Головин Валерий Дмитриевич,
преподаватель спецдисциплин
ФКПОУ №142 ФСИН России, г.Салават
Значимость педагогического процесса.
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное
взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и
образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются
главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов
педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет
присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его
многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в
специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы,
включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и
воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств
есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой
педагогической системе. Системообразующим фактором педагогического процесса
выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая
система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления,
она всецело подчиняется целям образования. Педагогическая задача - основная
единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица
педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении,
должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными
признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых
педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом
реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как
единица педагогического процесса. В реальной педагогической деятельности в
результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные
ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию
целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности
и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Поскольку
педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет
задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная
последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня
сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как
взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического
процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую
задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов
и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса,
его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной
задачи к другой. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня
сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами
социального управления. Однако "клеточкой" педагогического процесса,
стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи,
ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и
стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением
принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных
этапов: анализа ситуации и постановки педагогической задачи; проектирования
вариантов решения и выбора оптимального для данных условий; осуществления плана
решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия,
регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализа
результатов решения. Движущие силы педагогического процесса. Поступательное
движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более
сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного
разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных
педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических
решений. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера,
определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие
реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются
со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены
или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а
следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи,
ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в
их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и
далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и
обеспечения принятия самими детьми. В последние годы в связи с демократизацией
образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса
и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между
активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его
жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между
общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью;
между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их
понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного
процесса и др. К субъективным противоречиям относятся следующие: между
целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию,
односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса
генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять
преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим
процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации
педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии
личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между
возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и
тенденцией к технократизации педагогического процесса и др. Педагогическое
взаимодействие и его виды Педагогическое взаимодействие является универсальной
характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории
"педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к
субъект - объектным отношениям. Даже поверхностный анализ реальной
педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий:
"ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик -
учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным
отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая
деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в
конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект
усвоения". В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они
могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом
активности учащихся, их деятельности. Д.Б.Эльконин отмечал, что основное
отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в
изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении им
определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как
частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов,
опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования. Принято
различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и
отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные
(отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения
воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе.
Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда
воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт
с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две
стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и
ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные,
различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или
отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п.
Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие,
переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное
переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
педагогический учебный воспитательный ушинский. Наиболее общая устойчивая
тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном
присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это
основной закон педагогического процесса. С основным законом тесно связаны
специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Прежде
всего это обусловленность содержания, форм и методов педагогической
деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих
им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не
только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе,
направляющих политику и идеологию социальных слоев. Эффективность педагогического
процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает
(материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти
условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от
действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Объективной
является зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия
детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том,
что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в
которую на том или ином этапе своего развития включается воспитанник. Не менее
важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов
педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников. Для
непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение
имеет уяснение внутренних закономерных связей между функциональными
компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного
процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической
деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и
содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации
педагогического процесса Понятие о принципах педагогического процесса Закономерности
педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных
положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы,
т.е. в принципах. В современной науке принципы - это основные, исходные
положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения,
действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные
требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление,
а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического
процесса. Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то
же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической
мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они
имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и
воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало
появление "новых" принципов, таких, как развивающий характер
обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания. Из
обусловленности педагогического процесса уровнем развития производительных сил
вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой. До недавнего
времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания
рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую
методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса
целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического
процесса и руководства деятельностью воспитанников. С принципами
педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из
принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер
отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа.
Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в
зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации. Принцип
гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип
образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности.
Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной
работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с
теориями стихийного, спонтанного развития детей. Принцип научности является
ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с
уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.
Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего,
при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Одним из
фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип
обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание
коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического
процесса. Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и
всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Я.А.
Коменский, обосновавший "золотое правило дидактики", согласно
которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств, писал: "Если
мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще
должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной
наглядности". Принцип сознательности и активности учащихся в целостном
педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом
процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный
показатель ее деятельной сущности. Однако активность школьников должна быть
направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на
сам процесс самостоятельного добывания знаний. Важнейший принцип организации
детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания.
Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти
две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Успешная реализация указанных
принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности
требований школы, семьи и общественности. Принцип сочетания прямых и
параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в
том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в
целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. В
соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание
школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей,
предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок,
отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Принцип
учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их
деятельности. Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников
является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания
и развития.
Библиографический список:
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789203
© Библиофонд
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.