Открытый урок по русскому языку: "Три склонения имён существительных"
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку: "Три склонения имён существительных"

Оценка 5
doc
29.04.2021
Открытый урок по русскому языку: "Три склонения имён существительных"
Урок по русскому языку.doc

Открытый урок по русскому языку

 

 

"Три склонения имён существительных"

                                                                         4 класс

Учитель:

Аманбаева М.М.

 

Тема: Три склонения имён существительных

 

Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду в начальной форме.

 

I. Организационный момент.

 

Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли.

Так писал о русском языке А. Толстой.

Сегодня мы продолжим изучение прекрасного русского языка. На уроке будем наблюдать, исследовать и делать открытие.

 

II. Актуализация знаний.

 

Мы начнём наш урок с повторения пройденного материала, который нам поможет провести исследование и вывести один из законов русского языка.

 

1 задание. Прочитайте слова.

 

Забота, облако, ладонь, фантазия, капитан, Илья, решение, мальчишка.

 

- По какому признаку можно объединить данные слова?

(имена существительные единственного числа, стоят в начальной форме)

- Составьте рассказ об имени существительном по плану.

 

План:

 

1. Что такое имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

4. Постоянные признаки имени существительного?

5. Непостоянные признаки имени существительного?

6. Каким членом предложения может являться.

 

- По какому признаку можно разделить существительные на три группы?

Забота, облако, ладонь, фантазия, капитан, Илья, решение, мальчишка.

- Сгруппируйте существительные по родам, выделите окончания.

 

 

 

Проверка по образцу:

 

Ж.р.                       М.р.                        Ср.р

а

 

 

 

о

 
 


Забот  а                 Капитан                  Облак

я

 

я

 

е

 
 


Фантази                Иль                          Решени

 

 

а

 
 


Ладонь                  Мальчишк

 

 

а

 

я

 

 

 
 


Вывод: Ж.р. -       ,       ,     ,  Ь

 

 

 

я

 

а

 
М.р. -       ,       ,      .

 

о

 

е

 
 


Ж.р. -       ,      .

 

- Какие имена существительные относятся к женскому роду?

- Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

- Какие имена существительные относятся к среднему роду?

 

III. Постановка проблемы.

 

- По какому признаку ещё можно разделить слова на три группы мы узнаем проводя исследования.

- Какое домашнее задание вы выполняли к уроку?

- Продолжите мою мысль:

«При изменении существительного по падежам изменяется…. И это называется…»

- Обратите внимание на таблицу:

- а – я – , - ы – и – , - у – ю –, - ой – ёй –.

Вспомним, это разные окончания или варианты одного и того же

- От чего это зависит?

 Рассмотрим таблицу склонения существительных и понаблюдаем за изменением окончаний.

- Что вы заметили?

Так по какому признаку будем группировать существительное.

(По признаку одинаковых падежных окончаний)

 

IV. Решение проблемы.

 

Сравним падежные окончания существительных женского и мужского рода с окончанием – а – я – в начальной форме.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Существительные м.р., и ж.р., у которых в начальной форме окончания – а – я – имеют одни и те же окончания в одинаковых падежам. Можно их объединить в одну группу?

 

Продолжим наблюдения. Изменим по падежам существительные м.р.  и ср.р с окончаниями – о – е – в начальной форме и существительных м.р. с нулевым окончанием.

- Сравним падежные окончания.

- Какой сделаем вывод?

(Можно объединить в одну группу)

Существительные м.р. и ср.р., у которых в начальной форме окончание

 

 
 – о – е – и       имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

Сравним падежные окончания существительных женского рода с Ь знаком на конце в начальной форме.

Вывод: имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. Можно объединить в одну группу.

 

Ребята, сколько групп получилось?

- Какие существительные вошли в первую группу?

- Какие существительные вошли во вторую группу?

- Какие существительные вошли в третью группу?

 

 

 
Ж.р. – а – я –         М.р. –                         Ж.р.

 

 
М.р. – а – я –         Ср.р. – о – е –                   Ь 

 


        

- Как иначе можно назвать эти группы?

- Какую работу вы выполняли дома?

 

Вот наши группы являющиеся результатом изменения существительных по падежам.

Значит как можно назвать данные группы?

 

Сегодня мы на уроке сделали открытие. Проверим правильность наших выводов.

- Над какой темой мы работали?

- Какая перед вами стояла цель?

V. Сообщение темы и цели урока.

 

Тема: Дать понятие и трёх склонениях имён существительных в единственном числе. Научиться распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

 

VI. Первичное закрепление.

 

- Ответим на вопросы учебника.

Алгоритм:

 

1. Определить род существительного;

2. Выделить окончание существительного в Им.п. ед.ч.;

3. По роду и окончанию существительного определить склонение.

 

Вернёмся к словам, с которыми мы работали вначале урока.

- Так по какому признаку можно разделить слова на три группы?

- рассуждая по алгоритму сгруппируйте слова по склонениям.

 

Работа в парах.

 

1 скл. – забота, фантазия, мальчишка;

2 скл. – облако, капитан, Илья, решение;

3 скл. – ладонь.

Проверка по образцу.

Работа по учебнику. Упр. 159. Работа по вариантам.

 

1в. – сущ. 1скл.

2 в. – сущ. 2 скл.

3 в. – сущ. 3 скл.

Взаимопроверка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

(трое учащихся работают по образцу)

- От данных существительных образуйте новые слова 3 склонения:

Вещица, мышка, брошка, морковочка, ночка, ёлочка.

 

Итог урока.

 

- Что такое склонение?

- Запишите опорные слова для определения склонения у имён существительных, т. е. составим опорный конспект.

 

Опорный конспект.

И.п., ед.ч., род, окончание.

 

Беседа – опрос «Правильно-неправильно»

Оцените каждое высказывание:

- Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед.ч. и мн.ч. (п);

- Склонение имён существительных это постоянный признак (п);

- К 1 скл. относятся существительные ж.р. с окончаниями (а – я) (н);

- К 1 скл. относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями а – я? (п);

- К 3 скл. относятся существительные ж.р. и м.р. с Ь знаком на конце (п);

- К 3 скл. относятся существительные ж.р. с Ь знаком на конце (п);

- Ко 2 скл. относятся существительные ср.р. с окончаниями – о – е – и м.р. с нулевым окончанием (п).

 

Рефлексия.

 

- Просигнальте мне, кто разобрался в этой теме хорошо?

- Кому ещё нужна помощь?


Учитель: Аманбаева М.М. Тема:

Учитель: Аманбаева М.М. Тема:

На какие вопросы отвечает? 3

На какие вопросы отвечает? 3

При изменении существительного по падежам изменяется…

При изменении существительного по падежам изменяется…

Как иначе можно назвать эти группы? -

Как иначе можно назвать эти группы? -

Взаимопроверка. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Взаимопроверка. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2021