Открытый урок
по русской литературе в 5 «Б» классе
на тему:
«Медной горы хозяйка»
Провела учитель
русского языка и литературы
Гаджиева Тукезбан Агамагомедовна
МКОУ «Ахтынская СОШ№1»
Конспект урока литературы в 5 классе:
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Тема урока: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка».
Цели: образовательные: познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
Развивающие: продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь;
воспитательные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового.
Требования к уроку: уметь выразительно читать;
знать методику работы с текстом.
Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.
Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в порядок оборудование.
На доске эпиграф: И в малахитовой
живет она светелке.
Там, что у Медной, у горы.
Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…
Попробуй ты, возьми ее дары…
(О. Довгаль)
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы с вами познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.
3. Знакомство с биографией (слово учителя).
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.
У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.
4. Отличительные особенности сказа и сказки.
-В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказателем Бажовым.
- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).
-Действительно они похожи, посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.
-Ребята, а что такое сказка? -А сказ?
-Ребята,Сказка– жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.
Сказ –
- это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
- не имеет зачина;
- имеет реальную основу.
-Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?
-составить таблицу
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои – добрые и злые
Нет рассказчика
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
Не имеют реальной основы.
-Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
-Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста, произведения – сказы. Их, кстати, тоже написал Бажов. («Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка»)
5. Словарная работа:
-Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной горы хозяйка».В тексте вам будут встречаться незнакомые слова и выражения. Давайте разберем их.
Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень
Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть
Лопочет- говорит про себя
Одежа-одежда
Мудровать-зд. В значении пошутить
Даром глаза пялишь- просто так смотришь
Виду не оказывает - показывает
Обробеть – струсить
Наигрыш вести- заговаривать
Земли незнатко – невидно
Признал меня-узнал меня
Парню забедно стало – обидно
Я в горе роблю - работаю
Душному козлу – вонючему
Железную шапку ломать-
Изробленный- измученный
Воротились-вернулись
6. Первичное комментированное чтение.
Вопросы командам:
1.Как называется сборник сказов П.П.Бажова? (Малахитовая шкатулка).
2. Сколько всего сказов в этом сборнике? ( 52 сказа).
3. Назовите главных героев сказа « Медной горы Хозяйка»? ( Медной горы Хозяйка и Степан).
4.Из чего было платье Хозяйки Медной горы?
(Из отборного шёлкового малахита).
5.Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)
6.Что велела сделать Хозяйка Степану? ( Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)
7.Что она подарила Степану для его
невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)
8.Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? ( не
вспоминать Медной горы Хозяйку).
9.Как он объясняет, что не боится малахитчику? («Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
10.Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
11.Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка?
(Приказчик «душной козел - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)
12.Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое ).
13.Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)
14.Как сложилась судьба Степана? (Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)
15.Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )
16.Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)
17.Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).
18. В чем отличие сказа от сказки?
3.Опишите девку, которую увидел Степан.
-Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.
4.Что это за «девка»? -Хозяйка
5. Что поразило его в Хозяйке? -Коса
11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?
-Выйти за него замуж
12.В кого превратилась Хозяйка?
-В ящерку
13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?
-Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания портрета хозяйки Медной горы. Нарисовать портреты героев или иллюстрации к понравившимся эпизодам сказа.
7. Итог урока.
В творчестве Бажова сказ нашел наивысшее свое выражение. Книги П.П. Бажова называются «вечными» книгами. И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека, в этом мы убедились ранее на уроках, и это подтверждают слова самого автора: Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом…Вне труда нет и человека.
-С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)
-Когда он родился? (Родился он 28 января 1879 г.)
-В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)
-С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)
-Молодцы.
9. Рефлексия.
-Что нового вы узнали?
- Что было сложно?
8. Оценивание.
-Наш урок подошел к концу. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что заработал сегодня «5», кто «4»? Молодцы. Вы все сегодня отлично работали. Спасибо за урок. До новых встреч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.