Повторительно-обобщающий урок
«Путешествие в Царство чисел»
Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Класс: 5
Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Цели урока
Образовательные.
ü Систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей», «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»;
ü повторение, закрепление и обобщение изученного материала;
ü контроль за усвоением знаний и соответствующих учебных умений.
Развивающие.
ü Развитие математического кругозора учащихся;
ü развитие умственной деятельности, памяти, внимания, мышления и речи;
ü повышение интереса к предмету.
Воспитательные.
ü Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах;
ü формировать культуру речи, активность умение общаться;
ü чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и навыков.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки для работы в группах (с заданием), кружки трех цветов (зеленый, желтый, красный).
Структура урока
1. Организационный момент
2. Повторение и обобщение изученного материала:
ü устная работа
ü графический диктант
3. Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
ü Древний свиток
ü Решение задач
4. Физкультминутка
5. Работа по карточкам
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам на этом уроке совершить путешествие в Царство чисел.
А как будет называться наше Царство, нам поможет в этом ребус, который вы должны будете разгадать.
Молодцы, наше Царство называется Смешанные числа.
Ребята, а какие действия вы уже умеете выполнять с нашими числами?( Сложение и вычитание)
Итак, наше путешествие будет проходить по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
А эпиграфом нашего путешествия будут слова Б. Паскаля
«Предмет математики настолько серьезен, что не нужно упускать случая делать
его немного занимательным и интересным»
Вы не против?! Как настроение? Тогда вперед!
2. Повторение и обобщение изученного материала.
Однако прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.
Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)
И во время этого путешествия мы должны повторить необходимые правила и закрепить умение складывать и вычитать смешанные числа.
Итак, мы отправляемся в Царство чисел. (Дети задают друг другу вопросы и сами на них отвечают).
Ø -Какие бывают дроби? (правильные, неправильные)
Ø -Что означает черта в дроби?
Ø -Как называется число, стоящее над дробной чертой?
Ø -Как называется число, стоящее под дробной чертой?
Ø -Что показывает знаменатель дроби, числитель?
Ø -Что такое смешанные числа?
Ø -Как найти целую и дробную части неправильной дроби?
Ø -Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?
Ø -Как складывают и вычитают смешанные числа?
А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Итак, багаж собран, теперь нужно составить маршрут путешествия.
-Открываем тетрадь и записываем число, классная работа.
Маршрут нам поможет составить графический диктант, который мы выполним.
-Выполняем графическую работу.
-Верно ли утверждение? «Да» Λ, «Нет» -
1) - правильная дробь
2)
3) 4)
5)
6)
7) - правильная дробь
8) - смешанное число
Чтобы не сбиться с пути, проверим наш маршрут. (Поменялись тетрадями проверили маршрут соседа, неверное подчеркнуть карандашом).
Λ_ΛΛ_Λ_Λ
(Учащиеся при помощи цветных кружков показывают свое решение).
Зеленую карточку поднимают те учащиеся, которые верно определили весь маршрут нашего путешествия без ошибок,
желтую – определили неточный маршрут и допустили 1-3 ошибки,
красную - это ребята, которые могли сбиться с пути и допустили 4 и более ошибок.
Полученный рисунок – это маршрут нашего путешествия. Вершины на рисунке – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить. Надо покорить все вершины, а сколько их у нас? (5)
Но с одной из них мы уже справились, выполнили графический диктант, определив маршрут нашего путешествия. И нам осталось еще 4 вершины.
3. Основная часть. Путешествие: выполнение заданий
Продолжая путешествие, двигаемся к следующей вершине «Древний свиток»
В старом заброшенном замке мы обнаружили обгоревший Древний свиток. Изучая его, мы не сразу разобрались, как нужно его расшифровать. А как вы думаете, что нам необходимо сделать в этом задании? (Поставить «+» или «- »)Затруднение вызвано тем, что одно из равенств неверно. Давайте поможем расшифровать этот свиток:
Учащиеся записывают в тетрадь и расставляют знаки. Далее выходят к слайду, расставляют учащиеся по очереди знаки и комментируют, используя правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Отлично, двигаемся к следующей вершине «Решение задач»
Переходим к решению задач. (К доске выходят два ученика, а остальные оформляют и решают в тетрадях)
Решение задач
№ 1119, № 1120
4. Физкультминутка
Физкультминутка
Правильная дробь – руки поднять вверх и хлопать.
Неправильная дробь – присесть, встать.
Смешанное число – нагнуться, разогнуться.
5. Работа по карточкам
Отлично, двигаемся дальше и выше, осталось совсем немного. И следующая вершина у нас состоит из работы в группах.
Учащихся разбивают на группы и раздают по три карточки. В каждой карточке решая примеры, каждым ответам соответствуют буквы, в итоге получается и составляется слово. Соединив все слова вместе, мы должны получить пословицу, которая и раскрывает смысл нашего урока.
Карточки для групповой работы
Карточка 1
|
|
11 |
|
|
|
|
н |
м |
з |
и |
а |
о |
я |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Карточка 2
20 |
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
т |
я |
с |
и |
б |
с |
р |
а |
о |
ю |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8) 9)
10)
Карточка 3
|
11 |
|
|
|
|
|
|
я |
е |
л |
п |
р |
а |
о |
к |
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
«Знания собираются по капле»
Подведение итогов
Можно дать задание – раскрыть смысл этой пословицы, учащиеся высказывают свое мнение.
А какие пословицы, близкие по смыслу вы еще знаете?
Учиться
никогда не поздно.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Есть терпенье, будет и уменье.
6. Рефлексия
Наше путешествие подходит постепенно к завершению.
-Что вам понравилось больше всего?
-Что показалось трудным?
(Можно поставить на полях в тетрадях ! знак, если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а ? знак, если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.)
Урок сегодня завершен
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!
7. Домашнее задание
И мы с вами подошли к последней вершине «Домашнее задание» нашего путешествия в Царство «Смешанных чисел». Оно будет творческим, то есть вы должны будете пройти через эту вершину самостоятельно дома.
• 1) составить задачу с использованием правильных и неправильных дробей с одинаковыми знаменателями
• 2) сказку о дробях или придумать ребус
• 3) рассказ «Для чего мне нужны смешанные числа?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.