Открытый урок по светской этике на тему «Терпимость и терпение»
Оценка 4.7

Открытый урок по светской этике на тему «Терпимость и терпение»

Оценка 4.7
docx
30.12.2020
Открытый урок по светской этике на тему 	«Терпимость  	и терпение»
урок терпимость и терпение.docx

 

                                                                

 

 

 

Открытый урок по светской этике на тему

   «Терпимость

   и терпение»

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Терпимость и терпение.

 

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о терпимости и терпении (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

 

Оборудование: презентация; карточки- ладошки;  рисунки на тему «Таким я вижу мир»; карточки  с проблемной ситуацией;

 

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке ? (честь и достоинство) .Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу задать вопрос».Вы можете задать  вопрос по данной теме .

.

2.Определение темы урока.

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)
        Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №1), люди разных рас и национальностей (слайды № 2): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над  другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. 
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Предположите, какова будет тема нашего урока? /версии учащихся /

Проверим ваши предположения.

Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.

(слайд № 3) Терпимость и терпение.

Итак, это проблема, которую мы обсуждаем. Работаете в группах. Каждая группа получила задание :найти в источниках определённую информацию , по ходу урока вы поделитесь с нами этой информацией .Итак слово предоставляется 1 группе.

 

    (Слайд № 4) Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. 
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
         

3. Введение и объяснение понятия толерантность.
        Как называется терпимость в зарубежных странах?

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.Что такое толерантность .Слово -2 группе.

2 группа

 (Слайд № 5,6) Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

 

Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Откуда оно произошло? Слово предоставляется 3 группе.

 

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран  Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

 

А что означает  слово толерантность на других языках? Слово-4группе.

 

английском – готовность быть терпимым;

 китайском – быть по отношению к другим великолепным;

 Испанском- способность принимать решения, отличные от собственных.

Арабском- милосердие, терпение , сострадание.

 

Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?

 

 (Слайд № 11) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

4.Самостоятельная работа по группам.

А сейчас вы прочитаете информацию в учебнике 1,2группы на странице 104.

3,4 группы на странице 105.После этого вы обменяетесь информацией друг с другом.

 

- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.

Можете  ли вы назвать события, угрожающие миру? 
        - Война,   теракты ….
 - Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

         - Почему происходят войны? /версии детей/

(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. 
С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. 
        Мы должны проявлять милосердие!

 

       -Следует ли различать слова терпимость и терпение? Что такое терпение?(выдержка, самообладание).

 

5.Закрепление.

_А сейчас я предлагаю вам обсудить в группах и выбрать, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

 

1 группа                     2 группа                     3 группа                                 4 группа

 

Милосердие              Честность                  Чуткость                                 Забота

Агрессивность          Терпимость               Доверие                                 Деликатность

Смелость                   Злость                        Раздражительность              Чуткость

Равнодушие              Сотрудничество       Сопереживание                    Эгоизм

 

( Выбранные качества вывешивают на доску.)

Какие  карточки остались?

Зачитайте.( Равнодушие ,злость, раздражительность, эгоизм)  

 

Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую  сторону, жить в мире с собой и окружающими.

 

6. Физкультминутка

-А сейчас каждой группе нужно изобразить слово толерантность с помощью друг друга.

 

7. Анализ ситуаций.

Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

Давайте проверим, 1- развито ли у вас это качество;

2-  какой  выход найдёте из сложившейся ситуации.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения,  работая в группе.

Работа в группах

 

(Слайд14) Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

 

-  А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.

 

·   В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три  «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои  действия.

 

·   Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

 

·   Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой),  потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

·   Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать  ему о долге или лучше промолчать?

 

8. Рефлексия.(задание по группам)

У вас на столах лежат ладошки- символ толерантности. Попробуйте на них написать синонимы к слову толерантность.


Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание.

(запись слов- синонимов на  карточках-ладошках)

Слайд 15,16 Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.


- Что мы узнали на уроке? / Почему толерантность  или терпимость приводит к миру?/

Стихотворение «Что такое толерантность?».Слайд 17,18

 

9.Задание на дом

Нарисовать плакат на тему «Терпимость(толерантность)», прочитать доп.материал на стр.107-108 ,ответить на вопросы.

 


Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по светской этике на тему «Терпимость и терпение»

Открытый урок по светской этике на тему «Терпимость и терпение»

Тема урока: Терпимость и терпение

Тема урока: Терпимость и терпение

Введение и объяснение понятия толерантность

Введение и объяснение понятия толерантность

Следует ли различать слова терпимость и терпение?

Следует ли различать слова терпимость и терпение?

В класс приходит новенький ученик

В класс приходит новенький ученик

Открытый урок по светской этике на тему «Терпимость и терпение»

Открытый урок по светской этике на тему 	«Терпимость  	и терпение»
Скачать файл