Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как
Оценка 4.7

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Оценка 4.7
docx
19.01.2020
Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как
Открытый урок МДК.04.01.docx

 

 

         ФИО преподавателя, квалификационная категория

Эрастова Наталья Николаевна, высшая квалификационная категория

Код, наименование специальности

44.02.01 Дошкольное образование

группа

331

Учебный цикл

Профессиональный учебный цикл

Учебная дисциплина/МДК

МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями ( лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации

Раздел учебного занятия

Раздел 1. Взаимодействие воспитателя с родителями

Тема учебного занятия

Тема 1.1. Основы семейного воспитания  ПЗ: Составление ментальной карты « Семья, как  социальный институт формирования личности»

Вид учебного занятия

Практическое занятие

Тип учебного занятия

 Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности

Формируемые компетенции

 

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК  6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смен технологий

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями

ПК  4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

- изучение особенностей семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье

- основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям;

- особенностей современной семьи, ее функций

 

 

 

Цель учебного занятия

Формирование целостной системы знаний о семье, как социальном институте формирования личности

Задачи учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Систематизировать и закрепить знания по теме 1.1. «Основы семейного воспитания», используя прием «составление ментальной карты»

 

Развивать информационную культуру; коммуникативные умения через групповую работу; ассоциативное мышление; мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения)

 

 

Воспитывать уважение к социальным нормам, регулирующим семейные взаимоотношения; способствовать нравственному воспитанию обучающихся

Методы обучения

Традиционные: словесные ( объяснение, беседа, инструктаж); наглядные ( демонстрация, таблицы, карточки, оформление доски); практические (письменные упражнения, самостоятельная работа, практическая работа).

Интерактивные: прием « составление ментальной карты», анализ конкретных ситуаций, проблемный диалог, метод погружения, метод эвристических  ( ключевых вопросов), метод эмпатии.

Образовательные технологии

Информационно-коммуникативная, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология составления ментальных карт

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

Материально-техническое обеспечение             

- ноутбук (компьютер)

- интерактивная доска (экран для видеопроектора)

- презентация Power Point

- оборудование для каждой подгруппы  в соответствии с выбранной темой

- карточки с заданиями групп

-лист самооценивания

-кроссворд

- маркер

-микрофон для имитации интервью

Литература

Семейный кодекс  РФ

Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Дошкольная педагогика Теория воспитания. Учебное пособ. для студентов учреждений высшего образования 5 – издание, стереотипное М.: Издательский центр « Академия» 2017.

Электронные информационные и образовательные ресурсы

 Дошколенок.ру: сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/

Программы для создания ментальных кар:

Coggle https://coggle.it

Xmind http://www.xmind.net

Freemind freemind.sourceforge.net

MindNode https://mindnode.com

Bubbl.us https://bubbl.us

MindMeister https://www.mindmeister.com

 

 

 

 

1.Предварительная хронометрия урока,  совершенствования знаний, умений и способов деятельности

Этап учебного занятия

Подэтап учебного занятия

Время

1. Подготовка обучающихся к учебной деятельности

1.1. Организационный момент

1.2.Сообщение  темы и цели урока

1.3. Актуализация  теоретических знаний: выполнение заданий на проверку теоретических знаний

1

3

37

2. Основная часть занятия

2.1. Инструктаж по составлению ментальной карты.

2.2. Практическая работа Составление ментальной карты  «Семья, как  социальный институт формирования личности»

2.3. Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков по теме.

4

38

 

2

3. Завершающий этап занятия

3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности

3.2. Рефлексия.

3.3. Организационный момент

2

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока, время

Задачи этапа

Используемые формы, методы, приемы, средства

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Планируемый результат

(смогут, узнают)

1.      Подготовка учащихся к учебной деятельности

1.1. Орг. момент

 

- подготовить обучающихся к работе, положительно настроить на урок

-использование упражнения  «Приветствие» на повышение энергетического и творческого потенциала;

эпиграфа для организации работы на уроке

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку.

 

-при создании благоприятного психологического климата работа на уроке будет наиболее эффективной

1.2. Сообщение темы и цели занятия

 

- создать благоприятные условия для подведения к формулированию темы и цели урока

- чтение притчи;

- проблемные вопросы;

- составление плана

-обращает внимание на актуальность закрепления и систематизации знаний для выполнения практической работы;

- обращает внимание на формируемые компетенции;

-привлекает к самостоятельному формулированию темы и цели урока

- формулируют самостоятельно тему и цель урока

- смогут осознать значимость выполнения предстоящей практической работы

1.3. Актуализация базовых умений, навыков и знаний.

-систематизировать и закрепить материал по изученной теме;

 -создать условия для осознанного выполнения практической работы

- чтение притчи;

- решение кроссворд;

- блиц – опрос; -решение педагогических задач;

- заполнение таблиц;

-интервью

- предлагает организовать работу в группах для рассмотрения изученных вопросов по плану

-каждая группа предлагает выполнить задания и оценить свою деятельность в листах оценивания  (соответствующего сектора);

 -отвечают на поставленные вопросы,

- выстраивают логические связи

-смогут внимательно и с наибольшим интересом относиться к изучаемому  материалу, связывать его с практической деятельностью и осуществлять контроль своей деятельности

 

Мотивация к выполнению практических заданий

- создать условия для мотивации к выполнению практических заданий

- чтение притчи

 

- предлагает прослушать притчу, ответить на проблемный вопрос и записать ответ в тетрадь

-отвечают на поставленный проблемный вопрос, записывая ответ в тетради

- осознанно и творчески подойдут к выполнению предложенных заданий

Выполнение заданий на проверку теоретических знаний

- создать условия для решения задач каждой группы «ученых»

- решение кроссворда;

- блиц – опрос;

- решение педагогических задач;

- заполне6ие таблиц;

- интервью

- каждая группа «ученых» предлагает свой, заранее подобранный набор практических заданий

- выполняют задания; -поочередно отвечают;

- фиксируют ответы в бланках ответов и проверяют правильность их выполнения

-смогут соотнести теоретический материал с выполнением практических заданий

 

Историки

(сектор синегоцвета)

 

-закрепить знания отдельных исторических вопросов в рамках изученной темы

 

- блиц – опрос

 

 

- предлагают ответить на вопросы в бланках, а затем ответы озвучиваются;

-проверяется правильность выполнения заданий, записывается результат

- отвечают на поставленные вопросы;

- сопоставляют с правильными ответами;

-отмечают ответы в бланках

- смогут проверить уровень сформированности знаний по рассматриваемому вопросу

Социологи

(сектор желтого цвета)

 

-сформулировать функции современной семьи, раскрыть их суть и значение

 

- решение кроссворда

- решение педагогических задач

 

- предлагают задание на решение кроссворда «Функции современной семьи»;

- предлагают решить педагогические задачи на определение функций семьи

- представители от каждой группы решают кроссворд у доски, отвечая на один из вопросов;

- каждая группа предлагает вариант решения педагогической задачи; - правильность ответов фиксируется в бланке

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу

Психологи

(сектор красного цвета)

 

-закрепить знания об основных типах семей, раскрыть значение определенного типа семьи для воспитания ребенка

 

- заполнение таблиц

- предлагают задания на заполнение таблиц ( « Стили семейных взаимоотношений;  «Классификация стилей»; « Правила  поведения в семье»)

- участники каждой группы совместно обсуждают задание и заполняют предложенные таблицы;

- сверяют с предложенными ответами

 

 

 

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу

 

Юристы

(сектор зеленого  цвета)

 

-раскрыть разницу понятий «семья и брак»;

-решить педагогические задачи, основываясь на основном документе

- работа с документом «Семейный кодекс РФ»;

 - решение юридической задачи

- предлагают поработать с Семейным кодексом РФ и выполнить задания

- работают с документом и выписывают в тетрадь: условия вступления в брак и условия расторжения брака.

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу

Журналисты и политологи

(сектор оранжевого цвета)

 

-формировать умение высказывать свою точку зрения и обосновывать ее

 

- интервью;

- беседа

- предлагают ответить на вопросы интервью ( имитация интервью с микрофоном)

- отвечают экспромтом на вопросы интервью

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу;

- научаться  высказывать свою точку зрения и обосновывать ее

2.Основная часть учебного занятия

2.1. Обучающий инструктаж по составлению ментальной карты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-помочь структурировать материал по теме, используя прием составления ментальной карты

 

 

 

- объяснение

- инструктаж

 

- предлагает прослушать обучающий инструктаж по составлению ментальной карты;

- акцентрирует внимание на соблюдение правил составления ментальных карт (принципы, условия, свойства)

 

 

 

 

- слушают инструктаж преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

- смогут правильно составить ментальную карту

 

2.2.Практическая работа Составление ментальной карты «Семья как социальный институт формирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- составить ментальную карту в соответствии с требованиями

- практическая работа

- предлагает выполнить практическое задание по составлению ментальной карты в соответствии с требованиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-составляют ментальную карту;

-выделяют главные слова, опираясь на предшествующий план работы

 

 

 

 

 

 

- закрепят и систематизируют знания по теме, используя прием составления ментальной карты;

-научатся выделять ключевые слова, систематизировать моменты, группировать;

- с помощью карты научатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминать ее благодаря ассоциациям

2.3. Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями

- обобщающая беседа,

- анализ выполненных заданий

 

-осуществляет контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков;

-контролирует правильность выполнения заданий, корректирует;

-работы сдаются на проверку,  выставляется поурочный балл

 

- участвуют в подведении итогов урока, определяют его эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- смогут проанализировать уровень своих умений и навыков по изученной теме;

- проанализируют уровень усвоения компетенций

3. Завершающий этап занятия

3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности

 

 

-помочь обучающимся самостоятельно оценить уровень сформированности компетенций в рамках темы.

- дать качественную оценку индивидуальной работы и работы группы

- коллективное обсуждение

 

-подводит итог урока, указывает на уровень сформированности общих компетенций, делает обобщающие выводы о работе групп

 

 

 

 

 

 

- участвуют в подведении итогов урока, определяют его эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- смогут проанализировать уровень эффективности урока

3.2. Рефлексия

 

- создать условия для собственного выражения мнений об эффективности выполненной практической работы по составлению ментальной карты

- обобщающая беседа

-прием « инсерт»

- использует прием развития критического мышления  « Инсерт»

и предлагает продолжить фразу

1. Я повторил …

2. Я узнал …

3. Я научился…

4. Я могу…

- предлагает выразить свое мнение и о приеме « составление ментальной карты»

-продолжают фразу;

-по  результатам урока проводят рефлексию

- научатся работать с информацией, группировать ее с помощью составления ментальной карты

3.3. Орг.момент

-завершить урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как

Открытый урок Практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020