Открытый урок
по русской литературе в 5 «Б» классе
на тему:
«Медной горы хозяйка»
Провела учитель
русского языка и литературы
Гаджиева Тукезбан Агамагомедовна
МКОУ «Ахтынская СОШ№1»
Конспект урока литературы в 5 классе:
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Тема урока: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка».
Цели: образовательные: познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
Развивающие: продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь;
воспитательные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового.
Требования к уроку: уметь выразительно читать;
знать методику работы с текстом.
Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.
Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в порядок оборудование.
На доске эпиграф: И в малахитовой
живет она светелке.
Там, что у Медной, у горы.
Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…
Попробуй ты, возьми ее дары…
(О. Довгаль)
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы с вами познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.
3. Знакомство с биографией (слово учителя).
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.
У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.
4. Отличительные особенности сказа и сказки.
-В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказателем Бажовым.
- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).
-Действительно они похожи, посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.
-Ребята, а что такое сказка? -А сказ?
-Ребята,Сказка– жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.
Сказ –
- это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
- не имеет зачина;
- имеет реальную основу.
-Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?
-составить таблицу
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои – добрые и злые
Нет рассказчика
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
Не имеют реальной основы.
-Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
-Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста, произведения – сказы. Их, кстати, тоже написал Бажов. («Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка»)
5. Словарная работа:
-Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной горы хозяйка».В тексте вам будут встречаться незнакомые слова и выражения. Давайте разберем их.
Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень
Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть
Лопочет- говорит про себя
Одежа-одежда
Мудровать-зд. В значении пошутить
Даром глаза пялишь- просто так смотришь
Виду не оказывает - показывает
Обробеть – струсить
Наигрыш вести- заговаривать
Земли незнатко – невидно
Признал меня-узнал меня
Парню забедно стало – обидно
Я в горе роблю - работаю
Душному козлу – вонючему
Железную шапку ломать-
Изробленный- измученный
Воротились-вернулись
6. Первичное комментированное чтение.
Вопросы командам:
1.Как называется сборник сказов П.П.Бажова? (Малахитовая шкатулка).
2. Сколько всего сказов в этом сборнике? ( 52 сказа).
3. Назовите главных героев сказа « Медной горы Хозяйка»? ( Медной горы Хозяйка и Степан).
4.Из чего было платье Хозяйки Медной горы?
(Из отборного шёлкового малахита).
5.Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)
6.Что велела сделать Хозяйка Степану? ( Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)
7.Что она подарила Степану для его
невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)
8.Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? ( не
вспоминать Медной горы Хозяйку).
9.Как он объясняет, что не боится малахитчику? («Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
10.Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
11.Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка?
(Приказчик «душной козел - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)
12.Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое ).
13.Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)
14.Как сложилась судьба Степана? (Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)
15.Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )
16.Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)
17.Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).
18. В чем отличие сказа от сказки?
3.Опишите девку, которую увидел Степан.
-Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.
4.Что это за «девка»? -Хозяйка
5. Что поразило его в Хозяйке? -Коса
11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?
-Выйти за него замуж
12.В кого превратилась Хозяйка?
-В ящерку
13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?
-Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания портрета хозяйки Медной горы. Нарисовать портреты героев или иллюстрации к понравившимся эпизодам сказа.
7. Итог урока.
В творчестве Бажова сказ нашел наивысшее свое выражение. Книги П.П. Бажова называются «вечными» книгами. И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека, в этом мы убедились ранее на уроках, и это подтверждают слова самого автора: Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом…Вне труда нет и человека.
-С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)
-Когда он родился? (Родился он 28 января 1879 г.)
-В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)
-С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)
-Молодцы.
9. Рефлексия.
-Что нового вы узнали?
- Что было сложно?
8. Оценивание.
-Наш урок подошел к концу. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что заработал сегодня «5», кто «4»? Молодцы. Вы все сегодня отлично работали. Спасибо за урок. До новых встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.