Открытый урок по русскому языку в 6 «Б» классе на тему: «Имя существительное. Обобщение»
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку в 6 «Б» классе на тему: «Имя существительное. Обобщение»

Оценка 5
rtf
23.03.2022
Открытый урок по русскому языку  в 6 «Б» классе на тему: «Имя существительное. Обобщение»
114.rtf

 

 

 

 

Открытый урок

по русскому языку

в 6 «Б» классе

на тему:

«Имя существительное. Обобщение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: учитель

русского языка и литературы

Гаджиева Тукезбан Агамагомедовна

МКОУ «Ахтынская СОШ№1»

 

 

Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе

учителя русского языка и литературы МКОУ «Ахтынская СОШ№1» Гаджиева Т.А.

Тема урока: Имя существительное. Обобщение.

Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.

Технология: технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии,

технология вопросно-ответного единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 45 минут

Возрастная категория: 6 класс

УУД:

·         личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);

·         регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);

·         познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

·         коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, др.)

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки.

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент

- проверяется готовность к уроку;

- делается отметка в журнале об отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное» (Приложение 1. Слайд 1)

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.

(Приложение 1. Слайд 2)

Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.

3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель: Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра» В.Ветвицкий (Приложение 1. Слайд 3)

Работа с эпиграфом. - Что он хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)

Учитель: Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними. Ведь за окнами самая настоящая русская зима!

Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.

Работа 1 учащегося у доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:

Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.

4. Практическая работа № 1

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.

. (Приложение 2Презентация – тренажер)

 

Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:

Слайд № 3 (постоянные признаки - род)

- Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

- Какие существительные называются именами существительными общего рода?

Слайд № 4 (постоянные признаки - склонение)

- Сколько склонений у существительных в русском языке?

- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

- Какие существительные относятся к несклоняемым?

Слайд № 5 (непостоянные признаки – падеж, число)

- Назовите падежи с вопросами.

- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.

Слайд № 6 (вопросы существительного)

- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)

Учитель: Тучки с вашими правильными ответами просыпались снегопадом, и мы, слепив много снежков, получили замечательного снеговика! Теперь видно, какими морфологическими признаками обладает эта часть речи. (Приложение 1. Слайд 4)

Посмотрите внимательно на слайд. О каком морфологическом признаке мы забыли поговорить? (собст. – нариц.)

 

5. Работа со схемой.

. Уточните, что именно

могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема) Приложение 1. Слайд 5

 

Учитель: Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.

Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.

 

 

 

6. Практическая работа № 2

Учитель: Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:

синева, катание, снегопад, озноб, прыжок, метель, туман, мороз, темнота, белизна, отдых, зима, радость.

 

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

1 ряд

2 ряд

3 ряд

 

(Приложение 1. Слайд № 6)

Взаимопроверка (по слайду 7. Приложение 1)

 

7. Практическая работа № 3

 

. (Приложение 3) Вы видите, что она промаркирована разным цветом. Это сделано целенаправленно. Каждый из вас, идя на урок, хочет получить хорошую оценку, поэтому я приготовила вам такие задания, чтобы ваше желание исполнилось, и вы легко справились с предложенной работой. В чистое поле большого цветного прямоугольника впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.

Выполнять задания мы будем постепенно. Сначала сделайте под номером 1.

Оно связано со знанием тем, изученных в 6 классе.

8. Работа по карточкам. Задание №2 (Приложение №3)

Учитель: Теперь выполним самостоятельно задания под номером 2 с вашей карточки.

 

9. Физкультминутка.

Учитель: Повторим основные орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»

Я говорю слова, а вы встаете со своих мест, если у вас на столе лежит карточка с нужной буквой: на празднике, у елки, снежок, в инее, со свечой, в ожидании. Одного ученика спрашивать объяснение орфограммы.

Учитель: Скажите, почему мне было легко проверить, кто допустил ошибку?

(Карточки на столах учеников лежали по очертанию написания соответствующих букв)

 

 

10. Работа по карточкам Задание №3 ( Приложение №3)

 

13. Синтаксическая пятиминутка.

Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:

1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)

2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)

3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)

4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)

5. Салат оливье - главное блюдо Нового года.(дополнение)

Приложение №1. СЛАЙД № 8

Дети давно ждут наступления Нового года.

Задание 2: запишите 2-3 предложения о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения. (зачитать 1-2 работы)

 

14. Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.

2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1 5 - 1

2 – 1 6 - 1

3 – 0 7 - 0

4 – 0 8 – 1

Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

 

9. Оценки за урок.

 

10. Заключительное слово

 

 

Карточка № 1 (сильные ученики, на «5»)

1. Подчеркните несклоняемые имена существительные:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, кофе, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.

2. Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:

школьн.. кафе, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.

3. Вставьте пропущенные буквы
Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.

 

 

 

Карточка № 2 ( средние ученики, на «4»)

1. Подчеркните разносклоняемые имена существительные:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, пальто, темя..

 

2. Определите род несклоняемых имен существительных:

1) густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
4) солнечн… Тбилиси,
5) глубок... Онтарио

 

3. Вставьте пропущенные буквы
Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,
пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.

 

 

Карточка № 3 ( слабые ученики, на «3»)

1. Подчеркните имена существительные общего рода:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, забияка, бремя, мадам, кофе, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.

 

2. Род существительного. Найдите четвертое «лишнее».

1) Какао, пальто, шоссе, кофе
2) Носок, мозоль, георгин, помидор
3) Глупость, мудрость, печаль, голубь

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по русскому языку в 6 «Б» классе на тему: «Имя существительное

Открытый урок по русскому языку в 6 «Б» классе на тему: «Имя существительное

Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе учителя русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе учителя русского языка и литературы

УМК: Русский язык. Русский язык

УМК: Русский язык. Русский язык

С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое

С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое

Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш

Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш

Приложение 1. Слайд № 6 ) Взаимопроверка (по слайду 7

Приложение 1. Слайд № 6 ) Взаимопроверка (по слайду 7

Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения : 1

Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения : 1

Имена существительные могут быть всеми членами предложения

Имена существительные могут быть всеми членами предложения

Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, пальто, темя

Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, пальто, темя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022