4 класс
Учитель:
Аманбаева М.М.
Тема: Три склонения имён существительных
Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду в начальной форме.
I. Организационный момент.
Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли.
Так писал о русском языке А. Толстой.
Сегодня мы продолжим изучение прекрасного русского языка. На уроке будем наблюдать, исследовать и делать открытие.
II. Актуализация знаний.
Мы начнём наш урок с повторения пройденного материала, который нам поможет провести исследование и вывести один из законов русского языка.
1 задание. Прочитайте слова.
Забота, облако, ладонь, фантазия, капитан, Илья, решение, мальчишка.
- По какому признаку можно объединить данные слова?
(имена существительные единственного числа, стоят в начальной форме)
- Составьте рассказ об имени существительном по плану.
План:
1. Что такое имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
4. Постоянные признаки имени существительного?
5. Непостоянные признаки имени существительного?
6. Каким членом предложения может являться.
- По какому признаку можно разделить существительные на три группы?
Забота, облако, ладонь, фантазия, капитан, Илья, решение, мальчишка.
- Сгруппируйте существительные по родам, выделите окончания.
Проверка по образцу:
Ж.р. М.р. Ср.р
|
|
|
Забот а Капитан Облак
|
|
|
Фантази Иль Решени
|
|
Ладонь Мальчишк
|
|
|
Вывод: Ж.р. - , , , Ь
|
|
|
|
|
Ж.р. - , .
- Какие имена существительные относятся к женскому роду?
- Какие имена существительные относятся к мужскому роду?
- Какие имена существительные относятся к среднему роду?
III. Постановка проблемы.
- По какому признаку ещё можно разделить слова на три группы мы узнаем проводя исследования.
- Какое домашнее задание вы выполняли к уроку?
- Продолжите мою мысль:
«При изменении существительного по падежам изменяется…. И это называется…»
- Обратите внимание на таблицу:
- а – я – , - ы – и – , - у – ю –, - ой – ёй –.
Вспомним, это разные окончания или варианты одного и того же
- От чего это зависит?
Рассмотрим таблицу склонения существительных и понаблюдаем за изменением окончаний.
- Что вы заметили?
Так по какому признаку будем группировать существительное.
(По признаку одинаковых падежных окончаний)
IV. Решение проблемы.
Сравним падежные окончания существительных женского и мужского рода с окончанием – а – я – в начальной форме.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные м.р., и ж.р., у которых в начальной форме окончания – а – я – имеют одни и те же окончания в одинаковых падежам. Можно их объединить в одну группу?
Продолжим наблюдения. Изменим по падежам существительные м.р. и ср.р с окончаниями – о – е – в начальной форме и существительных м.р. с нулевым окончанием.
- Сравним падежные окончания.
- Какой сделаем вывод?
(Можно объединить в одну группу)
Существительные м.р. и ср.р., у которых в начальной форме окончание
|
Сравним падежные окончания существительных женского рода с Ь знаком на конце в начальной форме.
Вывод: имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Можно объединить в одну группу.
Ребята, сколько групп получилось?
- Какие существительные вошли в первую группу?
- Какие существительные вошли во вторую группу?
- Какие существительные вошли в третью группу?
|
|
- Как иначе можно назвать эти группы?
- Какую работу вы выполняли дома?
Вот наши группы являющиеся результатом изменения существительных по падежам.
Значит как можно назвать данные группы?
Сегодня мы на уроке сделали открытие. Проверим правильность наших выводов.
- Над какой темой мы работали?
- Какая перед вами стояла цель?
V. Сообщение темы и цели урока.
Тема: Дать понятие и трёх склонениях имён существительных в единственном числе. Научиться распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
VI. Первичное закрепление.
- Ответим на вопросы учебника.
Алгоритм:
1. Определить род существительного;
2. Выделить окончание существительного в Им.п. ед.ч.;
3. По роду и окончанию существительного определить склонение.
Вернёмся к словам, с которыми мы работали вначале урока.
- Так по какому признаку можно разделить слова на три группы?
- рассуждая по алгоритму сгруппируйте слова по склонениям.
Работа в парах.
1 скл. – забота, фантазия, мальчишка;
2 скл. – облако, капитан, Илья, решение;
3 скл. – ладонь.
Проверка по образцу.
Работа по учебнику. Упр. 159. Работа по вариантам.
1в. – сущ. 1скл.
2 в. – сущ. 2 скл.
3 в. – сущ. 3 скл.
Взаимопроверка.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
(трое учащихся работают по образцу)
- От данных существительных образуйте новые слова 3 склонения:
Вещица, мышка, брошка, морковочка, ночка, ёлочка.
Итог урока.
- Что такое склонение?
- Запишите опорные слова для определения склонения у имён существительных, т. е. составим опорный конспект.
Опорный конспект.
И.п., ед.ч., род, окончание.
Беседа – опрос «Правильно-неправильно»
Оцените каждое высказывание:
- Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед.ч. и мн.ч. (п);
- Склонение имён существительных это постоянный признак (п);
- К 1 скл. относятся существительные ж.р. с окончаниями (а – я) (н);
- К 1 скл. относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями а – я? (п);
- К 3 скл. относятся существительные ж.р. и м.р. с Ь знаком на конце (п);
- К 3 скл. относятся существительные ж.р. с Ь знаком на конце (п);
- Ко 2 скл. относятся существительные ср.р. с окончаниями – о – е – и м.р. с нулевым окончанием (п).
Рефлексия.
- Просигнальте мне, кто разобрался в этой теме хорошо?
- Кому ещё нужна помощь?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.