Открытый урок по теме: Народы России
Оценка 4.7

Открытый урок по теме: Народы России

Оценка 4.7
doc
12.12.2021
Открытый урок по теме: Народы России
Открытый урок Народы России.doc

География. 9 класс. Урок по теме: «Народы России»

Цели урока:                               

- Научится распознавать народы России по различным признакам.

- Получит возможность узнать о культуре народов, через костюмы и традиции.

- Получит возможность  работать с дополнительной литературой, в группах, выступать с сообщением и слушать выступления своих товарищей, анализировать выступления.

Оборудование:       

Политико-административная карта России, куклы в костюмах народов России и мира, выступления о культуре народов,

фотографии народов, картинки народов, цветные магниты-5 цветов, оценочные листы-5, задания для групп,

таблички «гость-4, эксперт-этнограф-5».

                                        

Учитель: Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, эксперты-этнографы, вести урок буду я.

Посмотрите на карту Слайд (политико-административная). 

Какую информацию можно считать с этого ресурса? (регионы, субъекты и пр).

Слайд  А теперь какую информацию можно получить? (какие народы проживают в разных субъектах РФ) 

Слайд  Какова тема нашего урока? 

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 130 больших и малых народов.

Чем они отличаются друг от друга? (Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни).

Как мы легко отличаем разные народы? (В современной повседневной жизни – говором, поведением и пр., а по костюму в народные и национальные праздники)

Учитель: Одежда (костюм) – это часть и материальной, и духовной культуры народов, с их традициями. На эволюцию одежды влияли: климат, местные традиции и иностранные заимствования, состояние экономики и технические новшества. Одежда защищает человека от холода, является составляющей религиозного ритуала, сословно-различающим, этическим, эстетическим элементом и произведением искусства.

Работать сегодня мы будем в  5 группах, у каждой группы будет свое задание и свой эксперт.

После выполнения задания (10 мин), мы будем слушать ответы групп, выступления гостей (до 3 мин) и вопрос гостей, за ответ на вопросы отвечающий получает дополнительный балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

Опишите костюмы по плану, сравните и сделайте вывод об общих и различных чертах костюмов.

План характеристики костюма:

1.     Назовите, из каких видов одежды состоит костюм: головной убор, верхняя одежда, обувь

2.     Из какого материала изготовлен костюм

3.     Какую функцию выполняет данный костюм

 

Какой части России соответствуют куклы в данных костюмах?

 

                   

Ярославль          Воронеж        Смоленск         Владимир          Кострома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гость 1 рассказывает, используя слайд 

 

Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. Дома могли быть четырехстенки, пятистенки, шестистенки. Хороший дом - пятистенок - состоял из пяти стен. Жилище делилась по диагонали. Центральное место занимал красный  угол с иконами и столом, который, по выражению С. Есенина, «подобен заре, поток - небесному своду, а матица - Млечному Пути». Жилая часть - с печкой. Печь играла первейшую роль. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись. В жилой части находились и неотапливаемые (холодные) помещения - сени и клеть. В клети хранили запасы, там же могла храниться зимняя одежда. Летом в клети, где было прохладно, спали. Мебели почти не было. Лавки, сундуки, полки. Перегородок не было. На пол стелили половики, на окна вешали полотенца. Взрослые спали на полу, дети размещались на полатях. На почетной лавке сидели родители, гости, а на свадьбе - молодые. Хозяйственная часть имела мастерские, кладовые и поветь. На поветь с улицы поднимался бревенчатый настил - взвоз. Зимой на повети хранили сено, а внизу стоял скот. Как называется этот вид жилища? Русская изба, озвучивает, кому дополнительный балл.

Задание 2.

Представителями, каких народов являются данные куклы?

 

         

  карач-черк,                       Осет,             азерб                грузия        армения

 

все ли из этих кукол являются представителями народов России?

Почему они собраны вместе?

В чем особенности костюмов представительниц этих народов?

С чем связаны именно такие особенности костюмов?

 

Гость 2 рассказывает                                                                                                                                

Вежливость ценят здесь очень высоко. Одна пословица гласит: «Не стремись к почетному месту - если ты его заслужил, оно тебе достанется». Гостеприимство и уважение соблюдается неукоснительно. Гостю выделяют лучшую комнату. Ни на минуту его не оставят одного. Во главе стола - тамада, а почетный гость - справа от него, далее садятся по старшинству. Младшие члены семьи за столом не сидят. Пренебрегать или злоупотреблять гостеприимством нельзя! За столом даже гостю следует соблюдать правила. Особенно строгие правила у адыгейцев, черкесов, кабардинцев. Сидеть полагается чинно. Нельзя наваливаться на стену, разваливаться на стуле, закидывать ногу на ногу. Разговаривать неторопливо и негромко. О каких народах идет речь? Кавказское, озвучивает, кому дополнительный балл.

Задание 3.

Расположите кукол в порядке их  проживания с запада на восток.

 

                

 карель                   Арх           вологод,          енисей,         томск,          эвенкий        чукотка

 

Объясните свой выбор. (Зима в европейской части мягче, а значит и зимний костюм легче)

Сделайте вывод о соответствии костюма климатическим особенностям территории проживания.

 

Гость 3 показывает видео «Эвенкийский танец»                                           

 

Предлагает Физультминутку (выбираем движения сами)

 

О чем танцуют девушки? Это представительницы, какого народа? озвучивает, кому дополнительный балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Сравните кукол Северной Америки и России.

 

                       

 Аляска,            Чукот,           эвенкий,      эским гренл,    

 

 

Чем можно объяснить сходство костюмов народов Севера двух континентов?

 

Гость 3 рассказывает со слайдами

Слайд1. В Вологде зародилось искусство кружевного промысла. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру. Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Отличительной особенностью вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

Слайд2. В Великом Устюге возникло изготовление серебряных украшений с чернью. Мастера освоили целый ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия. Изготовление украшений и изделий из серебра в  городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Возникли косторезный промысел, выделка замши из оленьих шкур.

Слайд3. Особенно развивалась резьба по дереву. Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. В нашей стране имело свое развитие не только резное искусство крупных и средних форм, но также создавалась и развивалась резьба малых форм, например резная деревянная игрушка и скульптура. О каких народах идет речь? Народы Севера, озвучивает, кому дополнительный балл.

 

Задание 5.

Сравните фотографии и определите, какие народы представлены

Как называется группа этих народов?

Где проживают эти народы? 

Какие сходства есть у костюмов?

Что еще объединяет эти народы?  

 

       

 

 

Учитель: Итак, Мы с вами совершили виртуальное путешествие  и обобщили знания о народах России.

Какова была цель этого путешествия?

 

Все мы живем в одной стране, в одной большой семье, и это самое главное.

 

Теперь Рефлексия «Облака», прикрепите магниты к фразе. Видео «Саха (Якутия )Шаман»

 

 

Я ничего не узнал нового

Я узнал интересную информацию

Я систематизировал полученные знания

Я умею различать народы по различным признакам

Я узнал о традициях и обычаях народов России

 

Учитель: Домашнее задание:

На контурной карте отметить субъекты федерации, входящие в состав России и их административные центры, о которых шла речь на уроке.

Каждая группа должна представить элемент культуры народов, с которыми работали на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 Гость 1.

 

Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. Дома могли быть четырехстенки, пятистенки, шестистенки. Хороший дом - пятистенок - состоял из пяти стен. Жилище делилась по диагонали. Центральное место занимал красный  угол с иконами и столом, который, по выражению С. Есенина, «подобен заре, поток - небесному своду, а матица - Млечному Пути». Жилая часть - с печкой. Печь играла первейшую роль. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись. В жилой части находились и неотапливаемые (холодные) помещения - сени и клеть. В клети хранили запасы, там же могла храниться зимняя одежда. Летом в клети, где было прохладно, спали. Мебели почти не было. Лавки, сундуки, полки. Перегородок не было. На пол стелили половики, на окна вешали полотенца. Взрослые спали на полу, дети размещались на полатях. На почетной лавке сидели родители, гости, а на свадьбе - молодые. Хозяйственная часть имела мастерские, кладовые и поветь. На поветь с улицы поднимался бревенчатый настил - взвоз. Зимой на повети хранили сено, а внизу стоял скот. Как называется этот вид жилища?

Русская изба

 

Гость 2.

Вежливость ценят здесь очень высоко. Одна пословица гласит: «Не стремись к почетному месту - если ты его заслужил, оно тебе достанется». Гостеприимство и уважение соблюдается неукоснительно. Гостю выделяют лучшую комнату. Ни на минуту его не оставят одного. Во главе стола - тамада, а почетный гость - справа от него, далее садятся по старшинству. Младшие члены семьи за столом не сидят. Пренебрегать или злоупотреблять гостеприимством нельзя! За столом даже гостю следует соблюдать правила. Особенно строгие правила у адыгейцев, черкесов, кабардинцев. Сидеть полагается чинно. Нельзя наваливаться на стену, разваливаться на стуле, закидывать ногу на ногу. Разговаривать неторопливо и негромко. О каких народах идет речь?

Кавказское

потом картинка

 

 

 

 

 

Гость 3.

 

Показывает видео, проводит физкультминутку.

 

О чем танцуют девушки? Это представительницы, какого народа?

 

 

 

 

 

 

Гость 4.

 

Слайд1. В Вологде зародилось искусство кружевного промысла. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру. Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Отличительной особенностью вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

 

Слайд2. В Великом Устюге возникло изготовление серебряных украшений с чернью. Мастера освоили целый ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия. Изготовление украшений и изделий из серебра в  городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Возникли косторезный промысел, выделка замши из оленьих шкур.

 

Слайд3. Особенно развивалась резьба по дереву. Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. В нашей стране имело свое развитие не только резное искусство крупных и средних форм, но также создавалась и развивалась резьба малых форм, например резная деревянная игрушка и скульптура. О каких народах идет речь?

Народы Севера

 

 

Задание 1.

Опишите костюмы по плану, сравните и сделайте вывод об общих и различных чертах костюмов.

План характеристики костюма:

1.     Назовите, из каких видов одежды состоит костюм: головной убор, верхняя одежда, обувь

2.     Из какого материала изготовлен костюм

3.     Какую функцию выполняет данный костюм

Какой части России соответствуют куклы в данных костюмах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Представителями, каких народов являются данные куклы?

Все ли из этих кукол являются представителями народов России?

Почему они собраны вместе?

В чем особенности костюмов представительниц народов?

С чем связаны именно такие особенности костюмов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Расположите кукол в порядке их  проживания с запада на восток.

Объясните свой выбор.

Сделайте вывод о соответствии костюма климатическим особенностям территории проживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Сравните кукол Северной Америки и России.

 

Чем можно объяснить сходство костюмов народов Севера двух континентов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5.

Сравните фотографии и определите, какие народы представлены

Как называется группа этих народов?

Где проживают эти народы? 

Какие сходства есть у костюмов?

Что еще объединяет эти народы?  

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гость 1

 

 

 

 

 

Гость 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гость 2

 

 

 

 

 

 

Гость 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперт-

этнограф

 

 

 

 

Эксперт-

этнограф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперт-

этнограф

 

 

 

 

 

Эксперт-

этнограф

 

 

 

 

Таблица оценивания группы ……..

 

Фамилия

Степень участия

оценка

Дополнительный  балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

Таблица оценивания группы ……..

 

Фамилия

Степень участия

оценка

Дополнительный  балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CLOUD


География. 9 класс. Урок по теме: «Народы

География. 9 класс. Урок по теме: «Народы

Учитель: Одежда (костюм) – это часть и материальной, и духовной культуры народов, с их традициями

Учитель: Одежда (костюм) – это часть и материальной, и духовной культуры народов, с их традициями

Задание 1. Опишите костюмы по плану, сравните и сделайте вывод об общих и различных чертах костюмов

Задание 1. Опишите костюмы по плану, сравните и сделайте вывод об общих и различных чертах костюмов

Гость 1 рассказывает, используя слайд

Гость 1 рассказывает, используя слайд

Задание 2. Представителями, каких народов являются данные куклы? карач-черк,

Задание 2. Представителями, каких народов являются данные куклы? карач-черк,

Задание 3. Расположите кукол в порядке их проживания с запада на восток

Задание 3. Расположите кукол в порядке их проживания с запада на восток

Задание 4. Сравните кукол Северной

Задание 4. Сравните кукол Северной

Задание 5. Сравните фотографии и определите, какие народы представлены

Задание 5. Сравните фотографии и определите, какие народы представлены

Я ничего не узнал нового Я узнал интересную информацию

Я ничего не узнал нового Я узнал интересную информацию

Гость 1. Дом состоял из жилой и хозяйственной частей

Гость 1. Дом состоял из жилой и хозяйственной частей

Гость 2. Вежливость ценят здесь очень высоко

Гость 2. Вежливость ценят здесь очень высоко

Гость 4. Слайд1. В Вологде зародилось искусство кружевного промысла

Гость 4. Слайд1. В Вологде зародилось искусство кружевного промысла

Задание 1. Опишите костюмы по плану, сравните и сделайте вывод об общих и различных чертах костюмов

Задание 1. Опишите костюмы по плану, сравните и сделайте вывод об общих и различных чертах костюмов

Задание 2. Представителями, каких народов являются данные куклы?

Задание 2. Представителями, каких народов являются данные куклы?

Задание 3. Расположите кукол в порядке их проживания с запада на восток

Задание 3. Расположите кукол в порядке их проживания с запада на восток

Задание 4. Сравните кукол Северной

Задание 4. Сравните кукол Северной

Задание 5. Сравните фотографии и определите, какие народы представлены

Задание 5. Сравните фотографии и определите, какие народы представлены

Гость 1 Гость 3

Гость 1 Гость 3

Эксперт- этнограф

Эксперт- этнограф

Таблица оценивания группы ……..

Таблица оценивания группы ……..

Открытый урок по теме: Народы России

Открытый урок по теме: Народы России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021