Открытый урок по ОДНКНР «Труд - основа жизни»
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Горкинская средняя общеобразовательная школа» Каленова Елена Алексеевна.
2022г.
Урок проведен в 5 классе. На уроке присутствовали родители обучающихся.
Цель: Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему
Планируемые результаты:
Регулятивные: обучающиеся смогут оценивать различные виды работ по критериям, уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.
Коммуникативные: обучающиеся смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.
Познавательные: обучающиеся смогут работать с текстом: уметь анализировать, делать выводы, составление плана, устанавливать логические связи, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, перерабатывать информацию
Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Словарь : Труд, услуга, товар
Ресурсы : ноутбук, экран ,проектор, рабочие листы к уроку, словарь, карточки., лист самооценки
Этапы/ время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент.
|
Организация направленного внимания на начало урока. Приветствие: Придумано кем-то —
просто и мудро, Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что сегодняшнее утро для вас было добрым. Пусть и наш урок сегодня для вас будет добрым: принесет вам новые знания, новые умения и вы станете еще чуточку умнее. |
|
II Мотивация |
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися - показ мультфильма «Вовка в тридесятом царстве» - КАКУЮ ЦЕЛЬ преследовал автор мультфильма - Кто сможет предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какое определение будет ключевым в нашей теме? - КАКУЮ цель необходимо поставить на уроке Перед вами рабочие листы. Запишите число, фамилию, имя и ключевое слово темы нашего урока «Труд ». Ваша задача внимательно меня слушать и выполнять задания в рабочем листе. Как вы заметили, за выполнение каждого задания вам будут даваться баллы, которые в конце урока вы должны будете сложить и определить оценку за урок. Давайте наметим план и подумаем, что нам нужно узнать о труде? 1. Что такое труд? Каким он бывает? 2.Что создаётся в результате труда? 3.Как труд оценивается? |
Смотрят видеоролик, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока. |
III. Изучение нового материала
|
1.Что такое труд? Каким он бывает? - Где взять точное определение труда? 1.Обратите внимание на ключевые понятия урока: труд, товар, услуга. Наша задача выяснить, что они обозначают. А начнём мы с определения труд. Как вы думаете, что мы называем трудом? Предположения учащихся. - Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете) Поработаем с различными источниками, определим какой для нас предпочтительней. (два ученика постараются найти нужную нам информацию) Остальным ребятам я предлагаю поработать с 1 заданием рабочего листа. Перед вами перепутанное определение, дайте объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, и духовных, человека, ценностей, по созданию. (Труд- деятельность человека, по созданию материальных и духовных ценностей.) Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили 2 ученика. Что общего между данными определениями? Какое определение вам более понятно. Объясните почему? (понятие в рабочем листе более простое, содержит ёмкую информацию и понятно по содержанию) -Гласит нам заповедь Христова: «Трудись не покладая рук». Труд на земле – всему основа, Жизнь на земле венчает труд. Эти строки поэта Генриха Акулова показывают величие и важность труда. Конечно, многие люди мечтали о том, чтобы жить припеваючи, ничего для этого не делая. Вспомните русские народные сказки «По щучьему велению…», про скатерть-самобранку … Но большинство людей, обладая разумом и мудростью, понимали, что это не возможно. Вспомните пословицы и поговорки о труде, которые говорят о важности труда. -Лентяй да шалопай- два родных брата. -Хочешь есть калачи – не лежи на печи. -Труд человека кормит , а лень портит. Организует беседу по новому материалу. А сейчас подумайте над вопросами: «Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд?» А ответить на эти вопросы я вам предлагаю при помощи составления кластера. Выполняем задание 2 в рабочем листе, используйте учебник на стр. 74 при заполнении схемы. Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Так что же для человека ТРУД? (основа жизни) заполняем вторую часть темы урока Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство -Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. поработаем в паре, обратимся к таблице в рабочем листе: В первой колонке запишите профессии, а во второй – цифрами отметьте характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии. Затем проверим таблицу. Начните характеризовать следующим образом: «Я считаю, что для профессии … подходят характеристики……..» Выполните задание. Проверка. ( проверим у всех ли так получилось?) - Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира». - Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете? (Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Так как происходит действие, приносящее пользу другому. Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. Заполните таблицу товары и услуги в рабочих листах. Что создается в результате труда? (товары и услуги) |
1. Знакомятся 2. Знакомятся
3. Работают самостоятельно, самопроверка.
4. Работают в рабочих листах, со словарем |
IV. Физминутка |
Игра «Товары и услуги» Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.
Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача( у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного телевизора (у), компьютер (т). |
Выполняют задание |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Заполните таблицу товары и услуги в рабочих листах Вспомним основные понятия урока: Труд - деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Товар - это продукт, произведённый на продажу. Услуга – это действие, приносящее пользу другому. |
Письменные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия |
Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам. Которые мы ставили в начале урока. Ответили ли мы на них? В рабочем листе лесенка из трех ступенек, нарисуйте смайлик на той ступеньке, где вы находитесь по степени пониманий пройденной темы: если поняли все - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней ступеньке, если ничего не поняли - на последней ступеньке. Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой? На низкой? 4.Ребята, заполните лист самооценки, и положите на край стола. Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтение стихотворения о труде Труд
Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, И каждый дом, И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом, А не свалилось с неба! За всё, что создано для нас, Мы благодарны людям, Придёт пора, настанет час – И мы трудиться будем. |
Определяют свое
эмоциональное состояние Самоанализ и самооценивание |
VII. Домашнее задание Выставление оценок |
Конкретизирует домашнее задание. 1.П.9 стр74-77 2.Используя разные источники, найди значение слова МЕЦЕНАТ,БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. 3. Задание Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ . Маша учится в строительном институте и получает __________________ . Бабушка каждый месяц получает _____________________ . На младших детей в семье мама получает __________________ . Всё названное выше составляет ________________________ семьи. |
Записывают в дневник |
Рабочий лист ученика 5 класса
Фамилия, имя__________________________________________
Тема:_________________________________________________
1 блок: Что такое труд?( 2 балла)
1). Дай объяснение понятию «труд», используя слова: материальных, деятельность, духовных, человека, ценностей, по созданию.
Труд – это______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2) Заполнить схему:
Что даёт человеку труд
2 блок: Каким бывает труд? (3 балла)
Заполни таблицу « Характеристика труда», используя приведённые под таблицей характеристики:
ПРОФЕССИЯ |
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА |
Учитель |
|
Дворник |
|
Программист |
(1) Постоянный - (2) временный;
(3) Простой – (4) сложный;
(5) Умственный – (6) физический;
(7) Оплачиваемый – (8) безвозмездный;
(9) Добровольный – (10) принудительный;
(11) Ручной – (12) автоматизированный;
(13) Творческий – (14) традиционный
3 блок: Что создаётся трудом?(1 балла).
1)Используя словарь (с.126), найди ошибки в объяснениях понятий. Исправь их. (1 балл)
А) Товар – бытовые полезные удобства, которые облегчают жизнь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Услуга – продукт труда, предлагаемый кому-либо.
4 блок: Как оценивается труд? (6 баллов)
В оценке труда играет роль
_________________________________________________________________________
2. Пользуясь знаниями из курса истории Древнего мира, заполните сравнительную таблицу. (5 баллов)
Труд свободного человека и труд раба.
ОБЩЕЕ |
|
|
|
РАЗЛИЧИЯ |
|
ТРУД СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА |
ТРУД РАБА |
|
Оценочный лист ученика 5 класса _________________________
по теме «Труд- основа жизни».
№ блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
Вопрос |
Что такое труд? |
Каким бывает труд? |
Что создаётся трудом? |
Как оценивается труд? |
Max 12 |
Max балл |
2 балла |
3 балла |
1 балла |
6 баллов |
|
Самооценка |
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ: 10-12 баллов - «5» МОЯ ОЦЕНКА -
6 - 9 баллов – «4»
3 - 5 баллов – «3»
Оценочный лист ученика 5 класса _________________________
по теме «Труд- основа жизни».
№ блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
Вопрос |
Что такое труд? |
Каким бывает труд? |
Что создаётся трудом? |
Как оценивается труд? |
Max 12 |
Max балл |
2 балла |
3 балла |
1 балла |
6 баллов |
|
Самооценка |
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ: 10-12 баллов - «5» МОЯ ОЦЕНКА -
6 - 9 баллов – «4»
3 - 5 баллов – «3»
Задание Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Всё названное выше составляет ________________________ семьи.
Задание Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Всё названное выше составляет ________________________ семьи.
Используя разные источники, найди значение слова МЕЦЕНАТ,БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.