План открытого урока по истории
Учитель: Алексеева Алена Юрьевна
Тема: «Отечественная война 1812 г.»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие.
· Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года
· Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
· Рассмотреть итоги и значение победы русского народа для России.
Воспитательные:
· Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.
Развивающие:
· Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
· Обеспечить развитие дискуссионных навыков;
· Обеспечение ситуации эмоционального переживания.
· Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
· Продолжить формирование материалистического мировоззрения.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: карты, книжная выставка «Война 1812 г. в русской поэзии и прозе», компьютерная презентация, тестовый материал.
Планируемый результат:
Предметный :
Получение знаний по теме «Отечественная война 1812 г.».
Личностный:
1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу, перечитать литературу по данной теме, как художественную, так и научно-публицистическую, найти самостоятельно информацию об участниках, событиях 1812 года.
2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде.
Метапредметный:
полученные навыки по развитию речи и умению вести диалог, выстраивать систему аргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории, литературы, географии), так и за пределами школы- коммуникативный результат;
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Основная часть (изучение нового материала)
1. Вторжение Наполеона в Россию.
2. Смоленское сражение
3. Назначение Кутузова главнокомандующим.
4. Бородинское сражение.
5. Совет в Филях и оставление Москвы.
6. Партизанское движение
7. Гибель «Великой армии».
III. Закрепление изученного материала
IҮ. Рефлексия. Выставление оценок.
Ү. Домашнее задание.
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Предварительная подготовка: Конкурс рефератов «Полководец М. И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д. Давыдов, Фигнер, Сеславин, В. Кожина», конкурс чтецов «Война 1812 г. в русской поэзии», просмотр отрывков из фильма «Война и мир».
ХОД УРОКА (конспект урока):
Эпиграф к уроку:
“Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?”
А.С. Пушкин
1.Проверка Д/З Слайд №3
Учитель. На прошлом уроке мы с вами говорили о внешней политике России в начале XIX века. Давайте повторим, когда и какие войны вела Россия в начале XIX века
Для этого я вам предлагаю решить тест.
В-I
1. Тильзитский мир был заключен в
А) 1801
Б) 1805
В) 1807
2. Тильзитский мир был заключен между
А) Англией и Францией
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией
3. “Континентальная блокада” была направлена против
А) России
Б) Франции
В) Англии
4. 5 сентября 1809 года по мирному договору со Швецией России передавалась
А) Финляндия
Б) Польша
В) Западная Белоруссия
5. М.И. Кутузов в 1806г. был назначен
А) киевским генерал-губернатором
Б) военным министром
В) главнокомандующим армии
В-II
1. Тильзитский мир был заключен в
А) 1801
Б) 1805
В) 1807
2. Тильзитский мир был заключен между
А) Англией и Францией
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией
3. “Континентальная блокада” была направлена против
А) России
Б) Франции
В) Англии
4. К каким последствиям привела русско-иранская война 1804-1813 гг.?
А) Россия получила право свободного
плавания на Каспии
Б) России пришлось отказаться от Восточной Грузии
В) Россия потеряла выход к Черному морю
План:
1. Вторжение Наполеона в Россию
2. Бородинское сражение
3. Совет в Филях
4. Отступление и гибель «Великой армии»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начинаю урок со строк стихотворения известного русского писателя М.Ю.Лермонтова.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Учитель: Ребята, вы все прекрасно знаете к какому событию посвящены эти строки, определите самостоятельно тему урока. (Отечественная война 1812 г)
- Что мы должны узнать об этом событии? (причины, цели, соотношение сил, участники, основные сражения, итоги, значение войны).
- Самостоятельно составьте план сегодняшнего урока (начало войны, основные события, итоги).
- Вспомните, к какому направлению во внешней политике относится данное событие? ( к западному направлению).
- Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией? (стремление к мировому господству, ослабление влияния Наполеона на мировую политику, нарушение Россией континентальной блокады, экономические убытки от континентальной блокады, подчинить себе Александра I, угроза целостности границ, из-за превращения Варшавского герцогства в плацдарм для сосредоточения военных сил Франции).
- у вас на столе имеется документ, где описаны соотношения сил. Ваша задача, внимательно прочитать и выписать в тетрадь о соотношении сил России и Франции и сравнить.
- каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий? (Армия наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, то есть армия «двунадесяти языков» Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая повинность, то есть все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, то есть из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)
- определите характер войны обеих сторон ( для Франции – захватнический, грабительский, для России – отечественный, защита свободы и независимости).
- какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)
Запись на доске и в тетради: 12 июня 1812 г.- армия Наполеона вторглась на территорию России.
Работа с картой: - найдите расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленска, Москву, реку Неман.
- Обратите внимание на то, что каждая армия подчинялась своему командующему. (Русская армия была разделена на 3 части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла первая армия под командованием военного министра Барклая-де-Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-а русская армия Багратиона. Еще южнее 3-ая армия Тормасова должна была прикрывать возможные продвижения противника на Киев).
- глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? ( Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце»).
- какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)
Учитель: -первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск, но объединиться в нем не удалось. (показать на карте)
- назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии? (в Смоленске, 3 августа 1812 г. Багратион уступил Барклаю общее командование, как военному министру.)
Учитель: Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии поодиночке. Теперь русская армия могла дать генеральное сражение.
В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику медленно овладеть городом. Однако Барклай отдал приказ об отступлении, так как силы были не равны. От Смоленска остались лишь обуглившие руины.
Из-за того, что русская армия постоянно отступала, народ был недоволен назначением главнокомандующим Барклая-де-Толли, многие даже подозревали его в измене.
Запись на доске и в тетради: 8 августа 1812 г. – М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
Учитель: после прихода Кутузова обстановка в русской армии изменилась, солдаты воспаряли духом. Вот как пишет об этом в своем стихотворении «Бородино» Лермонтов:
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали
Ворчали старики
«Что же мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И это сражение состояло – это Бородинская битва.
2. Бородино
Учитель: - найдите на карте Бородино.
Запись в тетрадь: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.
Работа с картой – схемой «Бородинское сражение» и чтение соответствующих описаний сражения из хрестоматии.
Термины: флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия.
- Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению выиграл эту битву? ( Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тысяч человек, русские – 45 тысяч человек.)
Учитель: во время ответа необходимо вспомнить цели каждой из сторон в битве. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских.
3. Совет в Филях
Запись в тетрадь: 1 сентября 1812 г-военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или дать еще одно сражение под Москвой. ( анализ документа )
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? ( Без свежих подкреплений, на не удобной позиции Кутузов не решался дать сражение).
Запись в тетрадь: 2 сентября 1812 г – русская армия оставила Москву без боя.
Найдите на карте: Тарутино, Малоярославец
Учитель: отступив по Рязанской дороге на восток, русская армия внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино.
- В чем состояла хитрость Кутузова? (Кутузов перекрывал город Тулу, где находились оружейные заводы и 240 тысяч воинов, и город Калугу, где находились склады с продовольствием.)
У села Тарутино был полностью разгромлен Мюрат, один из военачальников Наполеона. Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки, но и здесь Кутузов одержал победу. Французы были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу. Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды.
Гибель «Великой армии»
Учитель: 6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя, французы заминировали Кремль, Собор Василия блаженного, но русские патриоты смогли обезвредить заряды.
Император рассчитывал прорваться по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия.
Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда, когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах.
Последнее сражение разыгралось при переправе через реку Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще 30 тысяч солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж.
Запись в тетрадь: 25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.
- Какое значение имела Отечественная война 1812 года для России? (Отечественная война принесла немало горя и страданий россиянам. Многие города были разрушены и сожжены. Огромные потери понесла государственная казна. Но общая беда сплотила людей. Они все вместе поднялись на борьбу с захватчиками. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.