Класс: 8 |
Тема урока музыки: «Симфоническая музыка. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Й. Гайдн.».
Цель: рассмотреть и выявить особенности музыкального жанра – симфонии; закрепить признаки симфонической музыки, систематизировать знания учащихся о симфоническом оркестре, его составе.
Планируемые результаты:
Предметные: знание выразительных возможностей музыки, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке, углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией, расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Й. Гайдн, Пугачёва «Этот мир придуман не мной».
Структура занятия:
1)Организационный момент
2)Организация слушательской деятельности
3)Организация исполнительской деятельности
4)Итог урока
Этап урока |
УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Хронометраж |
1.Организационный момент |
Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) |
-Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Сегодняшний урок будет проходить в виде соревнования 2 команд. Разделяемся. Придумываем названия. Какой жанр музыки вы любите? (смотрят видео) Какой жанр музыки вы увидели? В чем отличие камерной музыки от симфонической? Наведите примеры камерной и симфонической музыки. Давайте попробуем ответить на вопросы: Что такое симфония? есть ли в симфониях названия? слушаете ли вы симфонию? где можно услышать симфонию? кто писал симфонии? Я думаю, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. Мы поговорим о симфонической музыке. |
- Дети заходят в класс. -Симфоническую музыку. |
5 минут |
2. Организация слушательской деятельности |
П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)
|
- Давайте же определим, что такое симфония? Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Великими симфонистами того времени были Й. Гайдн, которого называют отцом симфонии, и его последователи Моцарт и Бетховен. Почти все симфонии, созданные этими композиторами, имеют олинаковое строение: четыре части, которые вопрощают в себе разные стороны жизни человека. 1-я быстрая и наиболее драматичная, иногда начинается с медленного вступления,2-я медленная, задумчивая, посвященная мирным картинкам природы, лирическим переживаниям, 3-я часть менуэт-игра, веселье, картинки народной жизни, 4-я быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, жизнеутверждающим, торжественным характером. И чтобы нам с вами в этом конкретно убедиться я предлагаю обратиться к творчеству Йозефы Гайдна. Кто же это такой? Это великий австрийский композитор. Он оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Моцарт, его друг и младший современник, писал: «Никто не в состоянии делать все: и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн. Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочиненные Гайдном становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке – жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором. (Читаем в книге стр 112) Давайте с вами послушаем эту симфонию (1-ю часть) и определим какие инструменты ее исполняют? В чем же особенность вступления? Какие эмоции вызывает у вас первая часть симфонии? Зарабатываем баллы для команды. А теперь давайте послушаем финал симфонии и определим: каким предстает перед нами композитор? Можно ли предположить, что музыку, полную такой жизненной энергии и радости, Гайдн сочинил в 62 года? Хорошо. В России тоже были и есть талантливые люди, которые продолжают сочинять различные произведения, песни.
|
-Симфония - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров.
|
20 минут |
3.Организация исполнительской деятельности |
Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) |
Я предлагаю познакомиться с песней «Этот мир придуман не мной». Многим знакома эта песня. Показываю. Кто знает ее может мне подпевать.
|
Дети слушают.
|
10 минут |
4. Итог урока
|
Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) |
Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Кто явился основоположником симфонии? Какую симфонию мы прослушали? В чем особенность вступления? Давайте подведем итоги соревнования. |
|
5 минут |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.