ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ
преподавателя Власовой Д.И.
Тема урока:
«Промышленный переворот в Англии».
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Дата проведения урока:
23 ноября 2021 г.
Цель урока:
- дать представление об изменениях, происшедших в Англии в XVIII веке, о переходе от традиционного общества к индустриальному.
Задачи урока:
Образовательные:
- рассмотреть предпосылки промышленного переворота в Англии и познакомить с основными изобретениями и открытиями начального
периода промышленного переворота;
- показать социальные последствия промышленного переворота.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся навыков работы с дополнительной информацией, с терминами и определениями;
- развивать умение анализировать исторические данные;
- аргументировать свою точку зрения и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду, как источнику богатства общества, сочувствие к людям, борющимся за свои права.
Методика развития критического мышления:
- умение собирать информацию из различных источников;
- рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные моменты;
- анализ качества информации.
Методы обучения, используемые на уроке:
- словесный (рассказ учителя с элементами беседы);
- наглядный (иллюстрации по изучаемой теме);
- практический (работа с историческими источниками, с картой).
Основные понятия:
- аграрная революция;
- промышленный переворот;
- индустриальное общество.
Средства обучения и оборудование урока:
- Новая история, 1500 - 1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений./А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2012 г.;
- экономическая карта Англии XVII – первой половины XVIII века;
- экономическая карта Англии конца XVIII века;
- иллюстрации по теме урока.
План урока:
1. Организационный момент и проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
3. Формулировка темы урока, вступительное слово учителя (введение в тему урока).
4. Изучение нового материала (рассказ учителя, сообщения учащихся, работа в тетрадях, с исторической картой):
- аграрная революция в Англии;
- условия промышленного переворота;
- промышленный переворот;
- «Отец» паровой машины;
- положение рабочих;
- династия Дарби;
- движение протеста, разрушители машин.
5. Закрепление материала и подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся (рефлексия достижения целей).
6. Домашнее задание (инструктаж по выполнению).
Ход урока:
1. Организационный момент и проверка готовности к уроку. (1 минута)
Учитель: Здравствуйте, дети! Прозвенел звонок – начинается урок. А к уроку все готовы? А какое у Вас настроение? Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся друг с другом хорошим настроением и начнём наш урок.
(учащиеся готовятся к уроку и проверяют наличие школьных принадлежностей).
2. Повторение пройденного материала по теме: «Художественная культура Европы эпохи Просвещения». (4 минуты)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с художественной культурой Европы эпохи Просвещения.
Можно ли сказать, что просветители XVIII века были наследниками гуманистов Возрождения?
В чем просветители видели основную цель искусства?
(краткие ответы учеников):
- деятелей культуры эпохи Просвещения можно считать наследниками гуманистов Возрождения, поскольку они утверждали ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие;
- идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства;
- искусство в жизни человека, по мнению просветителей, должно ему помогать осмыслять окружающий его мир, а также даёт возможность познать самого себя через творческий поиск;
- цель и главное назначение искусства в служении гуманистическим идеалам;
- центром внимания искусства должна быть человеческая личность, свободная и обладающая правами.
3. Вступительное слово учителя (формулировка темы урока). (3 минуты)
Учитель: У вас на столах разложены папки с иллюстрациями, к которым мы будем обращаться по ходу всего нашего урока. Итак:
конец XVIII века вошел в историю под знаменем промышленного переворота. Сначала Англия, а затем и другие европейские страны постепенно отказывались от привычного использования ручного труда, то есть мануфактурного производства. Появляются первые ткацкие станки, паровые машины и другие изобретения.
Посмотрите на первые две иллюстрации.
Иллюстрации № 1 и 2.
Учитель: На первой изображена мануфактура XVI –XVII вв., а на другой - фабрика XVIII века. Какие мы видим различия? Правильно, на первой картинке ручное производство, а на второй – машинное. Фабрика более технологична и роль человека в ней становится значительно меньше. На примере истории Англии XVIII века, мы с вами сегодня познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот, постараемся разобраться в его причинах, сущности и последствиях.
Открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока: «Промышленный переворот в Англии».
(ученики записывают тему в тетрадь).
4. Объяснение нового материала. (21 минута)
- аграрная революция в Англии:
Учитель: Из прошлых уроков, мы с вами уже знаем, что английская революция расчистила дорогу капитализму и утвердила в стране буржуазный строй. К 70-м годам XVIII века заканчивается процесс огораживаний и 90% всей пахотной земли оказалось в руках лендлордов.
Лендлорды не вели сами хозяйство, а отдавали имение в аренду крупным фермерам. Чем больше имение, тем больше денег, а потому лендлорды всячески увеличивали свои земельные владения: выживали мелких арендаторов высокой арендной платой и захватывали общинные земли. Сложившаяся веками система ведения сельского хозяйства разрушилась. В Англии победила крупная земельная собственность, и в английскую деревню вторгся капитализм. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским хозяйством и в почти полном исчезновении крестьян. Складывается характерная для английской деревни того времени пирамида:
- лендлорд, который уступает землю и получает арендную плату;
- арендатор-фермер, играющий роль предпринимателя;
- наёмный работник (батрак).
Иллюстрация № 3.
Учитель: В тоже время, крупная земельная собственность была более целесообразна с хозяйственной точки зрения: улучшилась обработка земли, применялись удобрения, расширялись площади под кормовые культуры для скота, создавались условия для увеличения производства зерна и мяса. Английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные посёлки, увеличилась торговля между городом и деревней. Для успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты, и всё больше возникало централизованных мануфактур.
Сосредоточие земли в руках крупных собственников, использование в
сельском хозяйстве труда наёмных рабочих, рост продуктивности сельского хозяйства – всё это получило название аграрной революции.
Открываем наши тетради и записываем: Аграрная революция – процесс, ведущий к резкому росту продуктивности сельского хозяйства.
(ученики записывают понятие в тетрадь).
- условия промышленного переворота:
Учитель: К середине XVIII века в Англии созрели условия для промышленного переворота, то есть перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Это было подготовлено всем предшествующим развитием страны.
Во-первых, завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население, которое было готово работать в промышленности.
Во-вторых, с ростом городов и развитием торговли, сложился рынок сбыта товаров.
В-третьих, в результате земельных спекуляций внутри страны, ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные денежные средства.
Непосредственной причиной начала промышленной революции стало разорение английских ткачей в связи с ввозом в Англию дешёвых тканей из Индии. Чтобы сохранить своё производство и конкурировать с недорогими индийскими тканями, им было необходимо уменьшить затраты и
увеличить производительность труда. Промышленный переворот, таким образом, был связан с изобретением высокопроизводительных машин и их внедрением в производство. Открываем тетради и записываем:
Промышленный переворот (революция) - переход от мануфактурного производства к крупному фабрично-заводскому, при котором ручной труд заменяется машинным.
(ученики записывают определения в тетрадь).
- промышленный переворот:
Учитель: Важнейшей частью промышленной революции являлись технический прогресс и использование его достижений в промышленности.
Начался он, как уже было сказано, с изобретения рабочих машин.
Мануфактурное производство, которое базировалось на ручном труде и разделении на отдельные простые операции, натолкнуло изобретателей на мысль, что руку человека можно заменить каким-либо устройством, машиной. И потому не случайно, что первые машины появились в хлопчатобумажном производстве. Ведь, чтобы на равных конкурировать с индийскими ткачами, требовались высококачественные новые машины. Важнейшим изобретением, которое стало толчком к промышленному перевороту, было совершенствование ткацкого станка. В 1733 году Джон Кей, ткач и механик, усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока».
Иллюстрация № 4.
Учитель: Раньше сам ткач пропускал челнок между нитями основы, теперь челнок перебрасывался нажатием ножной педали. Это позволило изготавливать ткань широкого размера, вдвое выросла производительность труда, то есть работу двух ткачей выполнял один.
С ускорением производства тканей возникла проблема нехватки пряжи. Процесс прядения также нуждался в усовершенствовании. Технологический прорыв в 1765 году совершил ткач и плотник Джеймс Харгривс. Он изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретён.
Иллюстрация № 5.
Учитель: Созданная им прялка, которую он назвал по имени своей дочери «Дженни», представляла собой механизм, обеспечивающий одновременное вытягивание и скручивание нити. Производительность труда прядильщика возросла в 18-20 раз. Машина была недорогой, очень простой по устройству и быстро распространилась по всему миру. А уже в 1767 году плотник
Томас
Хейс присоединил механическую прялку к двигателю на базе водяного колеса. Такая
машина отличалась более высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали
появление новых ткацких станков. Эдмунд Картрайт изобрёл принципиально новый
ткацкий станок, который повышал производительность труда в 40 раз. Новая
техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришли
фабрики.
Иллюстрация
№ 6.
Учитель: На таких фабриках устанавливалось уже более тысячи машин, а работало около 300 рабочих. Конец XVIII века был отмечен и другими знаменательными событиями. В 1784 году инженер-металлург Генри Корб открыл новый способ проката металла. Он, фактически, стал создателем прокатного стана.
Иллюстрация № 7.
Учитель: Немногим позже, Генри Модсли сконструировал токарный станок. На старых токарных станках резец приходилось держать в руках,- одно неверное движение, и изделие было бракованным. Модсли построил станок, в котором резец, закреплённый на суппорте, мог двигаться в продольном и поперечном направлениях с помощью двух винтов. На таком станке стало возможно очень точно нарезать винты и гайки.
Иллюстрация № 8.
Учитель: Также, Модсли первым организовал производство машин машинами в промышленных масштабах. Он создал методику конструирования машин и разработки технологических процессов, внедрил в повседневную практику машиностроения точные измерительные инструменты.
- «Отец» паровой машины:
Учитель: Но у машинного производства был и свой минус: они были привязаны к водяным двигателям, а их использование обязывало строить фабрики лишь около рек. Создание в 1784 г. универсальной паровой машины Джеймса Уатта, позволило строить фабрики в любом удобном месте. Поэтому это изобретение было не только великим, но и долгожданным.
Иллюстрация № 9.
Учитель: Крупный промышленник Мэтью Болтон первым оценил изобретение Уатта. На заводах Болтона строятся новые машины, в хорошо оснащённых мастерских, где работают высококвалифицированные рабочие. Постепенно паровой двигатель заменил водяное колесо. Паровая машина стала использоваться везде: на ткацких и прядильных фабриках, в металлургической и горнодобывающей промышленности. Вслед за лёгкой промышленностью внедрение изобретений началось и в тяжелой.
- положение рабочих:
Учитель: Внедрение в производство машин вытеснило ручное производство. Строились новые фабричные города рядом с угольными шахтами.
Иллюстрация № 10.
Учитель: Появление фабрик изменило и жизнь рабочих. Впервые в истории человечества появилось расписание рабочего времени. С понедельника до субботы звон фабричного колокола в 6 или 7 часов утра возвещал о начале рабочего дня. Водяные колёса и машины крутились шесть часов до обеденного перерыва и шесть часов после него: был установлен суровый
12-часовой рабочий день. А так как на фабриках многие работали семьями, то у них исчезла былая возможность, за счёт дополнительных усилий и
напряжения, заработать себе дополнительный день отдыха.
Жили рабочие в весьма тяжёлых условиях. Только немногие владельцы фабрик строили для них дома. В новых фабричных городах рабочие семьи могли арендовать лишь одну-две комнаты в многоквартирных домах или въезжали в один из дешёвых домов с тонкими стенами и сырыми полами.
Фабриканты, пользуясь своим положением, выжимали из своих подчинённых всё, что только было можно. Существовали многочисленные штрафы за
опоздание, за ругань, за неопрятность. Многие фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей – дешёвую рабочую силу.
На растущих как грибы фабриках не существовало никакой охраны здоровья и труда.
- династия Дарби:
Учитель: Строительство паровых машин и станков привело к возникновению машиностроительной отрасли. Машиностроение повлекло за собой увеличение потребности в металле, что в свою очередь дало толчок развитию металлургии. В течение XVIII в. была решена проблема массового производства чугуна, а впоследствии и железа. Благодаря этому, добыча каменного угля стало одной из основных отраслей хозяйства.
Иллюстрация № 11.
Учитель: В XVIII веке в Англии сложились целые династии владельцев фабрик, которые внесли немалый вклад в развитие новых способов получения чугуна, в литейное дело и изобретение станков. Особенно известна была династия Дарби. Ещё в 1707 году Абрахам Дарби старший, металлург и промышленник, изобрёл способ получения кокса из каменного угля и
открыл новый способ отливки чугуна, которое получалось более жидким, и его можно было заливать и получать изделия более сложной формы. Продукция Дарби распространялась по всей стране.
Иллюстрация № 12.
Учитель: После смерти Дарби старшего, дело перешло в руки его сына Абрахама Дарби II. Он приобрёл машину, при помощи которой воду закачивали в заводской пруд, расположенный над водяным колесом, приводившим в движение мехи доменной печи. Это обеспечивало постоянную подачу воздуха в печь, даже тогда, когда пересыхали ручьи. Фабрика выпускала прекрасную коксовую сталь, пользующуюся спросом по всей Англии. А уже при Абрахаме Дарби III на заводе были отлиты части первого в мире чугунного моста.
Иллюстрация № 13.
Учитель: В 1779 году части моста были соединены болтами и мост связал два берега реки Северн, что на территории графства Шропшир.
Мост сохранился до наших дней, в 1934 году, как одна из основных вех в истории мостостроения сооружение было поставлено на государственную охрану и закрыто для проезда транспорта. С 1986 года мост включен ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.
- движение протеста, разрушители машин:
Учитель: Внедрение в производство машин принесло рабочим новые беды, ведь одна машина могла заменить десятки работников и многие остались без работы. Законов, защищавших их от произвола хозяев, не существовало, и они прибегали к собственным средствам борьбы. Виновниками своих бедствий рабочие считали не хозяев, а появившиеся машины.
Наибольший размах недовольства выразился в Луддитском движении. Участники этого движения называли себя луддитами по имени легендарного рабочего Неда Лудда, который, согласно преданию, первым разрушил собственный станок. Вслед за ним сотни людей по всей Англии начали сознательно портить ненавистные машины.
Иллюстрация № 14.
Учитель: Движение луддитов явилось специфической формой борьбы формирующегося промышленного пролетариата против невыносимых условий труда, нищенской зарплаты и безработицы.
Недовольные фабриканты потребовали от парламента защиты, и вскоре был принят закон о смертной казни за порчу машин. Около 40 луддитов было казнено.
5. Закрепление материала и подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся. (заключительное слово учителя). (4 минуты)
Учитель: А теперь, подведём итог нашего урока. Промышленная революция была связана с рядом технических изобретений, которые позволили ручной труд заменить машинами. В результате этого переворота Англия в конце XVIII века стала первой промышленной страной мира, где отчётливо проступали черты будущего индустриального общества. Но потребовались ещё годы для того, чтобы Европа оказалась на пороге качественно нового периода своей истории.
6. Домашнее задание (инструктаж по выполнению). (2 минуты)
Учитель: А теперь давайте запишем домашнее задание: Параграф 21. Читать, а в конце параграфа ответить на вопросы.
Учащиеся фиксируют домашнее задание в дневниках. Задают, если есть,
вопросы.
Учитель: Урок окончен. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.