Конспект урока по курсу
«Основы религиозныхкультур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
МОБУ СОШ с. Рощинский
Учитель начальных классов Васильева Зоя Николаевна
Категория: Высшая категория
Тема: «Ежели душевны вы и к этике не глухи»
Цель урока: продолжение знакомства с этикой
Задачи:
Образовательные - отрабатывать навыки выразительного чтения; учить делить текст на части.
Развивающие - обогащать словарный запас учащихся, умение делать выводы.
Воспитательные – воспитывать любовь и уважение к окружающим.
Оборудование:;
1. проектор;
2. карточки для работы в парах;
3. учебник «Основы светской этики» А.И. Шемшурина;
4. Плакат Дерево Дружбы, березовые листочки из бумаги;
5. Библия, Коран
План урока.
I. Организационный момент
Так, ребята, встали все
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся нашим гостям
Всем, всем добрый день!
И работать нам не лень.
- Садитесь, пожалуйста, на свои места.
II. Проверка знаний (2 мин)(Собери определения)
Сейчас мы с вами повторим то, что изучали на прошлых уроках.
Перед вами лежат карточки, вы в парах посоветуйтесь и соедините слова с их определениями.
Этика |
|
– правила поведения в обществе. |
Нравственность |
– отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. |
|
Справедливость |
– наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо, нормы поведения. |
|
Дружба |
– моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний. |
|
Долг |
– выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек. |
|
Моральный выбор |
– осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. |
Начинаем работу.
Что такое дружба, долг, справедливость, моральный выбор, нравственность, этика.
Что у нас получилось? Читаем с доски. (СЛАЙД 2)
Верные ответы
Нравственность |
|
– правила поведения в обществе. |
Справедливость |
|
– моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний. |
Дружба |
|
– отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. |
Долг |
|
– осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. |
Моральный выбор |
|
– выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек. |
Этика |
|
– наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо, нормы поведения. |
Это все названия нравственных ценностей человека.
Теперь своими словами скажите: что такое этика? Как вы понимаете?
Дети говорят: Этика это правила поведения, что такое хорошо и что такое плохо…это правильные поступки.
Как вы догадались , сегодня мы с вами поговорим об этике.
И тема сегодняшнего урока: « Ежели вы душевны и к этике не глухи?»
III. А сейчас: у вас на столе лежат карточки с надписями. Внимательно их прочитайте и выберете только те, которые вам нравятся. Из каждой пары один человек берет одну правильную карточку и клеит на доске. Пожалуйста не повторяйтесь.
Ребята а вы согласны с этими правилами повседневной жизни?
Это нормы поведения. Они составляют «Золотое правило нравственности»
А как оно звучит?
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». |
А всегда мы понимаем и выполняем это правило?
IV. Давайте рассудим ситуации:
Как бы ты поступил?
От нашего понимания и стремления соблюдать это правило зависит лад в вашем дома, в нашем классе, доброжелательный климат отношений с людьми.
Ребята, а вы стараетесь соблюдать и следовать нравственным нормам?
V. Откроем учебник на странице 77 . Обратимся к высказываниям мудрых и посмотрим , совпадают ли наши выводы с тем, что оставил нам вековой опыт человечества. (СЛАЙД 3)
Согласитесь , хорошо, что вековой человеческий опыт помогает нам сознательно делать нравственный выбор и осмысливать его результаты.
VI. А сейчас, задумаемся над словами писателя Максима Горького: (СЛАЙД 4)
« На день надо смотреть как на маленькую жизнью» |
Вы согласны со словами писателя?
А теперь давайте немного отдохнём.
VII. Физминутка игра «Вежливо-невежливо» (СЛАЙД 5)
Спасибо. Молодцы!
VIII. Мы живем в селе Рощинский и все мы разные. Здесь проживают люди более 18 разных национальностей. У каждого народа свои обычаи, праздники, традиции, своя вера. Взаимодействие разных культур, имеющих свои особенности, обогащает нас и помогает понять общее, единое, похожее. Это единое - нравственные нормы человеческих отношений. В соблюдении этих норм – этика нравственной жизни человека. Она направлена на обретение и сохранение общечеловеческих ценностей.
Эти простые нормы нравственности о том, как жить правильно, по правде по справедливости, по совести это мы постигаем в религиозных книгах: Коран, Библия и другие. Глубокий смысл библейских заповедей стал со временем объединяющим для всех людей и религиозных и светских.
Эту азбуку простых истин помогающих нам жить в мире и согласии мы с вами постигаем изучая этику.
И вновь вспомним золотое правило этики:
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». |
Это правило помогает и в решении конфликтов и в предотвращении ссор и недоразумений.
Еще раз подумайте, всегда ли вы следуете этому правилу. Захотелось ли вам что-то исправить в своих поступках?
IX. Волшебное дерево
У вас на столе лежат листочки. Напишите на них поступки, о которых вы сожалеете и хотели бы исправить.(Например: о ком-то вы не подумали вовремя, кого-то обидели, обошли своим вниманием, заставили кого-то волноваться, или поставили в неудобное положение)
Вы готовы поделиться с нами , о каких поступках раскаиваетесь?
Омина нам поможет наклеить эти листочки на дерево. И пусть эти поступки останутся на дереве и не повторятся в вашей жизни. То , что вы осознали их, это первый шаг в изменении к лучшему в своей душе и в своих поступках.
X. Тест (СЛАЙД 6)
Молодцы! Вы всё правильно поняли!
XI. Притча (СЛАЙД 7)
Что хотел сказать старик? Хорошо. Спасибо.
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.
Именно в этом и состоит подлинное воспитание.
XII. Комментирование домашнего задания (СЛАЙД 8)
Подобрать пословицы, поговорки к «золотому правилу»
XIII. Организация окончания урока.
Закройте учебники, отложите учебные принадлежности на край стола.
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.