МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ №2»
Разработка урока по русскому языку в 9 классе
Тема: «Понятие о сложном предложении»
Подготовила: Шамхалова Моси Микаиловна,
учитель русского языка и литературы
2021 – 2022 учебный год
Дата проведения урока:
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать знания о сложном предложении как единице синтаксиса, смысловых отношениях между частями сложного предложения.
Задачи урока:
-предметные:
-формирование умений определять вид сложного предложения;
-формирование умений различать виды сложных предложений;
-формирование умений употреблять в речи сложные предложения;
-развитие пунктуационных навыков;
-метапредметные:
-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
-личностные:
-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать
в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа у доски.
Задание.
Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.
Белеет парус
одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют
волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(Михаил Лермонтов)
3. Этап освоения нового материала.
Мы уже знаем, что простое предложение – это предложение, у которого одна грамматическая основа. Чаще всего в речи мы пользуемся именно простыми предложениями.
Погода испортилась. Мы решили поторопиться.
Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное.
Погода испортилась, мы решили поторопиться.
Погода испортилась, и мы решили поторопиться.
Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.
Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство.
Зазвенел звонок. Все направились в класс. Один ученик остался на месте.
Перед нами – три простых предложения.
Когда зазвенел звонок, все направились в класс, но один ученик остался на месте. Перед нами одно сложное предложение.
4. Задание классу.
Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:
– Какие предложения называются сложными?
– На какие группы делятся сложные предложения?
– На какие группы делятся сложные союзные предложения?
– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?
– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?
5. Этап закрепления новой темы.
Задание по карточкам
Карточка 1
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение.
Он сел на постели долго таращил
глаза на голубоватые потные окошки на смутно белеющую печь.
Сладок предрассветный сон и голова валится на подушку и
глаза слипаются но Яшка переборол себя.
Всё исчезло притаилось сейчас и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба.
Кто-то проснулся раньше Яшки стучал возле кузницы молотком; чистые металлические звуки прорываясь сквозь пелену тумана долетали до большого невидимого амбара и возвращались оттуда уже ослабленными.
Яшка соскочил с крыльца замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (Рига – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай).
Карточка 2
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение.
Володя готов был хоть сейчас начать ловить но Яшка шёл всё дальше берегом реки.
Нечаянно он оступился влажные комья земли посыпались из-под его ног и тотчас же закрякали утки заплескали крыльями взлетели и потянулись над рекой пропадая в тумане.
Володя облизнул пересохшие губы и спрыгнул вслед за Яшкой вниз.
Оглядевшись он поразился мрачности которая царила в этом омуте.
Пахло сыростью глиной и тиной вода была чёрная вётлы в буйном росте почти закрыли всё небо.
Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул когда у противоположного берега гулко ударила рыба.
6. Минутка подготовки к ОГЭ.
Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге!
7. Этап рефлексии.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.
Прошу вас заполнить небольшую анкету, которая даст нам возможность оценить себя и урок в целом.
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не
доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я
не устал /
устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
8. Домашнее задание
Параграф 7, стр. 24 – 26, упр. 44
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.