ОТкрытый урок по ОДНКНР в 5 классе "Труд - основа жизни"
Оценка 4.7

ОТкрытый урок по ОДНКНР в 5 классе "Труд - основа жизни"

Оценка 4.7
docx
07.11.2023
ОТкрытый урок по ОДНКНР в 5 классе "Труд - основа жизни"
открытый урок по ОДНКНР.docx

Открытый урок по ОДНКНР «Труд - основа жизни»

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы  Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Горкинская средняя общеобразовательная школа» Каленова Елена Алексеевна.

2022г.

Урок проведен в 5 классе. На уроке присутствовали родители обучающихся.

 

Цель: Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему

 

Планируемые результаты:

  • Предметные: обучающиеся смогут находить информацию в источнике, понимание ключевых понятий, систематизация информации и умение предоставлять её в виде текста, схем способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), знать основные виды деятельности человека, значение данных видов деятельности для человека. .
  • Метапредметные:

Регулятивные: обучающиеся смогут оценивать различные виды работ по критериям, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.

Коммуникативные: обучающиеся смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.

Познавательные: обучающиеся смогут работать с текстом: уметь анализировать, делать выводы, составление плана, устанавливать логические связи, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, перерабатывать информацию

Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Словарь : Труд, услуга, товар

 Ресурсы : ноутбук, экран ,проектор, рабочие листы к уроку, словарь, карточки., лист самооценки

 

Этапы/ время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

 

Организация направленного внимания на начало урока. Приветствие:

Придумано кем-то — просто и мудро,
При встрече здороваться Доброе утро
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что сегодняшнее утро для вас было добрым. Пусть и наш урок сегодня для вас будет добрым: принесет вам новые знания, новые умения и вы станете еще чуточку умнее.

II Мотивация 
к учебной деятельности

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

- показ мультфильма «Вовка в тридеся­том царстве»

- КАКУЮ ЦЕЛЬ преследовал автор мультфильма

Кто сможет предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какое определение будет ключевым в нашей теме?

- КАКУЮ цель необходимо поставить на уроке

Перед вами рабочие листы. Запишите число, фамилию, имя и ключевое слово темы нашего урока «Труд ». Ваша задача внимательно меня слушать и выполнять задания в рабочем листе. Как вы заметили, за выполнение каждого задания вам будут даваться баллы, которые в конце урока вы должны будете сложить и определить оценку за урок. Давайте наметим план и подумаем, что нам нужно узнать о труде?

1. Что такое труд? Каким он бывает?

2.Что создаётся в результате труда? 3.Как труд оценивается?

Смотрят видеоролик, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока.

III. Изучение нового материала

 

1.Что такое труд? Каким он бывает?

- Где взять точное определение труда?

1.Обратите внимание на ключевые понятия урока: труд, товар, услуга. Наша задача выяснить, что они обозначают.

А начнём мы с определения труд.

Как вы думаете, что мы называем трудом? Предположения учащихся.

- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней. (два ученика постараются найти нужную нам информацию)

Остальным ребятам я предлагаю поработать с 1 заданием рабочего листа. Перед вами перепутанное определение, дайте объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, и духовных, человека, ценностей, по созданию.

(Труд- деятельность человека, по созданию материальных и духовных ценностей.)

Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили 2 ученика.

Что общего между данными определениями? Какое определение вам более понятно. Объясните почему? (понятие в рабочем листе более простое, содержит ёмкую информацию и понятно по содержанию)

-Гласит нам заповедь Христова:

«Трудись не покладая рук».

Труд на земле – всему основа,

Жизнь на земле венчает труд.

Эти строки поэта Генриха Акулова показывают величие и важность труда. Конечно, многие люди мечтали о том, чтобы жить припеваючи, ничего для этого не делая. Вспомните русские народные сказки «По щучьему велению…», про скатерть-самобранку … Но большинство людей, обладая разумом и мудростью, понимали, что это не возможно. Вспомните пословицы и поговорки о труде, которые говорят о важности труда.

-Лентяй да шалопай- два родных брата.

-Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

-Труд человека кормит , а лень портит.

Организует беседу по новому материалу.

А сейчас подумайте над вопросами: «Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд?» А ответить на эти вопросы я вам предлагаю при помощи составления кластера. Выполняем задание 2 в рабочем листе, используйте учебник на стр. 74 при заполнении схемы.

Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Так что же для человека ТРУД? (основа жизни) заполняем вторую часть темы урока

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

-Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. поработаем в паре, обратимся к таблице в рабочем листе:

В первой колонке запишите профессии, а во второй – цифрами отметьте характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.

Затем проверим таблицу. Начните характеризовать следующим образом:

«Я считаю, что для профессии … подходят характеристики……..»

Выполните задание. Проверка. ( проверим у всех ли так получилось?)

- Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?

(Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Так как происходит действие, приносящее пользу другому.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром.

Заполните таблицу товары и услуги в рабочих листах.

Что создается в результате труда? (товары и услуги)

1. Знакомятся 
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся 
с новым материалом, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

 

3. Работают самостоятельно, самопроверка.

 

4. Работают в рабочих листах, со словарем

IV. Физминутка

Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

 

Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача( у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного телевизора (у), компьютер (т).

Выполняют задание

V. Первичное осмысление и закрепление изученного

Заполните таблицу товары и услуги в рабочих листах

Вспомним основные понятия урока:

Труд - деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

Товар - это продукт, произведённый на продажу.

Услуга – это действие, приносящее пользу другому.

 

Письменные ответы

VI. Итоги урока. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам. Которые мы ставили в начале урока. Ответили ли мы на них?

В рабочем листе лесенка из трех ступенек, нарисуйте смайлик на той ступеньке, где вы находитесь по степени пониманий пройденной темы: если поняли все - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней ступеньке, если ничего не поняли - на последней ступеньке.

Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой? На низкой?

4.Ребята, заполните лист самооценки, и положите на край стола.

Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников.

Чтение стихотворения  о труде

Труд



Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час –

И мы трудиться будем.

Определяют свое эмоциональное состояние 
на уроке и степень понимания пройденного материала.

Самоанализ и самооценивание

VII. Домашнее задание

Выставление оценок

Конкретизирует домашнее задание.

1.П.9 стр74-77

2.Используя разные источники, найди значение слова МЕЦЕНАТ,БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

3. Задание Вы должны закончить предложения:

 

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Всё названное выше составляет ________________________ семьи.

Записывают в дневник











 

Рабочий лист ученика 5 класса

 

Фамилия, имя__________________________________________

 

Тема:_________________________________________________

 

1 блок: Что такое труд?( 2 балла)

 

1). Дай объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, духовных, человека, ценностей, по созданию.

Труд – это______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

2) Заполнить схему:

 

 

 

Что даёт человеку труд




 

 

2 блок: Каким бывает труд? (3 балла)

 

Заполни таблицу « Характеристика труда», используя приведённые под таблицей характеристики:

 

ПРОФЕССИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА

Учитель

Дворник

Программист

(1) Постоянный - (2) временный;

(3) Простой – (4) сложный;

(5) Умственный – (6) физический;

(7) Оплачиваемый – (8) безвозмездный;

(9) Добровольный – (10) принудительный;

(11) Ручной – (12) автоматизированный;

(13) Творческий – (14) традиционный

 

3 блок: Что создаётся трудом?(1 балла).

 

1)Используя словарь (с.126), найди ошибки в объяснениях понятий. Исправь их. (1 балл)

А) Товар – бытовые полезные удобства, которые облегчают жизнь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Услуга – продукт труда, предлагаемый кому-либо.

 

4 блок: Как оценивается труд? (6 баллов)

 

  1. Прочитай текст на с. 77. Заполни схему- (1 балл):

 

В оценке труда играет роль

_________________________________________________________________________

 

 

2. Пользуясь знаниями из курса истории Древнего мира, заполните сравнительную таблицу. (5 баллов)

 

Труд свободного человека и труд раба.

 

ОБЩЕЕ

 

 

РАЗЛИЧИЯ

ТРУД СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

ТРУД РАБА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист ученика 5 класса _________________________

по теме «Труд- основа жизни».

№ блока

1

2

3

4

Итого

Вопрос

Что такое труд?

Каким бывает труд?

Что создаётся трудом?

Как оценивается труд?

Max

12

Max балл

2 балла

3 балла

1 балла

6 баллов

Самооценка



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 10-12 баллов - «5» МОЯ ОЦЕНКА -

6 - 9 баллов – «4»

3 - 5 баллов – «3»


Оценочный лист ученика 5 класса _________________________

по теме «Труд- основа жизни».

№ блока

1

2

3

4

Итого

Вопрос

Что такое труд?

Каким бывает труд?

Что создаётся трудом?

Как оценивается труд?

Max

12

Max балл

2 балла

3 балла

1 балла

6 баллов

Самооценка



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 10-12 баллов - «5» МОЯ ОЦЕНКА -

6 - 9 баллов – «4»

3 - 5 баллов – «3»

Задание Вы должны закончить предложения:



Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Всё названное выше составляет ________________________ семьи.









Задание Вы должны закончить предложения:



Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Всё названное выше составляет ________________________ семьи.




Используя разные источники, найди значение слова МЕЦЕНАТ,БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

 


 

Открытый урок по ОДНКНР «Труд - основа жизни»

Открытый урок по ОДНКНР «Труд - основа жизни»

I. Организационный момент.

I. Организационный момент.

Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней

Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней

Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище

Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище

Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача( у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного…

Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача( у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного…

VI. Итоги урока. Рефлексия

VI. Итоги урока. Рефлексия

Рабочий лист ученика 5 класса

Рабочий лист ученика 5 класса

Каким бывает труд? (3 балла)

Каким бывает труд? (3 балла)

Б) Услуга – продукт труда, предлагаемый кому-либо

Б) Услуга – продукт труда, предлагаемый кому-либо

Оценочный лист ученика 5 класса _________________________ по теме «Труд- основа жизни»

Оценочный лист ученика 5 класса _________________________ по теме «Труд- основа жизни»

Итого Вопрос Что такое труд?

Итого Вопрос Что такое труд?

Папа за работу на заводе получил __________________________

Папа за работу на заводе получил __________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023