Конспект открытого занятия по теме:
«Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП»
Творческое объединение: «Безопасная дорога»
Цели урока:
Обучающие: совершенствование знаний о первой помощи, совершенствование умения применять на практике полученные знания.
Развивающие: развивать умения анализировать и составлять собственное мнение по проблемным вопросам, расширение кругозора учащихся.
Воспитательные: воспитывать моральные качества взаимопомощи, ответственности за свои действия, умение работать в команде.
1. Орг.момент. Постановка темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы начинаем наше занятие.
Я предлагаю нашим гостям, принять участие в качестве экспертов, которые будут помогать в техническом решении вопросов и будут оценивать ваши действия, ребята.
- Совсем скоро каждый из вас будет выбирать себе профессию. Немногие из вас решатся связать свою жизнь с медициной или профессиональным спасением людей. Да, это слишком большая ответственность. Я не случайно заговорила о людях этих специальностей, ведь именно от них чаще всего зависит жизнь других людей. Но, к сожалению, часто спасение жизни зависит не только от врача или спасателя. - Сейчас я предлагаю посмотреть видеосюжет.
2. Демонстрация отрывка из видеофильма «Первая помощь пострадавшим» (2 мин.)
Учащимся предлагается видеоматериал (1,5 мин).
- Какие ассоциации у Вас возникают после просмотренного фрагмента? (Люди становятся жертвами ДТП из-за НЕоказания первой помощи, а ведь на месте происшествия могут оказаться и наши близкие. Трудно представить себя в роли спасателя. Задаешься вопросом: «А смогу ли я?).
Итак, вы уже, наверное, догадались, чему посвящен наш урок и какова его тема. Кто готов сформулировать тему?
Тема нашего урока: «Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП» (Слайд 1)
Наверняка, не каждый из вас знаком со статистикой пострадавших в ДТП в России. Предлагаю озвучить эту информацию Стовбе Дарье.
Слово учащемуся: (Слайд 2)
· ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:
· в ДТП – 30 тыс.человек в год
· Если мы приведем сравнение с количеством жителей нашего поселка – получается пугающая статистика:
Население поселка – 7950 (по сведениям администрации поселка).За год гибнет людей, проживающих в 3, 5 таких поселках.
(Слайд № 3)
АВАРИЙНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ ЗА 10.03.2020 (только за один день) |
|
ДТП |
281 |
Погибли |
32 |
Погибло детей |
0 |
Ранены |
355 |
Ранено детей |
31 |
- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – их 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:
«ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – это СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?»
- Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из вас примерил на себя роль очевидца происшествия, задумался над тем, а смогу ли я в такой ситуации что-то сделать и какие знания и умения мне для этого необходимы.
3. Принципы оказания первой помощи.
- Итак, тема урока определена. Давайте вспомним терминологию и правовую основу первой помощи.
Слово ученику: (Топчая Ксения)(Слайд № 4 термины)
До недавнего времени в России не было официальной терминологии относительно первой помощи, однако 26 июня 2009 года был принят законопроект, согласно которому не следует путать термины Первая медицинская помощью и скорая медицинская помощь с Первой доврачебной помощью — первые два являются видом медицинской деятельности и для их осуществления требуется лицензия.
А первая доврачебная помощь может осуществляться любым человеком, причём некоторые категории граждан, такие как сотрудники ГИБДД, МВД, МЧС, пожарных служб, медицинские работники, присутствующие на месте происшествия, по закону обязаны её оказать.
За неоказание помощи и оставление в опасности Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность.
Остальные граждане оказывают первую помощь добровольно, по мере своих возможностей и умений. Однако в случае, когда человек не может или не хочет оказывать первую помощь пострадавшему, в его обязанности входит вызов специалистов для оказания квалифицированной медицинской помощи — такое сообщение тоже относится к первой помощи.
4. Проверка знания теоретического материала.
- Ну, теперь когда мы определили все принципы оказания первой помощи, проверим насколько вы готовы для ее оказания. У нас 3 команды (3 ряда) и каждая команда сегодня, думаю, будет стараться выйти из всех ситуаций достойно и без потерь. Там где есть пострадавшие в ДТП – практически всегда есть и кровотечения.
1) Предлагается выполнить задание-соответствие:
- Указать соответствие между видом кровотечения и его признаками.
(на разрезанных листах – отдельные фразы по видам кровотечений и их характеристикам). Кто сделает – поднимает руку.
А теперь проверим себя ( на доске в правильном порядке развешены кластеры):
Артериальное кровотечение:
· кровь ярко-алого цвета
· кровь выделяется пульсирующим фонтаном или упругой струей
· лужа крови за 1-2 минуты кровотечения превышает в диаметре 1 метр
Венозное кровотечение:
· кровь стекает пассивной струей
· цвет крови темно-бордовый
Капиллярное кровотечение:
· кровь сочится по всей поверхности раны или выступает каплями
Смешанное кровотечение:
· характеризуется признаками артериального и венозного кровотечений
Паренхиматозное кровотечение:
· наблюдается при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезенка и другие)
· посинение кожи в области повреждения
· бледная (посеревшая) кожа, влажная на ощупь
2) Известно, что каждому виду повреждения соответствует свой прием первой помощи. Я предлагаю провести игру “задания – соответствия” между гостями-экспертами и учащимися (у экспертов на столе лежат карточки «повреждений». На оборотной стороне карточки есть ответы. Эксперты по очереди поднимают карточку, учащиеся дают правильные ответы «приемы ПП»
Карточка № 1.
Задания – соответствия.
ПОВРЕЖДЕНИЯ
· УШИБ (3,6,4)
· РАСТЯЖЕНИЕ(3,4,5)
· АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ (1,8,12)
· ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ(2,7,12)
· ОТКРЫТЫЙ ПЕРЕЛОМ (1,12,5)
· СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА (4,6)
· КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ (10,11)
ПРИЕМЫ ПП
1. ЖГУТ
2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
3. ТУГАЯ ПОВЯЗКА
4. ПОКОЙ
5. ИММОБИЛИЗАЦИЯ
6. ХОЛОД
7. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
8. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
9. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
11. НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА
12. АСЕПТИЧЕСКАЯ ПОВЯЗКА
2) - А теперь перейдем к блиц-опросу, вам необходимо дополнить предложение. (Правильные ответы в хаотичном порядке развешены на доске).
При переломах костей конечности надо:
· Наложить___________________________________________________________
(шину стационарную или из подручных средств – палок, прутьев, пучков камыша и др.);
· Придать сломанной конечности_________________________________________
(возвышенное положение);
· Приложить __________________________________________________________
(холодный компресс);
· При открытом переломе наложить на рану________________________________
(Асептическую повязку);
Нельзя:
· Пытаться ____________________________________________________________
(Сопоставлять отломки костей);
· Фиксировать шину в месте, где__________________________________________
(выступает кость);
· Прикладывать к месту перелома___________________________________(грелку)
5. Выполнение практической части.
- С теоретической частью вы справились, а теперь попробуем наши знания применить на практике.
Практическая часть урока.
Звучит запись визга тормозов.
Вводная для гостей: «На улице произошло ДТП. Есть пострадавшие. Они нуждаются в нашей помощи.» Гости надевают одежду и выходят на «место ДТП», где стоит автомобиль с пострадавшими и лежит мотоцикл.
1 ученик: предлагает срочно обозначить место ДТП и выставить знак «Аварийной остановки» (достает из машины знак и выставляет, кричит «Вызовите скорую»
2 ученик обращается к гостям: «Нужно срочно вызвать «Скорую помощь и ГАИ!»». Вызывает скорую помощь по алгоритму.
обращается к гостям: «А теперь надо позвонить в ГАИ и сообщить о ДТП. Помогите, пожалуйста!» Желающие, из числа гостей, по карточке (алгоритм вызова спец.служб) делают условные звонки. 3,4,5, 6 ученики осматривают в это время пострадавших.
3 ученик: «Пострадавший в коме. Помогите, кто-нибудь снять шлем». Снимают шлем, переворачивают на живот. После этого 2 учеников уносят на носилках его.
4 ученик: «Мужчина без признаков жизни (лежит на земле). Нужна реанимация.» Проводит реанимацию. В это же время 5 ученик водителю с ранением головы накладывают повязку и уносят на носилках.
6 ученик осматривает ребенка в кресле, забирает его и уносит со словами: «Видимых повреждений нет, но необходимо срочно доставить ребенка в больницу»
В это же время подъезжает машина с инспектором ГАИ. Сотрудник : «Необходимо составить план- схему ДТП. Мне нужны 2 понятых ( из числа гостей)». Составляют план -схему. Показывают гостям.
Я: Всех свидетелей ДТП просим пройти в автокласс.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.
- Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своем постоянном благополучии, в том, что с ним или с теми, кто может оказаться в вашем окружении завтра или через час ничего не случится. Я думаю, что вы поняли, что жизнь пострадавших нередко зависит от того владеют ли окружающие навыками оказания первой помощи.
Да, мы теперь умеем оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, травмах, остановке сердца. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.
- Итак, возвращаемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока:
ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?
- Какой же знак препинания нужно поставить в конце этого предложения?
(Обучающиеся приходят к мнению, что вместо вопросительного знака в этой фразе должен стоять восклицательный знак).
ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО! (Слайд 4)
- В заключение нужно отметить - что ГЛАВНЫМ итогом нашего занятия являются те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!
Приложения
Артериальное кровотечение:
· кровь ярко-алого цвета
· кровь выделяется пульсирующим фонтаном или упругой струей
· лужа крови за 1-2 минуты кровотечения превышает в диаметре 1 метр
Венозное кровотечение:
· кровь стекает пассивной струей
· цвет крови темно-бордовый
Капиллярное кровотечение:
· кровь сочится по всей поверхности раны или выступает каплями
Смешанное кровотечение:
· характеризуется признаками артериального и венозного кровотечений
Паренхиматозное кровотечение:
· наблюдается при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезенка и другие)
· посинение кожи в области повреждения
· бледная (посеревшая) кожа, влажная на ощупь
· чувство неутолимой жажды
Слово ученику:
До недавнего времени в России не было официальной терминологии относительно первой помощи,
однако 26 июня 2009 года был принят в первом чтении законопроект, согласно которому не следует путать этот термин с первой медицинской помощью, скорой медицинской помощью и первой доврачебной помощью — последние являются видом медицинской деятельности и для их осуществления требуется лицензия.
В отличие от медицинской помощи, первая помощь может осуществляться любым человеком, причём некоторые категории граждан, такие как сотрудники ГИБДД, МВД, МЧС, пожарных служб, медицинские работники, присутствующие на месте происшествия, по закону обязаны её оказать.
За неоказание помощи и оставление в опасности Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность.
Остальные граждане оказывают первую помощь добровольно, по мере своих возможностей и умений. Однако в случае, когда человек не может или не хочет оказывать первую помощь пострадавшему, в его обязанности входит вызов специалистов для оказания квалифицированной медицинской помощи — такое сообщение тоже относится к первой помощи.
Карточка № 1.
Задания – соответствия.
ПОВРЕЖДЕНИЯ
· УШИБ (3,4,6)
· РАСТЯЖЕНИЕ (3,4,6,7)
· АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ (1,7,8,12)
· ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ (2,7,12)
· ОТКРЫТЫЙ ПЕРЕЛОМ (1,12,5)
· СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА (4,6,9)
· КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ (10,11)
ПРИЕМЫ ПМП
1. ЖГУТ
2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
3. ТУГАЯ ПОВЯЗКА
4. ПОКОЙ
5. ИММОБИЛИЗАЦИЯ
6. ХОЛОД
7. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
8. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
9. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
11. НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА
12. АСЕПТИЧЕСКАЯ ПОВЯЗКА
13.
УШИБ (3,4,6)
блиц-опрос.
· Выступает кость
· Возвышенное положение
· Асептическую повязку
· Сопоставлять отломки костей
· шину стационарную или из подручных средств – палок, прутьев, пучков камыша и др.
· холодный компресс
· грелку
Алгоритм вызова скорой помощи
· Набрать 112 (добавочный 3) или 88153843103
· Сообщить о месте ДТП (точный адрес)
· Назвать количество пострадавших, пол, возраст, характер травм
· Назвать свое имя и фамилию, телефон
· Дождаться, когда диспетчер скажет: «Вызов принят» и назовет свою фамилию
Алгоритм вызова полиции:
· Набрать 112 (добавочный 2) или 88153843102
· Сообщить о месте ДТП (точный адрес)
· Назвать количество пострадавших
· Назвать свое имя и фамилию, телефон
· Дождаться, когда дежурный скажет: «Вызов принят».
Алгоритм вызова скорой помощи
· Набрать 112 (добавочный 3)
· Здравствуйте, на улице Победы д.16 произошло ДТП с пострадавшими
· Пострадавших-4 человека. Молодой человек 18-ти лет с ранением головы, девушка 17 лет – признаки жизни отсутствуют, грудной ребенок – видимых повреждений не видно, мужчина – примерно 20 лет без сознания.
· Назвать свое имя и фамилию, контактный телефон свой
· (после 2 секунд тишины) Хорошо, ждем скорую
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.