Конспект открытого урока по обществознанию на тему:
"Обмен,торговля и реклама"7 класс.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, и роль торговли и рекламы в жизни современного общества;
Задачи:
а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.
б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;
в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.
Форма проведения: комбинированный.
Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения.
Методы:
Словесные – объяснение нового материала, беседа;
Наглядные – тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама»;
Проблемный – задания с проблемной ситуацией.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу, карточки – задания с дополнительным материалом, поурочная разработка для преподавателя по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс.
Новые понятия: обмен, товар, стоимость, цена, бартер, торговля, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.
Этапы урока:
l. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, приветствие.
Но прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали ранее по разделу экономика
II. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»). Скажите, пожалуйста, о чем этот мультфильм? Где старик продавал корову? Почему старик не мог продать корову? Кто ему помог? Почему старик не захотел отдавать свою коровенку? (эвристическая беседа с детьми).
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на этом уроке исходя из нашей беседы? (учащиеся предлагают свои варианты).
Запишем тему урока на доске: «Обмен, торговля, реклама». Слайд №1
Дети, давайте определим цель и задачи на этот урок. (слайд №2).
Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт.
Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире.
III. Изучение нового.
Экскурс в прошлое. ( Рассказ учителя о бартере в древние времена, о появление денег.) А помните ли вы, из курса истории 5-ого, 6-ого класса, что было первичным – торговля или обмен? Конечно, первоначально возник обмен . С самых древних времен в обществе существовал бартер. ( Понятие на слайд №3 )
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ Откройте учебник на странице 98,раздел обсудим вместе.
1. Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?
Зачем люди обмениваются?
Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими.
В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.
Слайд № 4 Две картинки (велосипед и яблоко), можно ли обменять яблоко на велосипед? Слайд№7 меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.
Слайд №5 Две картинки (Стариный кувшин и компьютер), а кувшин на компьютер? Слайд №8 потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям
Слайд №6 Две картинки ( карандаш- ластик). Эти две вещи обладают одинаковой и меновой и потребительской стоимостью. А Что же такое Стоимость? Слайд №9.(стоимость-это мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. )
Работа с термином –ЦЕНА ТОВАРА. Перед вами термин, подумайте и попробуйте сами сформулировать к нему определение. Слайд №10
Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Составить кластер определения Слайд №11
Рынок
Место, где идет купля-продажа товаров экономические отношения в сфере товарного обмена.
(называют дети)
Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар. Главный принцип рынка сделка должна быть выгодна и продавцу и покупателю.
2. Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей - торговли.
Работа с термином. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на стр. 99. Давайте прочитаем и выпишем. Торговля – обмен товарами и услугами путём купли-продажи. Слайд№12
Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ?
Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля бывает, различна по форме. Ребята я буду приводить примеры, а вы подберите правильный ответ.
Задание выполняется у доски, где ребята составляют кластер.
Учитель:
1. Мама решила испечь пирог и, пошла в магазин за продуктами - это?
Дети отвечают.
1. Магазин по продаже холодильников «Атлант» закупает товар у завода изготовителя-это?
Дети отвечают
1. Молочная продукция агрофирмы «Веселый Молочник» продаётся почти во всех магазинах нашей области - это?
Дети отвечают
1. Продукция компании «Ростсельмаш» продаётся во многие страны мира- это?
Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.
3.Слайд № стихотворение про рекламу. В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы. Реклама – двигатель торговли
Работа с термином.Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. (Опережающие задание)
Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).
Люди каких специальностей создают рекламу? (художники, инженеры, артисты и др.) Какие средства информации используются для распространения рекламы? – печать, телевидение, радио, интернет.
Задание по рядам. Ребята у вас на партах лежит фаил с заданием, там лежит картинка по ней нужно определить вид рекламы и ее цель.1ряд-политическая,2 ряд социальная, 3ряд коммерческая.
IV. Закрепление изученного. Давайте подведем итоги урока. С какими понятиями мы с вами познакомились? Какая же роль торговли и рекламы в современном обществе.
Заполните пропуски:
Любая продукция, чтобы стать ..., должна обладать потребительной и меновой …. При обмене люди не всегда могут сказать, что он был равным, справедливым. Помочь им может определение стоимости товара, …, выраженной в денежной форме. В прошлом человечества обмен был основан на…, господствовали натуральные отношения. С развитием экономики и переходом на товарное хозяйство обмен стал совершаться с помощью ….
( Слова: Товаром, стоимостью, цены, бартере, денег).
V. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.
Составить синквейн.(Обмен, торговля, реклама)
Vl. Домашнее задание:
§ 12, читать, отвечать на вопросы
Задание 5, 6 в разделе «В классе и дома»
Подготовиться к созданию рекламы на следующем уроке по памяткам.
Приложение I
Тест:
1. Количество продуктов, произведённых за единицу времени:
А) натуральное хозяйство;
Б) товарное хозяйство;
В) производительность труда.
1. Основным элементом экономики является:
А) судопроизводство;
Б) потребление;
В) общение.
1. Человек создающий экономические продукты:
А) покупатель;
Б) потребитель;
В) производитель.
1. Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:
А) прибыль и постоянные затраты;
Б) доход и прибыль;
В) прибыль и переменные затраты.
1. Предприниматель – это:
А) управляющий делами на крупной фабрике;
Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.
Приложение №2
Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);
Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)
Самоанализ урока.
Урок обществознания в 7 классе по теме «Обмен, торговля, реклама».
Урок является 8-м по счёту главы 3 «Экономика».
Особенность урока заключается в активизации познавательной деятельности учащихся, в формировании критического мышления.
Тип урока - комбинированный с различными формами работы: изложение учителем ключевых понятий, самостоятельная работа учащихся с текстовым материалом, анализ дополнительных материалов, работа в парах, творческая работа.
Урок проведен в 7 Б классе в классе 22 человека, присутствовало 19. Большинство учащихся имеют хорошие прочные знания, у них сформированы компетенции (коммуникативная, социальная, нравственная) хотя есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес. В целом класс активный, работоспособный. При подготовке были учтены умения учащихся самоанализа своей деятельности, анализа материала, формулирования обобщающих выводов. А также умение увидеть в облаке (видеороликах) определенный сюжет. Данные особенности учащихся были использованы при подготовке ряда заданий.
На уроке выполнялась основная цель: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества, которая реализовывалась через задачи:
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели - личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.
Использовались приемы технологий: критического мышления, диалогового общения.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, практический.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Темп урока умеренный. Изучаемый материал насыщен и разнообразен, была хорошая работоспособность и активность учащихся.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы. Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой.
1. Организационный.
2. Целеполагание и мотивация. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, формулировались тема, изучаемые вопросы, цель урока. Стадия вызова.
3. Изучение нового материала. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, работа с пословицами и поговорками, работа с текстом учебника и илюстрациями. Опережающее задание.
4. На этапе закрепления нового материала использовался текст, с пропущенными словами, при заполнении пропусков, происходила проработка и закрепление терминов.
5. На этапе рефлексии учащиеся составляли синквейн. Технология синквейна способствует развитию критического мышления. С помощью синквейна концентрируются знания, ассоциации, чувства, выражается своя позиция, взгляд на событие, предмет. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки.
6. Информирование о домашнем задании, проведен инструктаж по подготовке реклам. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом
Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. На мой взгляд, урок цели достиг.
Учитель истории и обществознания: Исламова С.К.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.