Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе. Тема урока "Нравственный поступок"
Оценка 4.9

Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе. Тема урока "Нравственный поступок"

Оценка 4.9
doc
28.02.2021
Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе. Тема урока "Нравственный поступок"
Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе.doc

 

 МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Открытый урок

по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

 

 

 

Модуль «Основы светской этики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Нравственный поступок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Подготовила и провела: Медведева Е.А.

 

 

 

 

Тема урока: «Нравственный поступок »

 

Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке

В процессе обучения формирую следующие  УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе,  учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, учебники, компьютер.

 

Ход урока.

1.Мотивация

 

Пускай на всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

                                       Муса  Джалиль

 

 

2.Актуализация

 

“Сотвори солнце в себе”.

 

 В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. Давайте передадим друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнемся.   

 

 

3.Выявление места и причины затруднения

-Ребята, послушайте рассказ.

                                            Капля воды.  В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу,
(Слайд 1), что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.       (Слайд 2)

 А с другой стороны к нему приближалась бабушка. (Слайд 3) Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

      На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись  к дереву.

      Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

 -А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-Как вы понимаете слово «поступок»?   (это действие)

 

-Ребята, послушайте еще одну современную притчу и оцените поступки семьи и старушки. Притча «Осколки доброты»

 

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много  недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

-  Оцените поступки семьи и старушки.

- По нашим поступкам люди судят о нас как о личности.

- Как можно по-другому назвать все хорошие поступки? (нравственные)

- Прочитайте определение Нравственного поступка со слайда.

- И тема сегодняшнего занятия у нас на слайде. Прочитаем тему.

(слайд «Нравственный поступок - определение»

Слайд тема «Нравственный поступок)

 

- Что подсказывает людям совершать хорошие поступки?

( внутренний голос)

-Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром. Совесть – это голос внутри человека.

 

Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи)  - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла.

Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

 

- Дорогие ребята, предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Проведем психологическую зарядку…

=Если у вас время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

=Если вас чаще хвалят, чем ругают и наказывают - дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим ребенком - постучите кулачком в грудь.

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим другом - моргните правым глазом.

=Бывает ли  у вас так: вы хулиганите,  кто-то вас наказывает, а кто-то защищает – то топните ногой.

--Если вы ученики 3-го класса- почешите себе левое ухо.

=Если вы считаете, что в жизни главное - пример взрослых - улыбнитесь.

-Если вы добрый человек- почешите левое ухо соседу по парте,

=Если вы  любите родителей, учителей и друзей - погладьте себя по голове

 

- А теперь  продолжим работу.

 

(Слайд  )

4.Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.

-Над понятием совести люди размышляли много веков. Сейчас я дам вам предложение, а вы найдите вариант как можно его заменить (слайд)

1 Поступать вопреки своим убеждениям.( Поступать против совести)

2  Жить честно, справедливо. (Жить по совести)

3  Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть)

4 Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью)

5  Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести)

6 Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то (поступок на его совести) 

-А сейчас проверим, как у вас с совестью? Можете ли вы про себя сказать что вы человек с чистой совестью? (работа на листах)

1.Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка, вы:                                       

А) Уступите место

Б) попросите друга уступить место

В) Не обратите на бабушку внимание

2. Старенький дедушка попросил перевести его через дорогу, вы:

 А) Поможете  перейти     

Б) Перебежите

В) Переведёте, но за деньги

3.  Вы разбили случайно окно, вы:

А) Признаетесь в случившимся   и извинитесь 

Б) Свалите на товарища

В) Убежите  и не кому не скажите о случившимся

4. Мама  попросила  вас  помыть посуду, вы: 

А) Сначала  поиграете   в компьютер а потом помоете

Б) Не  станете мыть и скажите, что болит голова

В) Помоете посуду  сразу, как попросит мама 

5. Вы случайно  столкнулись  с прохожим, вы:

А) Даже не обратите внимания и пойдёте дальше

Б) Сначала  возмутитесь,  но в итоге принесёте свои извинения

В) Принесёте свои извинения и пропустите вперёд

6. У вашего товарища появилась вещь, о которой  вы давно мечтали, вы:

А) Возьмёте  без спроса

Б) Возьмёте без спроса, а потом скажите, что взяли

В) Спросите разрешение посмотреть эту вещь                                               

Подведём  итоги:

1,2,3

А.2   Б.1    В.0

4,5,6

А.0   Б.1  В.2 

Итоги: Слайд

От 0 до 3- у вас нет совести

От 0 до 4- ваша совесть спит, но время от времени просыпается

От 8 до 12- вы очень совестливый человек

-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны  их совершать.

9. Рефлексия.

«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь — это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви»

 

 

 

- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Которые вы уже совершили.

 

- Давайте наполним паруса хорошими поступками. (работа на слайде)

Работа в группах. (слайд кораблик)

-А теперь сделайте свои кораблики.

- Какими качествами должен обладать добрый человек? Вам предлагаю карточки со словами, выберите те качества, которыми  вы должны обладать .  

- (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: нежность, зависть, забота, внимание, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, ненависть, ласка, лень. сострадание, предательство.

 - Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами: зависть, месть, жадность, ложь…

- Почему распадаются добрые отношения?

-Соблюдая эти правила добрых отношений, вы никогда не потеряете добрых друзей.

-Мы пустим эти кораблики по волнам жизни, чтобы в ней как можно больше было хороших поступков. А жизнь от этого станет только еще лучше.

 

Итог урока

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Наш урок я хочу закончить рассказом  «Осколки в сердце»

 

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

 Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

 - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

 

-Вы готовы к нравственным поступкам?

- Возьмемся за руки, друзья.

Передадим частичку своего тепла друг другу.

Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

 

 «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».

 

-Творите добрые поступки!

-Спасибо за урок.

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Капля воды.  В.А.Сухомлинский


      Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников.
Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.     

 А с другой стороны к нему приближалась бабушка.  Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

      На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись  к дереву.

      Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

 

 

 

 

 

 

 

               Притча «Осколки доброты»

 

 

    Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много  недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нежность

месть

зависть

жадность

забота

любовь

внимание

ложь

 

 

верность

ненависть

дружба

ласка

радость

лень

 

               

 

сострадание

 

 

предательство

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ

 

1.Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка, вы:                                       

    А) Уступите место

     Б) попросите друга уступить место                               

     В) Не обратите на бабушку внимание

 

2. Старенький дедушка попросил перевести его через дорогу, вы:

     А) Поможете  перейти     

     Б) Перебежите                                                                     

     В) Переведёте, но за деньги

 

3.  Вы разбили случайно окно, вы:

     А) Признаетесь в случившимся   и извинитесь                 

     Б) Свалите на товарища

     В) Убежите  и не кому не скажите о случившимся

 

4. Мама  попросила  вас  помыть посуду, вы: 

    А) Сначала  поиграете   в компьютер а потом помоете

     Б) Не  станете мыть и скажите, что болит голова                  

     В) Помоете посуду  сразу, как попросит мама 

 

5. Вы случайно  столкнулись  с прохожим, вы:

     А) Даже не обратите внимания и пойдёте дальше                                   

     Б) Сначала  возмутитесь,  но в итоге принесёте свои извинения

     В) Принесёте свои извинения и пропустите вперёд

 

6. У вашего товарища появилась вещь, о которой  вы давно мечтали, вы:

    А) Возьмёте  без спроса

    Б) Возьмёте без спроса, а потом скажите, что взяли                       

    В) Спросите разрешение посмотреть эту вещь                                                                   

 

 

От 0 до 3- у вас нет совести

От 0 до 4- ваша совесть спит, но время от времени просыпается

От 8 до 12- вы очень совестливый человек

 

 

Нравственный поступок.

 

Задание №1

Прочитайте определение «поступка» в учебнике и запишите в тетради.

 

                                                      Поступок-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Задание №2

 

 

Нравственный поступок-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Задание №3

 

Заполни схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: « Нравственный поступок »

Тема урока: « Нравственный поступок »

Актуализация “Сотвори солнце в себе”

Актуализация “Сотвори солнце в себе”

Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку

Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим другом - моргните правым глазом

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим другом - моргните правым глазом

Б) Перебежите В) Переведёте, но за деньги 3

Б) Перебежите В) Переведёте, но за деньги 3

Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка)

Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка)

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях

Капля воды. В.А.Сухомлинский

Капля воды. В.А.Сухомлинский

Притча «Осколки доброты»

Притча «Осколки доброты»

нежность месть зависть жадность забота любовь внимание ложь верность ненависть дружба ласка радость лень сострадание предательство

нежность месть зависть жадность забота любовь внимание ложь верность ненависть дружба ласка радость лень сострадание предательство

ТЕСТ 1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе

ТЕСТ 1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе

Нравственный поступок. Задание №1

Нравственный поступок. Задание №1

Задание №4

Задание №4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021