Открытый урок по обществу Тема: Философская проблема смысла жизни

  • doc
  • 18.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЛОС.doc

Открытый урок

по обществу

Тема: Философская проблема смысла жизни

 

 

Цели:

- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных философских направлений.

- Развивать навыки самостоятельной работы студентов с философской литературой, навыки сотрудничества, работы в группе.

- Формировать гражданскую позицию учащихся, ценностно-нравственное восприятие мира.

 

Оборудование урока:

1. Аудиозапись - песня «Я люблю тебя, жизнь».

2. Видеозапись (интервью).

3. Дидактический материал для работы микрогрупп.

4. Иллюстративный                        материал, философские словари.

5. Учебник основ философии (авт. В.Г.Горбачев).

6. Письма с войны.

 

Эпиграф: «Человек есть тайна» Ф.М.Достоевский

План урока

1.                                   Оргмомент.

2.                                    Актуализация знаний учащихся (Мотивационно-целевой блок).

У: Сегодня мы продолжаем философскую тему человека, которая остается одной из важнейших на протяжении многих веков, в том числе и в наше время.

И, по-прежнему, Человек есть тайна. - как сказал Ф.М. Достоевский.

- Мы познакомились с философской идеей соединенности в человеке двух начал - биологического и социального. Мы также знаем, в том числе из курса социологии, психологии, что человеком не рождаются, - человеком становятся в процессе социализации.

В: Какие этапы становления человека вы выделите? (человек - индивид - личность).

Задание: Определить, какому этапу соответствуют данные характеристики и разместить их в нужном месте.

(на доске карточки-задания, размещенные в беспорядке).

В: Какие еще характеристики вы бы добавили?

 

Работа с иллюстрациями (изображение человека на разных этапах жизни)

 

В: Как вы думаете, какие этапы становления человека иллюстрируют данные изображения? Почему?

 

III. Изучение нового материала.

 

(Стихотворение Р. Рождественского из поэмы «Письмо в 30-й век»). Плакат вывешивается на доску.

 

У: Так поэт Роберт Рождественский помог обозначить тему сегодняшнего урока.

В: Как бы вы ее сформулировали? Запишите.

У: Каждый думающий человек, раньше или позже, задается этим вечным вопросом, ответ на который во многом определяет его жизнь.

Пример: Поль Лафарг: клятва, данная в молодости;

Юлия Друнина: последнее стихотворение.

Сейчас мы услышим людей, которым был задан этот вопрос. Они * разные, как и их ответы.

 

(Просмотр видеозаписи интервью; пометки в тетрадь).

Обратимся к этой проблеме сегодня и мы, и попробуем оценить позиции различных философов: в философской антропологии проблема смысла жизни - традиционная.

И так: что думают об этом философы?

 

Работа студентов в микрогруппах (20 мин.)

 

У: Коррекция, контроль; проверка выполнения задания в виде отчетов микрогрупп.

Задание:

1.                                         Ознакомиться с материалами.

2.                                          Определить позиции философов разных направлений по данному вопросу, оформить сводную таблицу по схеме: направление - имена- идеи.

3.                                          Проанализировать их с точки зрения интересов человека и общества в целом.

4.                                          Оценочные суждения: с чьей позицией вы согласны? Чья позиция вам ближе? Почему?

У: Таким образом, жизненная позиция человека может быть как созидающей, так и разрушительной. Все зависит от того, как человек воспринимает окружающий мир: что он ценит и что отвергает, чем он согласен пожертвовать и ради чего готов на все. Это мир ценностей, который создает для себя каждый человек и общество в целом.

В философии сформировалось направление, занимающееся исследованием природы ценностей - аксиология (от греч. axia ценность и logos - учение, слово).

 

Сообщение студента «Аксиология как наука о ценностях» (запись в тетради основных положений, характеристик).

 

У: социализация человека предполагает принятие им ценностей, норм, сформировавшихся в обществе. Но каждый человек определяет и свое отношение к ним, составляет свою шкалу ценностей, определяя, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сейчас вы услышите голоса людей, погибших в годы Великой Отечественной войны.

 

Чтение писем с войны (несколько).

 

(Письмо артелириста-разведчика Аркадия Полуэктова другу.

… Если я умру, напиши моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненвижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечить.

И если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве.

 

Из завещания Бина Лурье (уроженец Латвии)

… Прошло 2 месяца ожесточенной борьбы с врагом. Для меня наступил последний этап борьбы – борьба за Таллин. Отступления быть не может.

Жалко умирать в 24 года, но в настоящей борьбе, где на весы истории всего человечества ставятся миллионы жизней, я свою также отдаю, зная, что будущее поколение и вы, оставшиеся в живых, будете нас чтить, вспоминать как освободителей мира от ужасной чумы…)

 

В: Что они определяли как ценность? Что для них более значимо?

О:

У: Великая Отечественная война - это не только борьба оружия; это была, в первую очередь, борьба ценностей, борьба двух мировоззрений, двух идеологий. И наши люди одержали победу в этой борьбе. Даже умирая, они побеждали...

 

IV.                                           Итог урока.

Человеку свойственно ценностное отношение к миру. При этом каждый выбирает между добром и злом, истиной и ложью. Люди разные... И живут по-разному.

 

Просмотр фрагмента видеозаписи интервью.

 

В: А что вы назвали бы главной ценностью в жизни?

У: В современном обществе самой большой ценностью считается жизнь. Разделяете ли вы эту точку зрения?

 

Аудиозапись песни «Я люблю тебя, жизнь»

 

В: В чем актуальность темы сегодняшнего урока? (С учетом ситуации в мире).

О:

V.                                              Домашнее задание.

1.                                   Выучить конспект урока.

2.                                    Сочинение «Смысл жизни человека в моем понимании»

3.                                    Тема смысла жизни в литературных произведениях (Стихи наизусть).


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также