лучшедома
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"

doc
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Открытый урок русского языка во 2 классе.doc

Открытый урок русского языка во 2-м классе

 

 

 

Написание

слов-названий предметов

мужского и женского рода

с основой на шипящий звук

 

 

                                                                       

                                         

 

 

Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода     

          с основой на шипящий звук

 

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать связь конечной

           буквы основы слова на шипящий  с родом этого слова, учить детей   

           делать правильный вывод о работе ь, учиться дифференцировать слова    с основой на шипящий по родам, закреплять навыки работы с обратным словарем для решения практических задач, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; формировать основы гендерного воспитания

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

 - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

 а) познавательные УУД:

 - развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

 б) коммуникативные УУД:

 - формировать умение работать в парах, группах;

 - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

  в) регулятивные УУД:

 - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

 - формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

 - формирование умения адекватно оценивать свою работу;

 - воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.

 

Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть,     обратный словарь, предметные картинки, таблички со словами, опорные таблицы.

 

Ход урока

 

I.  Организационный момент

     Подготовка к письму. (подготовка пальчиков, правильное положение тетради, правильная осанка)

 

   Чистописание – безотрывное письмо: озимь

        - Для чего нужен мягкий знак в этом слове?

 

П. Повторение.

     1. Определить основу слова:

         Кино                  дорога               с лон

        -  Проверяем. Что нужно делать, чтобы правильно определить окончание?

           (изменить форму слова: есть кино - нет кино, есть дорога – нет дороги,   есть слон – нет слона)

- Какое слово никогда не имеет окончания? Почему?(Неизменямое слово – кино)

- У какого слова нулевое окончание?

(есть слон, нет слона, дать слону, любуюсь слоном)

        - Какого рода слова-названия предметов?

        - Как определить род слов-предметов?

      2. Подбор родственных слов

         - Для чего нужен мягкий знак в слове лисьи?

         - Найдите корень.

         - Как пишутся корни в однокоренных словах?

         - Запишите однокоренные слова.

 

Ш. Работа над новым материалом.

       1. Сообщение темы урока.

           - Прочитайте название темы нашего урока в учение №1 на странице 152.

(Написание слов-названий предметов мужского и женского рода  основой на шипящий звук)

      2. Подготовительная работа для восприятия новой темы

- Каким звукам мы сегодня уделим внимание?

  (Шипящим звукам)

- Назовите эти звуки.

- Означим их на письме.

([ж], [ш], [ч'],  [щ'])

- На какие две группы делятся звуки?

([ж], [ш] – всегда твердые,

          [ч'],  [щ'] – всегда мягкие)

- Как вы думаете, нужен ли этим звукам мягкий знак?

(Были такие ответы: Не нужен, т.к. твердые звуки ь не может смягчить,  мягким звукам он тоже не нужен.)

- Вспомните, а для чего нужен мягкий знак?

         (ответы детей и примеры)

- Давайте сделаем вывод:

            (1. Для смягчения согласных звуков: примеры

            2. Для разделения согласного и гласного звуков: примеры)

 

Ь

   1. ОЗИМЬ

      2. ЛИСЬИ

      3.       ?

- Можем ли мы сделать третий вывод? (Нет)

- А может сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем.

Давайте проверим наше утверждение.

      

       3.  Упражнения в слышании шипящих звуков на конце слов:

- Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть. Будьте внимательны.

( мышка, луч, камыш, гуашь, дочь,  чудо,  морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш.)

 

       4. Работа с обратным словарем

           - Найдите упражнение №117. Прочитайте задание.

  (упр. №117 – Открой Обратный словарь на букву ч. Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на –ч, слова женского и среднего рода)

  - Есть слова женского и мужского рода? (Нет, только М.Р.)

  - Означим, что в первом столбике будут слова-предметы мужского рода (м.р.)

           - Где будем работать? (В Обратном словаре?)

           - На какую букву открываем обратный словарь? (На букву ь)

           - Это будет в начале,    середине или конце словаря?

           - Прочитайте слова на ч.

           - Назовите слова. Какого рода все эти слова?

           - Запишите одно слова,  обозначающую шипящий звук.

           - Откройте словарь на букву Ж. Определите,    какого рода все слова-предметы?

           - Запишите одно слово.

           - Запишите по одному слову из словаря на буквы Ч и Щ.

           - Увидели вы здесь мягкий знак? Значит, какой можно сделать вывод?

        Вывод: слова-предметы мужского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без Ь.

           - Зачеркиваем Ь.

           - Возвращаемся к Обратному словарю. Найдите слова на Ь, а затем на  ЖЬ.

           - Назовите слова. Какого они рода? (женского рода)

           - Обозначим - во втором столбике будут слова женского рода.

           - Запишем по одному слову на ЧЬ, ШЬ, ЩЬ.

          - Какой вывод можем сделать о написании слов-предметов женского рода?

         Вывод: слова-предметы женского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с Ь.

                           М.р                                                Ж.р.  Ь

                          плащ                                               вещь

                          этаж                                              рожь

                          ландыш                                          ночь              

                          врач                                                помощь

 

Вывод: слова-предметы женского рода, оканчивающиеся на шипящие, пишутся с Ь

 

(Дети объяснили так: женском роду нужна помощь, а мужскому роду – нет, «они же мужики», «сами должны помогать другим»).

    

 Знакомство с выводом в ученике - с.156

 

 

 

 

М.р.    

Ж

Ш

Ч

Щ

 

Ж.р.

ЖЬ

ШЬ

ЧЬ

  ЩЬ

 

- Для чего нужен ь в словах?

Ь

   1. РЫСЬ

2. ВЬЮГА

3. МЫШЬ

 

 

 

 

  

 

        - Правы мы были, когда говорили, что мягкий знак не нужно писать на     конце слов с основой на шипящий звук? (Не правы)

        - Какую тайну о мягком знаке вы узнали? (В некоторых словах мягкий знак пишется)

        - Для чего же нужен мягкий знак в этих словах?

          (Дети сами сделали вывод: Мягкий знак показывает, что это слова-названия предметов женского рода)

 

5. Упражнения в распределении слов с основой на шипящий по родам

         1. Игра-соревнование

          - Распределите слова по двум корзинам. (мальчик - м.р., девочка – ж.р.).

          Посмотрим, кто больше получит картинок.

      

 

 

                   

         

 

             

      

        - Кто оказался победителем? (Слова м.р.)

        - Продолжим соревнование, только теперь со словами. (карточки)

  

гара[ж]

детены[ш]

но[ч']

бро[ш]

помо[щ']

ло[ж]

клю[ч']

ве[щ']

мело[ч']

пла[ч']

до[ч']

бор[щ']

       

        - Кто оказался победителем?

        - Как хорошо,  что представители мужского рода большую часть работы берут на себя. Думаю, то представители женского рода, в том числе и наши девочки,  будут только рады этому.

 

6. Упражнения в правильном написании слов.

          а) Письмо по памяти

              Холодный клю[ч] всю но[ч] шумит в овраге.

        - Подумайте, как нужно будет написать слова с основой на шипящий звук.   Посоветуйтесь с соседом.

        - О каком ключе идет речь? (о роднике)

        - Какие значения имеет это слово?

        - Эти слова случайно или не случайно так назвали? (Случайно, у них нет сходства)

        - Это одно слово с несколькими значениями или  разные слова?

(разные слова)

- Как они будут записаны в Толковом словаре?) (Два раза)

- Давайте проверим по словарю.

(В Толковом словаре записано два раза, значит, это два разных слова

Ключ1 – изделие из металла для отпирания и запирания замка.

Ключ2  - источник (родник), бьющий из-под земли.)

- Запишите предложение по памяти.

 

          б) Самостоятельная работа

           I вариант - упражнение №120 (глу[ш], мар[ш], камы[ш], бро[ш], су[ш], ерала[ш], фини[ш])

           II вариант  упражнение №121 (ве[щ'], кле[щ'], ово[щ'], бор[щ'], помо[щ'], мо[щ'], ле[щ'], товари[щ'])

         - У кого будут затруднения, обратитесь к словарю.

          Проверка заданий.

         - Составьте предложения.

 

VI. Итог урока

      - Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?

      - Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?  


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)