МКОУ «Шуланинская СОШ»
ГУНИБСКОГО РАЙОНА
Открытый урок
по математике
УМК «Школа России»
2 класс
Тема:
«Вычисления вида 32+8, 40-8»
Учитель: Гусейнова Х.И.
31.01.2019 г.
СЦЕНАРИЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ
НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
ТЕМА УРОКА: "Вычисления вида 32+8, 40-8"
ТИП УРОКА: урок-игра
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Формировать умение выполнять вычисления вида 32+8, 40-8.
2. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, логическое мышление, внимание.
3. Прививать желание быть здоровым, умение сохранять своё здоровье через занятия спортом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: Учащиеся научатся выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; решать задачи разными способами; читать и сравнивать выражения, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Познавательные УУД: применять правила о порядке выполнения действий в число в выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, медиапроектор, компьютер, экран; у каждого ребёнка на парте ноутбук.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Прозвенел
и смолк звонок,
Слайд 1
– Ребята, какую большую тему мы изучаем? - Сегодня на уроке мы продолжаем эту тему: «Письменные вычисления». Посмотрите, какой необычный человечек пришёл к нам в гости, математический. А почему он так называется, как вы думаете? Сбоку на доске висит зображение математического человека.
- Из каких фигур он состоит?
- Сколько треугольников, четырёхугольников, кругов?
- Каких фигур больше?
- На сколько четырехугольников больше, чем треугольников? - А какое настроение у нашего гостя?
- Да, он загрустил. А что же с ним произошло: у него пропал аппетит, настроения нет, бодрость и силы исчезли куда-то? Да просто ему грустно от того, что он не смог попасть на олимпиаду в Сочи. - Ребята, поможем математическому человеку попасть на один соревновательный день в олимпийскую деревню города Сочи? - Спортсмены там очень много работают, тренируются, чтобы достичь высоких результатов, поэтому и мы не должны отставать от них, решим все предложенные задания на уроке и тогда поможем вернуть нашему гостю хорошее настроение, бодрость и силы. - Давайте посмотрим, как выглядит олимпийский Сочи
– Ну что, проживем на сегодняшнем уроке математики один олимпийский день? |
- Письменные вычисления.
- Он состоит из геометрических фигур.
- Четырехугольники, треугольники, окружности.
- 2 треугольника, 5 четырехуголь-ников, 5 окружностей.
- Окружностей и четырехугольни-ков.
- На 3 (5-2=3).
- Грустное.
- Да. |
- самоопределение (Л); - смыслообразование
(Л); |
||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности |
- А чтобы у нас всё получилось, необходимо расставить числа в порядке возрастания.
Слайд 2
- Ну вот, мы «телепортировались» в олимпийскую деревню и сразу попали на соревнования лыжников. Слайд 3
- Давайте немного поможем нашей сборной по лыжам. Смотрите, у них на пути встает лес. А в лесу очень много елок, которые надо объезжать, а на это теряются драгоценные минуты. Слайд 4
- Давайте поможем быстрее объехать эти вечнозеленые деревья. Слайд 5
- Но посмотрите, теперь перед нашими лыжниками появились огромные ямы и ухабы. Надо им помочь. Слайд 6
- Ну, вот мы и помогли нашим спортсменам-лыжникам. Теперь давайте заглянем в ледовый дворец. Что там сейчас происходит?
Слайд 7
- Ого, да тут идут соревнования по хоккею. - Ребята, а ведь хоккей - игра командная, на льду играет команда из пяти человек. Как раз столько человек необходимо для выполнения следующего задания. На доске цепочка примеров:
- Давайте покинем ледовый дворец, но мы туда ещё вернёмся. А лыжники уже ушли с трассы, и на лыжне появились биатлонисты. Как раз сейчас они проходят огневые рубежи.
Слайд 8
- Перед Вами два огневых рубежа, один проходят в положении «лежа», второй – в положении «стоя». Слайд 9
- Надо выстрелить в лишнее выражение. На слайде эти выражения закрываются.
-Какие записи оказались лишними?
Слайд 10
- А мы уже решали такие примеры?
- Так давайте сформулируем тему нашего урока.
Слайд 11
- Давайте сформулируем цели урока.
- Подумаем, как записать эти примеры «в столбик». Я записываю примеры на доске.
Проверка решения: Слайд 12 - А можем мы с такой же легкостью решить пример 40 – 8 «в столбик»? |
На слайде расставляются числа в порядке возрастания, появляется запись: ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!
Работа по слайду над составом числа
На слайде решается цепочка примеров.
Учащиеся читают текст на слайде.
Ребята решают с объяснением и передают друг другу пас.
Учащиеся читают текст на слайде.
Ученики называют лишние выражения: · 32 + 8 · 40 – 8 · · 32 + 8 · 40 – 8 -Нет
Вычисления вида 32 + 8, 40 – 8.
- Будем учиться выполнять вычисления вида 32 + 8, 40 – 8; продолжим отрабатывать навыки вычислений выражений изученных видов, решения задач.
Дети записывают примеры в тетради. Один ученик решает первый пример с объяснением у доски, а остальные дети записывают в тетрадях.
- Нет. |
- анализ, сравнение, обобщение (П); |
||||||||||||||||||
3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности |
- Почему мы не можем решить этот пример?
- А как нам выйти из этой ситуации?
|
- Не знаем, как из 0 единиц вычесть 8 единиц.
- Давайте сначала поработаем со счетными палочками. И мы увидим, как происходит это действие. |
- подведение под
понятие (П); |
||||||||||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения |
Слайд 13
Слайд 14
- А теперь решим этот пример «в столбик». Решая пример 40 – 8, обращаем внимание, что в числе 40 нет отдельных единиц, следовательно, из 4 десятков надо взять 1 десяток (как развязывали десяток палочек) и передать его единицам. Для того чтобы не забыть, что 1 десяток взят, надо поставить над цифрой 4 точку. Один десяток это 10 единиц, из 10 единиц вычесть 8 единиц получится 2 единицы, записываем под единицами. Из 4 десятков 1 десяток забрали, значит осталось 3 десятка, подписываем под десятками. Получилась разность 32. Еще раз разбираем этот пример на слайде с комментированием. Слайд 15 |
Ребята берут в руки четыре десятка, один десяток развязывают и убирают из него 8 палочек. Считают оставшиеся палочки. Получилось 3 дес. 2 ед., т.е. 32.
|
- самоопределение
(Л); |
||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление во внешней речи |
- А теперь решим еще один такой пример с комментированием. Записываем пример в столбик: 60 – 4. Учитель решает у доски с комментированием.
- Устали? Давайте мы с вами сделаем зарядку с нашим спортивным утенком.
ФИЗМИНУТКА
- Теперь с нашей помощью сборная завоевала медали по биатлону.
|
Учащиеся записывают в тетради. |
- извлечение из
текстов необходимой информации (П); - выполнение
действий по алгоритму (П); |
||||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
- Вот уже два раза мы с вами были сегодня на спортивной олимпийской лыжне – помогли лыжникам и биатлонистам. Давайте посмотрим, что происходит в это время на других трассах. - Ага, а в это время проходит соревнование бобслеистов на скоростной трассе. Слайд 16
- Вот и мы с вами поработаем на трассе. А трасса наша – это задание электронного помощника. Слайд 17
- Кто самый быстрый в решении примеров в столбик по новой теме? После выполнения задания объявляется бобслеист-победитель. |
Учащиеся читают текст на слайде.
Работа на ноутбуках по электронному приложению к учебнику. При выполнении задания ребята слышат характерный звук, оповещающий о том, правильно или неправильно они выполнили вычисление. |
- анализ,
сравнение, обобщение (П); - коррекция (Р); - оценка (Р); |
||||||||||||||||||
7.Включение в систему знаний и повторение |
-Ну вот, пока в олимпийской деревне наступило затишье, мы поработаем с нашими учебниками.
Слайд 18
Примеры №1
1, 2 примеры решить с объяснением на доске.
3, 4 примеры самостоятельно . Проверка: из предложенных ответов выберите верный. 60, 50, 63, 81, 91, 80, 73.
Задача № 2 - Прочитайте задачу № 2 .
- О ком говорится в задаче?
- Что говорится?
- Составим краткую запись к задаче.
![]() ![]() - Какая это задача простая или составная?
Почему?
- Составим план решения задачи.
На доске записи:
-Какие из предложенных выражений являются решением задачи. Почему?
- В олимпийской деревне уже вечереет, солнце уходит за кроны леса. И в это время в ледовом дворце начинается ледовое зрелище – фигурное катание.
Слайд 19
- Фигурное катание бывает одиночным, бывает парным. Мы с вами займемся парным катанием. -Сели парами. Работаем на листах. Решите примеры, около ответов напишете буквы, которые соответствуют правильным ответам. I вариант
- Ребята, у тех, кто верно выполнил задание, появились фамилии знаменитых наших фигуристов – Оксаны Грищук и Евгения Платова. - Это единственная пара, которая стала двукратными олимпийскими чемпионами в танцах на льду. |
Учащиеся читают стихотворение на слайде, открывают учебники.
Выполняют задание.
Читает 1 ученик
- Об Оле.
- Что она прочитала 40 страниц и осталось прочитать на 5 страниц меньше чем она прочитала.
Дети составляют краткую запись к задаче.
- Составная.
- Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, поэтому она решается в два действия, значит, она составная.
Учащиеся рассуждают: Все страницы – это страницы, которые прочитала Оля, и страницы, которые ей осталось прочитать. Оля прочитала 40 страниц. А сколько страниц ей осталось прочитать, нам неизвестно, значит, нужно найти. Потом мы узнаем, сколько всего страниц в книге.
Ребята выбирают решение задачи и записывают в тетрадь.
Учащиеся читают текст на слайде.
Выполняют задания по вариантам.
У правильно выполнивших задание появляются фамилии: Грищук и Платов |
- понимание
текстов, извлечение необходимой информации (П); |
||||||||||||||||||
8.Рефлексия деятельности (итог урока) |
- Ну вот и закончился олимпийский день.
Слайд 20
-Как вы думаете, изменилось ли настроение нашего человечка?
- Как? Возьмите у себя на парте маленькую копию нашего математического человечка. Нарисуйте ему новую улыбку, чтобы было видно, с каким настроением вы заканчиваете этот урок.
- Как вы думаете, почему настроение нашего гостя улучшилось?
-Чему научились сегодня на уроке?
Что еще нового вы сегодня узнали?
-Что же нужно делать, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы никогда не болели, были бодры и веселы?
- Сегодня вы все работали замечательно, просто отлично.
-Урок окончен.
|
У каждого ребёнка на парте изображение математического человечка, они дорисовывают улыбку.
- Он побывал на олимпийских играх в Сочи и у него все получилось.
- Решать примеры нового вида и задачи.
- Узнали, спортсмены каких видов спорта участвуют на Зимней Олимпиаде.
Выслушиваются ответы детей.
|
- рефлексия
способов и условий действия (П); |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.