяют мелом науку и физическую величину).
Длина. Биология
Скорость. Медицина
Пройденный путь Физика
Масса Кулинария
Объём. Астрономия
5.Поведение итогов урока.
Домашнее задание. Посмотреть до конца мультфильм «В стране невыученных уроков».
Написать небольшое сочинение «Для чего надо учить математику?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.