Открытый урок по теме "Отечественная война 1812 года"
Оценка 4.9

Открытый урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Оценка 4.9
docx
13.01.2022
Открытый урок по теме "Отечественная война 1812 года"
1812.docx

План открытого урока по истории

Учитель: Алексеева Алена Юрьевна

Тема: «Отечественная война 1812 г.»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие.

·         Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года

·         Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.

·         Рассмотреть итоги и значение победы русского народа для России.

Воспитательные:

·         Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.

Развивающие:

·         Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;

·         Обеспечить развитие дискуссионных навыков;

·         Обеспечение ситуации эмоционального переживания.

·         Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.

·         Продолжить формирование материалистического мировоззрения.

 

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКАкарты, книжная выставка «Война 1812 г. в русской поэзии и прозе», компьютерная презентация, тестовый материал.

Планируемый результат:

Предметный :

Получение знаний по теме «Отечественная война 1812 г.».

Личностный:

1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу, перечитать литературу по данной теме, как художественную, так и научно-публицистическую, найти самостоятельно информацию об участниках, событиях 1812 года.

2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде.

Метапредметный:

полученные навыки по развитию речи и умению вести диалог, выстраивать систему аргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории, литературы, географии), так и за пределами школы- коммуникативный результат;

План урока:

I.   Проверка домашнего задания.

II. Основная часть (изучение нового материала)

1.     Вторжение Наполеона в Россию.

2.     Смоленское сражение

3.     Назначение Кутузова главнокомандующим.

4.     Бородинское сражение.

5.     Совет в Филях и оставление Москвы.

6.     Партизанское движение

7.     Гибель «Великой армии».

III. Закрепление изученного материала

IҮ. Рефлексия. Выставление оценок.

Ү. Домашнее задание.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Предварительная подготовка: Конкурс рефератов «Полководец М. И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д. Давыдов, Фигнер, Сеславин, В. Кожина», конкурс чтецов «Война 1812 г. в русской поэзии», просмотр отрывков из фильма «Война и мир».

 

 

ХОД УРОКА (конспект урока):

Эпиграф к уроку:

Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин

 

1.Проверка Д/З Слайд №3

Учитель. На прошлом уроке мы с вами говорили о внешней политике России в начале XIX века. Давайте повторим, когда и какие войны вела Россия в начале XIX века

Для этого я вам предлагаю решить тест.

В-I

1. Тильзитский мир был заключен в

А) 1801
Б) 1805
В) 1807

2. Тильзитский мир был заключен между

А) Англией и Францией 
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией

3. “Континентальная блокада” была направлена против

А) России
Б) Франции
В) Англии

4. 5 сентября 1809 года по мирному договору со Швецией России передавалась

А) Финляндия
Б) Польша
В) Западная Белоруссия

5. М.И. Кутузов в 1806г. был назначен

А) киевским генерал-губернатором
Б) военным министром
В) главнокомандующим армии

В-II

1. Тильзитский мир был заключен в

А) 1801
Б) 1805
В) 1807

2. Тильзитский мир был заключен между

А) Англией и Францией 
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией

3. “Континентальная блокада” была направлена против

А) России
Б) Франции
В) Англии

4. К каким последствиям привела русско-иранская война 1804-1813 гг.?

А) Россия получила право свободного плавания на Каспии
Б) России пришлось отказаться от Восточной Грузии
В) Россия потеряла выход к Черному морю

 

План:

1.     Вторжение Наполеона в Россию

2.     Бородинское сражение

3.     Совет в Филях

4.     Отступление и гибель «Великой армии»

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начинаю урок со строк стихотворения известного русского писателя М.Ю.Лермонтова.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Учитель: Ребята, вы все прекрасно знаете к какому событию посвящены эти строки, определите самостоятельно тему урока. (Отечественная война 1812 г)

- Что мы должны узнать об этом событии? (причины, цели, соотношение сил, участники, основные сражения,  итоги, значение войны).

- Самостоятельно составьте план сегодняшнего урока (начало войны, основные события, итоги).

- Вспомните, к какому направлению во внешней политике относится данное событие? ( к западному направлению).

- Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией? (стремление к мировому господству, ослабление влияния Наполеона на мировую политику, нарушение Россией континентальной блокады,  экономические убытки от континентальной блокады, подчинить себе Александра I, угроза целостности границ, из-за превращения Варшавского герцогства в плацдарм для сосредоточения военных сил Франции).

- у вас на столе имеется документ, где описаны соотношения сил. Ваша задача, внимательно прочитать и выписать в тетрадь о соотношении сил России и Франции и сравнить.

- каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий? (Армия наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, то есть армия «двунадесяти языков» Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая повинность, то есть все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, то есть из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)

- определите характер войны обеих сторон ( для Франции – захватнический, грабительский, для России – отечественный, защита свободы и независимости).

- какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)

Запись на доске и в тетради: 12 июня 1812 г.- армия Наполеона вторглась на территорию России.

Работа с картой: - найдите расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленска, Москву, реку Неман.

- Обратите внимание на то, что каждая армия подчинялась своему командующему. (Русская армия была разделена на 3 части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла первая армия под командованием военного министра Барклая-де-Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-а русская армия Багратиона. Еще южнее 3-ая армия Тормасова должна была прикрывать возможные продвижения противника на Киев).

- глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? ( Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце»).

- какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

Учитель:  -первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск, но объединиться в нем не удалось. (показать на карте)

- назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии? (в Смоленске, 3 августа 1812 г. Багратион уступил Барклаю общее командование, как военному министру.)

Учитель: Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии поодиночке. Теперь русская армия могла дать генеральное сражение.

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику медленно овладеть городом. Однако Барклай отдал приказ об отступлении, так как силы были не равны. От Смоленска остались лишь обуглившие руины.

Из-за того, что русская армия постоянно отступала, народ был недоволен назначением главнокомандующим Барклая-де-Толли, многие даже подозревали его в измене.

Запись на доске и в тетради: 8 августа 1812 г. – М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.

Учитель: после прихода Кутузова обстановка в русской армии изменилась, солдаты воспаряли духом. Вот как пишет об этом в своем стихотворении «Бородино» Лермонтов:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали

Ворчали старики

«Что же мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

 

И это сражение состояло – это Бородинская битва.

2. Бородино

 

Учитель: - найдите на карте Бородино.

Запись в тетрадь: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Работа с картой – схемой «Бородинское сражение» и чтение соответствующих описаний сражения из хрестоматии.

Термины: флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия.

- Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению выиграл эту битву? ( Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тысяч человек, русские – 45 тысяч человек.)

Учитель: во время ответа необходимо вспомнить цели каждой из сторон в битве. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских.

3. Совет в Филях

Запись в тетрадь: 1 сентября 1812 г-военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или дать еще одно сражение под Москвой. ( анализ документа )

- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? ( Без свежих подкреплений, на не удобной позиции Кутузов не решался дать сражение).

Запись в тетрадь: 2 сентября 1812 г – русская армия оставила Москву без боя.

Найдите на карте: Тарутино, Малоярославец

Учитель: отступив по Рязанской дороге на восток, русская армия внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино.

- В чем состояла хитрость Кутузова? (Кутузов перекрывал город Тулу, где находились оружейные заводы и 240 тысяч воинов, и город Калугу, где находились склады с продовольствием.)

У села Тарутино был полностью разгромлен Мюрат, один из военачальников Наполеона. Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки, но и здесь Кутузов одержал победу. Французы были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу. Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды.

Гибель «Великой армии»

Учитель: 6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя, французы заминировали Кремль, Собор Василия блаженного, но русские патриоты смогли обезвредить заряды.

Император рассчитывал прорваться по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия.

Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда, когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах.

Последнее сражение разыгралось при переправе через реку Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще 30 тысяч солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж.

Запись в тетрадь: 25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

- Какое значение имела Отечественная война 1812 года для России? (Отечественная война принесла немало горя и страданий россиянам. Многие города были разрушены и сожжены. Огромные потери понесла государственная казна. Но общая беда сплотила людей. Они все вместе поднялись на борьбу с захватчиками. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.)


 

План открытого урока по истории

План открытого урока по истории

План урока: I. Проверка домашнего задания

План урока: I. Проверка домашнего задания

А) Англией и Францией Б) Францией и

А) Англией и Францией Б) Францией и

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Во Франции была всеобщая повинность, то есть все мужчины призывного возраста служили в армии

Во Франции была всеобщая повинность, то есть все мужчины призывного возраста служили в армии

Смоленске, 3 августа 1812 г. Багратион уступил

Смоленске, 3 августа 1812 г. Багратион уступил

Каков был итог Бородинского сражения?

Каков был итог Бородинского сражения?

Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда, когда французы пытались повернуть на юг

Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда, когда французы пытались повернуть на юг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022