МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе
Модуль «Основы светской этики»
Тема: «Нравственный поступок»
Подготовила и провела: Медведева Е.А.
Тема урока: «Нравственный поступок »
Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке
В процессе обучения формирую следующие УУД:
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия
( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.
Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, учебники, компьютер.
Ход урока.
1.Мотивация
Пускай на всём, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Муса Джалиль
2.Актуализация
“Сотвори солнце в себе”.
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. Давайте передадим друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнемся.
3.Выявление места и причины затруднения
-Ребята, послушайте рассказ.
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, (Слайд 1), что
под высоким дубом, подошла группа школьников. Они
возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе
был колодец, тем быстрее они шли. (Слайд 2)
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. (Слайд 3) Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
-А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
-Являются ли действия ребят поступком? (является)
-Как вы понимаете слово «поступок»? (это действие)
-Ребята, послушайте еще одну современную притчу и оцените поступки семьи и старушки. Притча «Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Оцените поступки семьи и старушки.
- По нашим поступкам люди судят о нас как о личности.
- Как можно по-другому назвать все хорошие поступки? (нравственные)
- Прочитайте определение Нравственного поступка со слайда.
- И тема сегодняшнего занятия у нас на слайде. Прочитаем тему.
(слайд «Нравственный поступок - определение»
Слайд тема «Нравственный поступок)
- Что подсказывает людям совершать хорошие поступки?
( внутренний голос)
-Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром. Совесть – это голос внутри человека.
Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи) - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла.
Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
- Дорогие ребята, предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Проведем психологическую зарядку…
=Если у вас время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
=Если вас чаще хвалят, чем ругают и наказывают - дотроньтесь до кончика носа.
=Если вы считаете себя хорошим ребенком - постучите кулачком в грудь.
=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим другом - моргните правым глазом.
=Бывает ли у вас так: вы хулиганите, кто-то вас наказывает, а кто-то защищает – то топните ногой.
--Если вы ученики 3-го класса- почешите себе левое ухо.
=Если вы считаете, что в жизни главное - пример взрослых - улыбнитесь.
-Если вы добрый человек- почешите левое ухо соседу по парте,
=Если вы любите родителей, учителей и друзей - погладьте себя по голове
- А теперь продолжим работу.
(Слайд )
4.Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.
-Над понятием совести люди размышляли много веков. Сейчас я дам вам предложение, а вы найдите вариант как можно его заменить (слайд)
1 Поступать вопреки своим убеждениям.( Поступать против совести)
2 Жить честно, справедливо. (Жить по совести)
3 Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть)
4 Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью)
5 Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести)
6 Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то (поступок на его совести)
-А сейчас проверим, как у вас с совестью? Можете ли вы про себя сказать что вы человек с чистой совестью? (работа на листах)
1.Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка, вы:
А) Уступите место
Б) попросите друга уступить место
В) Не обратите на бабушку внимание
2. Старенький дедушка попросил перевести его через дорогу, вы:
А) Поможете перейти
Б) Перебежите
В) Переведёте, но за деньги
3. Вы разбили случайно окно, вы:
А) Признаетесь в случившимся и извинитесь
Б) Свалите на товарища
В) Убежите и не кому не скажите о случившимся
4. Мама попросила вас помыть посуду, вы:
А) Сначала поиграете в компьютер а потом помоете
Б) Не станете мыть и скажите, что болит голова
В) Помоете посуду сразу, как попросит мама
5. Вы случайно столкнулись с прохожим, вы:
А) Даже не обратите внимания и пойдёте дальше
Б) Сначала возмутитесь, но в итоге принесёте свои извинения
В) Принесёте свои извинения и пропустите вперёд
6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали, вы:
А) Возьмёте без спроса
Б) Возьмёте без спроса, а потом скажите, что взяли
В) Спросите разрешение посмотреть эту вещь
Подведём итоги:
1,2,3
А.2 Б.1 В.0
4,5,6
А.0 Б.1 В.2
Итоги: Слайд
От 0 до 3- у вас нет совести
От 0 до 4- ваша совесть спит, но время от времени просыпается
От 8 до 12- вы очень совестливый человек
-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.
9. Рефлексия.
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море, из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви»
- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Которые вы уже совершили.
- Давайте наполним паруса хорошими поступками. (работа на слайде)
Работа в группах. (слайд кораблик)
-А теперь сделайте свои кораблики.
- Какими качествами должен обладать добрый человек? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми вы должны обладать .
- (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: нежность, зависть, забота, внимание, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, ненависть, ласка, лень. сострадание, предательство.
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами: зависть, месть, жадность, ложь…
- Почему распадаются добрые отношения?
-Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.
-Мы пустим эти кораблики по волнам жизни, чтобы в ней как можно больше было хороших поступков. А жизнь от этого станет только еще лучше.
Итог урока
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.
Наш урок я хочу закончить рассказом «Осколки в сердце»
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
-Вы готовы к нравственным поступкам?
- Возьмемся за руки, друзья.
Передадим частичку своего тепла друг другу.
Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.
«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».
-Творите добрые поступки!
-Спасибо за урок.
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла
группа школьников.
Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось
пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
Притча «Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
нежность |
месть |
зависть |
жадность |
забота |
любовь |
внимание |
ложь |
|
|
верность |
ненависть |
дружба |
ласка |
радость |
лень |
|
сострадание |
|
предательство |
ТЕСТ
1.Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка, вы:
А) Уступите место
Б) попросите друга уступить место
В) Не обратите на бабушку внимание
2. Старенький дедушка попросил перевести его через дорогу, вы:
А) Поможете перейти
Б) Перебежите
В) Переведёте, но за деньги
3. Вы разбили случайно окно, вы:
А) Признаетесь в случившимся и извинитесь
Б) Свалите на товарища
В) Убежите и не кому не скажите о случившимся
4. Мама попросила вас помыть посуду, вы:
А) Сначала поиграете в компьютер а потом помоете
Б) Не станете мыть и скажите, что болит голова
В) Помоете посуду сразу, как попросит мама
5. Вы случайно столкнулись с прохожим, вы:
А) Даже не обратите внимания и пойдёте дальше
Б) Сначала возмутитесь, но в итоге принесёте свои извинения
В) Принесёте свои извинения и пропустите вперёд
6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали, вы:
А) Возьмёте без спроса
Б) Возьмёте без спроса, а потом скажите, что взяли
В) Спросите разрешение посмотреть эту вещь
От 0 до 3- у вас нет совести
От 0 до 4- ваша совесть спит, но время от времени просыпается
От 8 до 12- вы очень совестливый человек
Нравственный поступок.
Задание №1
Прочитайте определение «поступка» в учебнике и запишите в тетради.
Поступок-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2
Нравственный поступок-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3
Заполни схему.
Задание №4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.