Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стыльская школа»
Предмет: технология
Дата:
Класс: 5
Тема: Производство ткани. Практическая работа «Определение в ткани направления нитей основы и утка».
Цель: Ознакомить учащихся с процессом изготовления ткани, научить определять в тканях направление нитей основы и утка.
Задачи урока: Образовательная – сформировать понятия о различных видах текстильных волокон в производстве тканей.
Развивающая– развивать умения анализировать, формировать и развивать познавательный интерес.
Воспитательная – воспитывать уважение к людям труда, прививать эстетический вкус, воспитывать трудолюбие и усидчивость.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: лупа, игла, пинцет
Наглядные пособия: коллекция волокон, образцы тканей, нитки, образец полотняного переплетения, инструкционные карты
Методы обучения: беседа, диалог, наблюдение.
Ход урока:
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Один учащийся чертит на доске схему « Классификация волокон», с остальными проводится беседа :
-Назовите растения, которые являются сырьём для производства бельевых тканей.
- По каким признакам можно отличить волокна хлопка от волокон льна ?
Какими свойствами обладают ткани из растительных волокон ?
- Психологический настрой:
Трудно было человеку
В глубине столетий жить.
Не умел он кашеварить,
Не умел кроить и шить,
Чтоб прикрыть свою фигуру
От мороза не страдать.
Он себя в медвежьи шкуры
Научился наряжать
Платье- шкуры, брюки- тоже,
Шкура- шапка и носки
На кого он был похожим,
Прямо взвоешь от тоски.
Но сейчас шагнула мода
Новостей не сосчитать.
Все труднее год от года
Всех красиво одевать.
Научились делать ткани
Красоту во всем любя,
Вещи тысячи названий
Надеваем на себя.
-Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о тканях.
-Задачей этого урока является ознакомление с волокнами, нитями, образующими ткань.
Беседа с учащимися по вопросам:
-Для чего человек применяет ткани? (для изготовления одежды, обуви, обивки мебели).
-Всегда ли существовала ткань? (нет, хотя сейчас мы, не можем представить свой быт без ткани).
- « Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» А знаете ли вы , как раньше пряли и что такое пряжа ?
Учащиеся записывают в тетради число и тему урока.
Изложение нового материала:
-Производство ткани состоит из следующих процессов : подготовительные операции ( получение пряжи), ткачество( получение ткани из пряжи) и отделка.
- Получение пряжи: пряжа – это текстильная нить, состоящая из последовательно скрученных волокон. Для изготовления тканей различного назначения требуется разная пряжа. В одних случаях нужна пряжа тонкая и гладкая (костюмные и бельевые ткани ), в других – толстая и пушистая ( фланель, байка). Производство пряжи – отдельные короткие волокна скручиваются в тонкие гибкие длинные нити. Этот процесс называется прядением.
- Схема процесса производства ткани : ( записать в тетради )
- Строение ткани : 1- долевые нити ( основы ) , 2- поперечные нити ( нити утка ),
3- кромки, 4- поперечный срез ткани.
- Ткацкие переплетения : ткань получают путём переплетения нитей. От вида переплетения зависит внешний вид ткани и её свойства. Вид переплетения зависит от того, как расположены нити основы и утка. Нити, идущие вдоль ткани называются основными ( основа). Нити , идущие поперёк ткани – уточные ( уток ). Более плотная , неосыпающаяся краевая часть вдоль ткани называется кромкой . Расстояние между кромками называют шириной ткани . Натянутые на станке нити основы с помощью челнока переплетаются нитями утка. Нити основы – тонкие и прочные , нити утка – толстые и пушистые , менее прочные, чем нити основы. Переплетения очень разнообразны и делятся на четыре класса : простые, мелкоузорчатые, крупноузорчатые, сложные. Самое простое переплетение нитей в ткани – полотняное , в котором нити переплетаются через одну. Полотняное переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей ( ситец, бязь, батист ), льняных тканей ( парусина, бортовая ткань, полотно ), шёлковых и шерстяных тканей. Оно имеет наибольшую прочность и используется для тонких полотен платьевого, сорочечного и бельевого назначения.
- Полотняное переплетение :
Работа с учебником : Е.С.Глозман, О.А.Кожина Технология,5 класс,Дрофа 2017.
Стр.128, 129.
- Снятая ткань из ткацкого станка называется СУРОВЬЕ.После этого суровье поступает на специальные станки для очистки и срезания ворсинок ниток. Затем эту ткань отбеливают, окрашивают или наносят рисунок. У ткани есть лицевая и изнаночная сторона. Лицевую сторону ткани определяют по яркости, гладкости, блеску, по чистоте отделки.
Определение нитей основы и утка.
Есть три способа определение нити основы.
-По кромке (нить основы, проходит вдоль кромки).
-По растяжению(растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по утку).
-По звуку (при резком растяжении ткани, более звонкий звук, характеризует направление основной нити, по уточной нити при резком растяжении глухой звук).
-. Сядьте ровно. Поднимите руки вверх. А теперь представьте, что это льняные и хлопковые стебли. Представим, что подул ветер и наши стебельки наклоняются сначала влево, потом вправо (движения руками). А теперь положите вытянутые руки на парту и представьте, что стебельки стали переплетать (движения руками, напоминающими переплетение косы). Молодцы!
5. Практическая работа. Определение в ткани направления нитей основы и утка.
-Вводный инструктаж. Разбор практической работы , учебник « Технология 5 кл.» Глозман Е.С., стр.129,130.
- Для выполнения работы на партах у учеников лежит форма отчета в виде таблицы. Лупа, образец ткани, желательно льняной, так как на ней хорошо заметна разница между нитями основы и утка. На ткани следует стрелкой указать направление нити основы.
- Работа в тетрадях. Текущий инструктаж.
- Заключительный инструктаж :
-анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок;
-вскрытие причин допущенных ошибок учащихся;
-повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
6. Закрепление нового материала..
Загадки:
1) Я кустарник не простой, цвету красиво я весной.
Когда созрею – соберете, но …в коробочках найдете
Не семена, а волокно. (Хлопок).
2) Чтобы ткань не осыпалась, я по краю прохожу.
Долевую нить на ткани вам легко я укажу. ( Кромка)
3) Я стройная красавица, натянута и скручена.
Захочешь растянуть меня, в рядли, что получится.
Иду я рядом с кромкой, а звук – послушай – звонкий.( Основа)
4) Я ниточка пушистая и слегка волнистая
Вверх вниз как уточка ныряю, ткать ткани помогаю.
Если взять и потянуть, меня можно растянуть.
Всегда встречаюсь с кромкой, а звук глухой – не звонкий. (Уток).
Я вдоль ткани хожу, а мой братец – поперек. (Основа и уток).
5) Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали,
На стол постилали. (Лен).
Работа в парах: составить кроссворд по теме (элементы материаловедения).
7. Итог урока.
- Вопросы к учащимся.
Вопрос: «Что полезного для себя узнали вы на уроке?»
Вопрос:«Как вы считаете, почему в школьной программе изучаются основы материаловедения?»
Вопрос:«Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань?»
Вопрос:«Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания по материаловедению?»
- Сообщение учителя о достижении целей урока;
- Объективная оценка работы учащихся на уроках; выставление оценок; в классный журнал и в дневники учащихся;
8. Рефлексия. Светофор.
v Красный – побольше таких уроков.
v
v Желтый – понравилось, но не все.
v
v Зеленый – урок не понравился.
9. Домашнее задание.
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
Изучить параграф 18,устно ответить на вопросы стр.132, письменно выполнить задание стр.132.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.