Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"
Оценка 5

Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Оценка 5
docx
05.12.2019
Открытый урок  по теме "Повторение 7 класс. Причастие"
Итоговый конспект.docx

Повторение и обобщение по теме "Причастие".

Цели урока:

повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид: урок-путешествие

Виды деятельности:

- устная и письменная

- индивидуальная и коллективная

-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;

-речевая: учебная и спонтанная.

Средства обучения: компьютер, учебник,  кейс, карточки, жетоны.карточки с разным уровнем сложности, раздаточный материал для парной работы.

Формы обучения:


·         фронтальная

·         групповая

·         индивидуальная.


ХОД УРОКА

1.      Организационный момент

Психологический настрой:

            Добрый день, ребята! Я думаю, сегодня по-настоящему добрый день. На улице теплая погода. Хочется, чтобы и на нашем уроке была теплая дружеская атмосфера. Давайте посмотримдруг на друга, улыбнёмся, и с такими прекрасными улыбками начнём наш урок. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Формулировка темы, постановка задач:

Мы закончили изучение  раздела «Причастие». В конце каждой большой  темы мы обычно повторяем и обобщаем изученное. Как же мы назовём сегодняшний урок?(Повторение и обобщение по теме "Причастие"). Запишем в тетрадь дату, классную работу, тему урока.

Какую же учебную задачу мы поставим перед собой? (повторить основные темы  в разделе “Причастие”, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и доказывать свою точку зрения. Слушать и слышать других. Искать и находить пути решения проблемы).

            И самое главное, этот урок будет подготовкой к контрольной работе. Поэтому, я думаю, все активно включимся в классную работу.

 

2.Актуализация теоретических знаний.

Наш урок-повторение будет необычным. Сегодня мы отправимся в  путешествие, да не простое, а морское. Но выдержать такой длинный  и тяжелый путь не каждому под силу. Нам нужна надежная и дружная команда, которой мы бы смогли доверять. Поэтому предлагаю вам сыграть в игру «Верю-не верю»

Эта игра поможет нам узнать, как мы усвоили теорию о причастии. Ваша задача – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе.

- Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?

- Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

- Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

- Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

- Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

- Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

- Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глагола?

- Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

            А я верю, что вы освоили тему и сможете показать ваши знания и умения.

 

3.      Включение теоретических знаний в практику

Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. Наш маршрут в бурном море причастий:

  • Грамматические признаки причастия
  • Орфограммы причастий
  • Знаки препинания в предложении с причастным оборотом
  • Употребление причастий и причастных оборотов.
  •  

Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

И вот первые приключения. Встреча с китами! Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи?

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Охарактеризуйте причастие как часть речи (ответы учащихся появляются на слайде).

  • ОГЗ причастия
  • Морфологические признаки – глагольные, признаки прилагательного, собственный признак.
  • Синтаксические признаки.

 

Определите, пожалуйста, какой частью речи является слово ДУМАЮЩИЙ и докажите свою точку зрения. Для тех, кто затрудняется, предлагаю использовать  шаблоны, которые лежат у вас на партах

Думающий-причастие:

  1. Во-первых, оно обозначает признак по действию, т.к. к нему можно задать вопрос какой? Что делающий?…
  2. Во-вторых, слово относится к одному из трех родов, а именно к мужскому… .
  3. В-третьих, слово  склоняется, т.е. изменяется по падежам: думающего, думающему, думающего, думающим, о думающем.
  4. В-четвертых, изменяется по числам: думающий-думающие…
  5. В-шестых, в предложении это слово бывает чаще всего определением.

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово ДУМАЮЩИЙ - причастие, так как обладает всеми признаками

данной части речи.

Ну что же, вы молодцы! Прощайтесь с китами, плывем дальше.

Ребята, мы проплываем прямо над двумя кораблями: один затонувший , а второй  затопленный. И, если честно, я не замечаю разницы. А вы? Скажите, чем отличаются эти два слова?

Затонувший- действительное причастие прош.вр. Обозначает признак предмета по действию, совершенному самим предметом.

Затопленный-страдат. Причастие прошед.времени. Обозначает признак предмета по действию, совершенному над ним другим предметом.

 

Какие вы молодцы! Думаю, ч то с морфолог.разбором на контр.раб. справитесь успешно!

Почему не от всех глаголов удалось образовать и дп, и сп?

Следующий этап экспедиции – повторение орфографии.Зачем это нужно?

 И называться он будет “Шторм”, потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормило на каждом уроке. Посмотрим, с чем мы пришли к сегодняшнему уроку.

 Запись под диктовку.

Взаимопроверка по шаблону, комментарий орфограмм с места.

  • Необитаемый остров,
  • Вовсе не исследованные районы,
  • не озаряемые лучами солнца,
  • неполадка устранена,
  • встреченные препятствия,
  • нечаянное открытие,
  • найденный судовой журнал,
  • заворожён красотой,
  • подгоняемый попутным ветром.

Внимание! Прямо по курсу пираты! Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи.

Посмотрите на слайд и скажите, что с этими предложениями не так?

Для чего нужно исправить ошибки?

  • На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца.
  • Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание.
  • Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.

Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания.

 

Молодцы! Вы справились и с этим этапом.

Почему?

Ребята, а вы любите море? А вы заметили, что наш сегодняшний урок сопровождают прекрасные морские пейзажи, и все они принадлежат кисти одного замечательного русского художника 19 века? Кто это?  Это Иван  Константинович  Айвазовский

У одного члена нашей команды было индивидуальное домашнее задание. Он познакомился дома с картиной «Девятый вал» и попытался описать ее, используя причастия. Давайте посмотрим, что получилось у …………….

Работа с текстом.

Тема – море на картине Айвазовского.

Основная мысль: море на картине – это грозная стихия.

  • К какому типу речи относится данный текст? (Описание)
  • Какие средства выразительности вы использовали в своём художественном описании моря?

Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.
Метафора: алые ворота в грядущий день.

Назовите причастия:

Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).)

Как вы считаете, когда мы используем причастия чаще - в устной или письменной речи?

 

Рефлексия

Ну вот и подходит к концу наш урок. Мы совершили длительное путешествие, и будет справедливо, если нам достанется клад, скрытый в пучине бурного моря причастий (пятерки за контр работу). Но это случится на следующем уроке. А пока предлагаю оценить свой труд и поставить себе ту оценку, которую вы сегодня заработали. Для этого у вас на партах есть листы самооценки. Вы их сдадите и я поставлю рядом свою оценку.

 

 Вы знаете, что моряки во время путешествий ведут бортовой журнал?

Я предлагаю вам сохранить наше сегодняшнее путешествие в памяти и заполнить нашу общую  страничку в таком журнале,  поделившись своими мыслями и эмоциями от урока. Для этого у вас есть стикеры.

 

 

Я благодарю всех за работу, желаю удачи на контрольной!

ДЗ: на «3»- с.73 вопросы, на 4 и 5 памятка или сказка «Её величество Причастие»

Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок  по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок  по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок  по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок  по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок  по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок по теме "Повторение 7 класс. Причастие"

Открытый урок  по теме "Повторение 7 класс. Причастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2019