Открытый урок по предмету информатика на тему - "Двоичная система исчисления"
Оценка 4.8

Открытый урок по предмету информатика на тему - "Двоичная система исчисления"

Оценка 4.8
docx
20.10.2021
Открытый урок по предмету информатика на тему - "Двоичная система исчисления"
Открытый урок.docx

Путешествие в глубь веков 

по теме "Двоичная система счисления".

 

 

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Продолжительность: 45 минут.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, карточки с цифрами 0 и 1.

Цели урока.

  • Образовательная:
    • повторение изученного материала по теме «Двоичная система счисления».
  • Развивающие:
    • развитие интереса к информатике,
    • развитие мышления,
    • формирование умений выдвигать гипотезы и обосновывать свой ответ.
  • Воспитательные:
    • демонстрация связи информатики с другими науками,
    • воспитание умений слушать выступающих.
  • Практическая: формирование умений работать с двоичными числами в программе Калькулятор.

Структура урока.

1.     Организационный момент.

2.     Повторение изученного:

– перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот,
– работа с двоичными и десятичными числами в программе Калькулятор,

3.     Постановка домашнего задания.

4.     Подведение итогов урока.

5.      

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (постановка цели урока)

Двоичная система счисления играет очень важную роль в информатике и математике, и мы уже начали первое знакомство с ней. Мы с вами проходили арифметику двоичных чисел, а пока еще раз вспомним, что мы узнали о двоичных числах в 7-8 классах. А чтобы не было скучно, предлагаю вам совершить путешествие в глубь веков и узнать, где впервые появилась двоичная система счисления и как эта идея получила распространение в дальнейшем. Вы познакомитесь с великими учеными и их открытиями, найдете для себя много интересной информации о двоичных числах, встречающихся в нашей жизни.
За активное участие вы будете получать карточки, на которых написаны цифры 0 и 1. Карточка «1» дается за правильный ответ. Карточка «0» дается за неполный ответ или дополнение к ответу. За неправильные ответы карточки не даются. В конце урока каждую пару карточек «0» можно будет обменять на одну карточку «1». А заработанные карточки можно будет обменять на некоторую отметку. Итак, все в ваших руках!

2. Повторение изученного материала

Древний Китай и Книга перемен

 

Свое путешествие мы начнем с Древнего Китая (11 в. до н.э.), где много веков назад появилась одна из удивительных книг, о которой говорят до сих пор – Книга перемен. Говорят, что именно там впервые встречается идея использования двоичных чисел.
Порядок гексаграмм в книге Перемен, расположенных в соответствии со значениями соответствующих двоичных цифр (от 0 до 63), и метод их получения был разработан китайским учёным и философом Шао Юн в XI веке. Однако нет доказательств, свидетельствующих о том, что Шао Юн понимал правила двоичной арифметики. (По ходу рассказа демонстрируются числа из Книги перемен, ученикам предлагается найти связь между современной записью двоичных чисел и древней (в книге перемен 1 обозначалась двумя короткими черточками, а 0 – одной длинной)).

Задание 1. (демонстрируется на экране).
Ученикам предлагается записать десятичное  число в виде символов из Книги Перемен и определить, какому десятичному числу соответствует изображенный рисунок

 

 

 

 

Пингала из Древней Индии

 

Теперь пришло время посетить Древнюю Индию и познакомиться с математиком Пингала (200 год до н. э.), который разработал математические основы для описания поэзии.

Пингала – древнеиндийский математик, известный своим трудом под названием «Чандас-шастра» – трактат на санскрите о стихосложении. Шастра разделена на восемь глав. Она является переходным этапом между ведическим размером и классическим размером эпоса на санскрите. Пингала представил первое известное науке описание двоичной системы счисления, которое связано с перечислением ведических размеров стихосложения с короткими и длинными слогами.

Задание 2Необыкновенная девочка.

Раз мы заговорили о стихах, предлагаю вам послушать стихотворение о необыкновенной девочке и выяснить, о чем идет в нем речь. (Стихотворение демонстрируется на экране и медленно читается, ученики по ходу записывают встречающиеся двоичные числа и переводят их в десятичные).

Необыкновенная девочка

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.

Когда,  пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.


И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно...
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

 

 

 

Кипу – узелковая письменность инков из Южной Америки

 

А теперь мы покидаем Древнюю Индию и отправляемся в Южную Америку, где нас ждет  удивительное племя инков, готовое рассказать о кипу – узелковой письменности.
Ки?пу (quipu — «узел», «завязывать узлы», «счёт») — древняя мнемоническая и счётная система (в связке со счётным устройством юпаной) инков и их предшественников в Андах, своеобразная письменность: представляет собой сложные верёвочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы) либо из хлопка. В кипу может быть от нескольких свисающих нитей до 2000. Она использовалась для передачи сообщений посыльными часки по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни (в качестве календаря, топографической системы, для фиксации налогов и законов, и др.). Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу».
В 1923 году американский историк Лесли Леланд Локк в своей книге «The ancient quipu» сумел доказать, что узелковые сплетения инков — действительно письменность. В 2006 году американский исследователь Гэри Эртон обнаружил также, что в узелках заложен некий код, более всего похожий на двоичную систему — 128 вариаций или 27.

Задание 3. Игра «Угадай устройство»

Перед вами волшебные таблицы. В списке представлено 15 предметов, каждый предмет имеет свой номер:

1.     Клавиатура

2.     Принтер

3.     Транзистор

4.     Компьютер

5.     Калькулятор

6.     Счеты

7.     Компакт-диск

8.     Перфокарта

9.     Дискета

10. Робот

11. Кассета

12. Мышь

13. Плата

14. Сканер

15. Колонки

Эти же названия записаны в четырех таблицах, которые представлены ниже.

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Перфокарта

Компьютер

Принтер

Клавиатура

Компьютерная мышь

Счеты

Сканер

Плата

Кассета

Компакт-диск

Счеты

Транзистор

Дискета

Компьютерная мышь

транзистор

Колонки

Робот

Плата

Компакт-диск

Кассета

Плата

Калькулятор

Робот

Компакт-диск

Сканер

Сканер

Кассета

Калькулятор

Колонки

Колонки

Колонки

дискета

 

Один из учеников загадывает устройство, например дискету (№9). Учитель спрашивает:

1.     Есть ли это название в таблице 1? (да, 1)

2.     А в таблице 2? (нет,0)

3.     А в таблице 3? (нет, 0)

4.     а в таблице 4? (да, 1)

Учитель тут же называет устройство.
Ученикам предлагается разгадать секрет фокуса. А дело все в двоичной системе счисления. В случае с дискетой (№9) нужно просто перевести число 1001 из двоичной СС в десятичную. Получится как раз номер загаданного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готфрид Лейбниц и его двоичная система счисления,

17-18 вв.

 

Современная двоичная система была полностью описана Лейбницем в XVII веке в работе Explication de l’Arithmetique Binaire. В системе счисления Лейбница были использованы цифры 0 и 1, как и в современной двоичной системе. Как человек, увлекающийся китайской культурой, Лейбниц знал о книге Перемен и заметил, что гексаграммы соответствуют двоичным числам от 0 до 111111. Он восхищался тем, что это отображение является свидетельством крупных китайских достижений в философской математике того времени.

Задание 4. Как же складывать?

Рассмотрите внимательно предложенные записи. Как при их помощи можно сложить числа из первого десятка?

0 – 0
1 – 1
2 – 10
3 – 11
4 – 100
5 – 101

6 – 110
7 – 111
8 – 1000
9 – 1001
10 – 1010

Попробуйте выяснить, какие действия выполнены в десятичной, а какие – в двоичной системе счисления?

1 + 1 = 2
1 * 1 = 1
10 + 10 = 100

0 + 1 = 1
10 * 1 = 10
100 – 1 = 99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XX век и вычислительные машины

Задание 5. Практическая работа «Выполнение вычислений с двоичными числами в программе Калькулятор.

Сейчас вам будут выданы листы с заданием и таблицей для раскодирования полученной информации. Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111
101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

Ответы: Клод Шеннон, Джордж Штибиц.

В 1937 году Клод Шеннон представил к защите кандидатскую диссертацию Символический анализ релейных и переключательных схем в MIT, в которой булева алгебра и двоичная арифметика были использованы применительно к электронным реле и переключателям.
В ноябре 1937 года Джордж Штибиц создал на базе реле компьютер «Model K» (от англ. «Kitchen», кухня, где производилась сборка), который выполнял двоичное сложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наше время и Интернет. «Двоичные» шутки

На просторах Интернета появились забавные  картинки. На одной изображена футболка со странной надписью, а на другой – не менее странные часы. Что бы все это значило?

 

3. Постановка домашнего задания

Придумать сказку о двоичной системе счисления.

4. Подведение итогов урока

А теперь самое приятное – выставление отметок. Посмотрите на заработанные карточки и обменяйте два «0» на одну «1». Подсчитайте полученные баллы. (Отметки выставляются на усмотрение учителя в зависимости от уровня класса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

 

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита. Вы узнаете имена известнейших ученых 20 века, которые занимались вопросами использования действий с двоичными числами в работе ЭВМ.

1100-1101-10000-101  11010-110-1111-1111-10000-1111

101-1000-10000-10010-101-1000  11010­10100-1010-10-1010-11000

 

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

0   1   0   1   0   1   0   1

 


 

Путешествие в глубь веков по теме "Двоичная система счисления"

Путешествие в глубь веков по теме "Двоичная система счисления"

Организационный момент (постановка цели урока)

Организационный момент (постановка цели урока)

Пингала из Древней Индии Теперь пришло время посетить

Пингала из Древней Индии Теперь пришло время посетить

Кипу – узелковая письменность инков из

Кипу – узелковая письменность инков из

Эти же названия записаны в четырех таблицах, которые представлены ниже

Эти же названия записаны в четырех таблицах, которые представлены ниже

Готфрид Лейбниц и его двоичная система счисления, 17-18 вв

Готфрид Лейбниц и его двоичная система счисления, 17-18 вв

XX век и вычислительные машины

XX век и вычислительные машины

Наше время и Интернет. «Двоичные» шутки

Наше время и Интернет. «Двоичные» шутки

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита

Вам будет нужно перевести все двоичные числа в десятичные и вместо каждого числа записать соответствующую букву из русского алфавита

0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0…

0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021